Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Подумав, что ее муж не доживет до утра, Ирина Пороховщикова покончила с собой: "Жить без Саши не хочу и не буду"

Подумав, что ее муж не доживет до утра, Ирина Пороховщикова покончила с собой:
Фото: История любви Александра Пороховщикова и его жены Ирины внезапно стала не просто необыкновенной - трагической... Фото из архива «Экспресс газеты».

В последние месяцы ближе человека для этой семьи не было. Сергей Жорин абсолютно бесплатно консультировал артиста и его жену. Судебные тяжбы с родственниками сильно подкосили здоровье Пороховщикова. И даже несмотря на то что все суды были им выиграны, чувствовал себя артист все хуже и хуже.

Напомним: в прошлом году Пороховщиков написал заявление в ОВД "Хамовники" на младшего брата своей жены Ирины. По словам Пороховщикова, Владимир семь лет незаконно получал пенсию своей матери. Выкрал ее паспорт и карточку медицинского страхования.

Александр Пороховщиков перенес микроинсульт, а по некоторой информации - динамическое нарушение кровообращения. В любом случае и то и другое опасно для жизни. Врачам пришлось делать операцию, чтобы убрать тромб. Собственно, эта операция и стала поворотным моментом в решении Ирины Пороховщиковой уйти из жизни. Кто-то из медиков неосторожно сказал ей, слишком эмоциональной и любящей женщине, что ее муж вряд ли "доживет до утра". И она решила, что без него жить не сможет... 

Александр Шалвович, к счастью, операцию перенес неплохо. Врачи НИИ неврологии РАМН говорят, что сейчас его состояние стабильно тяжелое. Он в сознание, хотя и в полусонном состоянии. На вопросы отвечает.  

У него отобрали мобильный телефон и не пускают в палату даже друзей, что понятно - берегут и стараются держать в неведении. 

"ПОМОЛИТЕСЬ О САШЕ"

Около трех недель назад Александр Пороховщиков попал в клинику имени Сеченова с гангреной стопы, которая возникла на фоне сахарного диабета. Медики ампутировали артисту часть стопы и в скором времени перевели в обычную палату. Но потом состояние актера резко ухудшилось: рана не заживала, образовался тромб, и Александра Шалвовича перевели в кардиологическое отделение клиники. 

На следующий день с артистом случился инсульт. Его супруга Ирина Пороховщикова забила тревогу, и артиста экстренно перевели в другую клинику. 

За несколько часов до трагедии, днем 9 марта, Ирина Пороховщикова позвонила корреспонденту "КП" и попросила передать через газету поклонникам артиста, чтобы они помолились о его здоровье. 

- Сегодня третьи сутки болезни и только первые после серьезной операции. За последнее время мы услышали и прочли много негативного в адрес нашей семьи. Возможно, эти люди правы, не мне судить, сейчас я даже о них не думаю. 

Я обращаюсь к тем, кто действительно искренне любит Александра Шалвовича, ценит его творчество. Сейчас Великий пост, двери храмов открыты, ежедневно проходят службы. Зажгите свечу или просто помолитесь о здравии Саши и за тех людей, кто сейчас ежесекундно борется за его  жизнь.

Ирина добавила еще: "Если с Сашей что-то случится, то меня не будет на похоронах. Уйду из жизни в тот же час. У меня в этой жизни никого больше нет. Я с Сашей с 15 лет, другой жизни я не знаю и не мыслю! У меня никого больше нет. За что мне все это?!" 

Чуть позже, когда ее обращение уже было опубликовано на нашем сайте, Ирина Пороховщикова позвонила в редакцию и поблагодарила за внимание к своей беде. 

Но... самая страшная беда случилась поздно вечером.

"МЫ УЖЕ БЫЛИ ТАМ, ВСЕ ВРОДЕ СПОКОЙНО"

Накануне Ирина позвонила адвокату семьи Сергею Жорину и сказала, что врачи сообщили ей, что ее муж Александр Пороховщиков не доживет до утра. Она также позвонила своей подруге и дочери актера Сергея Шакурова Ольге.

- Ирина сказала, что наложит на себя руки в Староконюшенном переулке, в их с Александром Шалвовичем доме, - рассказала Ольга корреспонденту "КП". - Она попросила забрать собаку, сказала, что задняя дверь дома будет открыта.

Ольга срочно позвонила в полицию и редакцию "КП", поскольку она с маленькими детьми находилась далеко от Москвы. А семейный адвокат Пороховщиковых Сергей Жорин уже несколько дней находится на обследовании в Мюнхене.

Однако сотрудники полиции сказали Ольге Шакуровой, что выехали к дому Пороховщиковых, но ничего подозрительного там не заметили, мол, двери были закрыты, никто на стуки и окрики не отзывался. 

- Когда мы первый раз позвонили в полицию - это было в районе 23 часов, - они отказались выезжать, мотивируя свой отказ тем, что Ирина якобы не в себе, - рассказывает шокированная поступком подруги Ольга. - Но я настаивала, и наряд все-таки выехал. Когда я перезвонила в полицию, чтобы узнать о результатах, то в ответ услышала, что вызов был ложным. Полицейские тогда сказали, что, дескать, у Ирины нет повода кончать с собой, ведь она теперь богатая наследница, - поражается цинизму стражей порядка Ольга.

Корреспонденты "КП" бросились к дому Ирины и по дороге вызвали скорую, полицию и МЧС.

Корреспонденты "КП" и бригада скорой приехали к дому Пороховщиковых в Староконюшенном переулке в районе двух часов ночи. 

Полиции на тот момент еще не было. Как и обещала Ирина Пороховщикова перед смертью, задняя дверь особняка была приоткрыта, в доме горел свет.

Врачи скорой обнаружили женщину повешенной у себя дома.

Пороховщикова свела счеты с жизнью в мансарде, повесившись на шнуре от удлинителя: встала на табуретку и спрыгнула с нее на пол. 

Рядом с ней была найдена предсмертная записка: "Жить без Саши не хочу и не буду. Люблю Сашу и хочу быть с ним. Ирина Пороховщикова".

Также в записке Ирина просила Олю Шакурову позаботиться об Одэне (пес Пороховщиковых).

По предварительным данным, смерть несчастной наступила за 40 минут до приезда наряда скорой помощи, около часа ночи. Примерно через десять минут после обнаружения покойной прибыл наряд полиции. Стражи порядка с трудом увели верного пса Одэна в другую комнату. 

10 марта собаку забрала подруга Ирины Ольга Шакурова, как и просила в предсмертной записке Пороховщикова.

ПОСЛЕДНЯЯ ВОЛЯ ИРИНЫ 

Друзья семьи: "Она хотела покоиться рядом с мамой Саши!" 

- Ирина и Александр Шалвович были много лет дружны со Святославом Федоровым и его женой Ирэной Ефимовной, - рассказали "КП" друзья семьи Пороховщиковых. - Побывав однажды в Федоровке, родном селе Федорова, они присмотрели себе там два участка на кладбище. Там похоронена мама Александра Шалвовича, которую он боготворил. И там, около березок, Ирина и Александр, по их словам, хотели найти свой последний приют. Сейчас мы выясняем, успели ли они там купить себе участок на кладбище, а если нет - возможно ли похоронить Ирину рядом с мамой Александра Шалвовича. 

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Александр Морозов, врач-психиатр: "Рано или поздно, но финал был бы одинаковым"

- Я не был знаком с погибшей лично, поэтому абсолютный диагноз ставить не могу, хотя по тому, как развивались события, уже можно составить некоторую клиническую картину, - сказал нам врач-психиатр Александр Морозов. - Ни в коей мере не хочу обидеть память Ирины. То, что я говорю, - это всего лишь диагноз врача: перед нами тип яркого, классического истероида с инфантильными реакциями. Только человек с таким типом личности мог с детства и до зрелого возраста довольствоваться ролью ребенка.

Но женщина-дочь - это только внешнее проявление картины. Такая демонстрационно-показательная смерть говорит о том, что человек, который всю жизнь вроде бы довольствовался ролью любимой и капризной "девочки", на самом деле страдал от своей нереализованности. Женщина без якорей: нет друзей, родных, коллег по работе, детей. Она всю жизнь чувствовала себя никем. Хотя и виду могла не показывать. Мысли о суициде у таких людей приходят не спонтанно. Они их обдумывают годами, живут с ними и прокручивают ситуации, когда их можно будет воплотить.

Для Ирины жизнь заканчивалась после смерти Александра. Она понимала, что рано или поздно это произойдет. И что бы ни сказали ей врачи в больнице - свой выбор она сделала еще до того, как с мужем произошла трагедия.

Записала Оксана Касаткина. 

живал за пожилой женщиной. А после ее кончины стал претендовать на 1/9 долю ее квартиры, хотя женщина в своем завещании отписала все наследство дочери Ирине. Начались судебные тяжбы, которые супруги в конечном итоге выиграли, но отношения с родственником испортились окончательно.

Потом уже были суды со сводной сестрой Пороховщикова Аллой Фарсиян, которая тоже претендовала на имущество актера. Все это сказалось на психологическом состоянии обоих супругов - Ирина и Александр Шалвович все чаще стали ссориться, выяснять отношения и даже чуть было не развелись. И только внезапная болезнь Пороховщикова привела их в чувство и объединила.

- Ирина в последнее время была очень нервной, мы переживали за ее здоровье, - вспоминает Марина - домработница Пороховщиковых. - Бывали дни, когда она, отчаявшись, что не сможет спасти мужа, отмечала на календаре крестиками дни и говорила нам, мол, знаю, что скоро уйду насовсем, потому что без Саши мне не жить... У нее была страшная депрессия. Она не выходила из дома, все время сидела взаперти. Никакие уговоры на нее не действовали...

- Мы постоянно были рядом с Ириной, я познакомил ее с психологом, который на какое-то время привел ее в чувство, - рассказывает адвокат семьи Сергей Жорин. - Но, к сожалению, это не помогло. Она слишком любила Александра Шалвовича. 

КСТАТИ 

Похоронами займется семейный адвокат 

Несмотря на то что у покойной есть родной брат Владимир, вопросом о похоронах сейчас занимается Сергей Жорин. 

В последние месяцы ближе человека для этой семьи не было. Сергей Жорин абсолютно бесплатно консультировал артиста и его жену. Судебные тяжбы с родственниками сильно подкосили здоровье Пороховщикова. И даже несмотря на то что все суды были им выиграны, чувствовал себя артист все хуже и хуже.

Напомним: в прошлом году Пороховщиков написал заявление в ОВД "Хамовники" на младшего брата своей жены Ирины. По словам Пороховщикова, Владимир семь лет незаконно получал пенсию своей матери. Выкрал ее паспорт и карточку медицинского страхования. Но при этом не ухаживал за пожилой женщиной. А после ее кончины стал претендовать на 1/9 долю ее квартиры, хотя женщина в своем завещании отписала все наследство дочери Ирине. Начались судебные тяжбы, которые супруги в конечном итоге выиграли, но отношения с родственником испортились окончательно.

Потом уже были суды со сводной сестрой Пороховщикова Аллой Фарсиян, которая тоже претендовала на имущество актера. Все это сказалось на психологическом состоянии обоих супругов

- Ирина и Александр Шалвович все чаще стали ссориться, выяснять отношения и даже чуть было не развелись. И только внезапная болезнь Пороховщикова привела их в чувство и объединила. - Ирина в последнее время была очень нервной, мы переживали за ее здоровье, - вспоминает Марина - домработница Пороховщиковых. - Бывали дни, когда она, отчаявшись, что не сможет спасти мужа, отмечала на календаре крестиками дни и говорила нам, мол, знаю, что скоро уйду насовсем, потому что без Саши мне не жить... У нее была страшная депрессия. Она не выходила из дома, все время сидела взаперти. Никакие уговоры на нее не действовали...

- Мы постоянно были рядом с Ириной, я познакомил ее с психологом, который на какое-то время привел ее в чувство, - рассказывает адвокат семьи Сергей Жорин. - Но, к сожалению, это не помогло. Она слишком любила Александра Шалвовича.

ИСТОРИЯ ЛЮБВИ

Поженились через 12 лет после знакомства 

Следствие пытается понять причины поступка Пороховщиковой. Все остальные - близкие и не очень - вспоминают историю любви Ирины и Александра, который на 30 лет старше нее. Необычную историю - жизни, любви и смерти. 

***

Во время одной из наших встреч Александр Пороховщиков поделился со мной планами: хочу снять фильм о любви. Уже есть сценарий с рабочим названием "Лида". Абсолютно документальная мелодрама, которая случилась в жизни актера.

- Увлекся я 14-летней девочкой, ее звали Лида, - вспоминал Александр Шалвович. - Мне было тогда лет тридцать. Жила Лида с парализованной мамой и пьяницей отчимом в бараке. Я эту девочку отмыл, и она расцвела. Глазищи голубые, как у куклы-неваляшки, в пол-лица. Но Лида была еще ребенком… Я пришел за советом к маме. И мудрая мама сказала: "Не стоит ломать Лиде судьбу". С Лидой я порвал. Но через пять лет раздался звонок в дверь. На пороге - потрясающей красоты женщина. "Лида, ты?!" - глазам не поверил. Была бурная ночь, какие бывают у любовников, когда они расстаются навсегда...

Я слушала эту историю раскрыв рот.  Не важно, действительно Александр Шалвович вспоминал былое или по-актерски разыгрывал сочиненный им сценарий. Но я поверила в предлагаемые обстоятельства и даже поинтересовалась, кто  будет  играть ту самую Лиду.

- Моя Ирочка, - сказал Пороховщиков. Жена не актриса, пускай. Для него было важно, что этой мифической (а возможно, и нет) Лидой она была в реальной жизни. Только их встреча случилась, когда Пороховщикову было не 30 лет, а за сорок, а Ире - всего тринадцать. 

МАМА НЕ ОДОБРЯЛА СВЯЗЬ С МАЛОЛЕТКОЙ

Подруга Иры Жуковой (это девичья фамилия) была влюблена в импозантного, породистого актера Александра Пороховщикова. Таскала на кинопремьеры и спектакли с его участием Иришу. Поэтому, когда та, будучи школьницей,  устроилась костюмером в Театр им. Пушкина, где работал Александр Шалвович, она была уже девушкой подготовленной, насмотренной и почти влюбленной.

Первое задание, которое она получила от знаменитого актера, - привезти ему квашеной капусты из магазина. Магазин находился рядом с ее домом на Комсомольском проспекте. Романтичная девушка обиделась бы на такое поручение. А Ира капусту привезла. Поэтому стала получать более ответственные задания. Александр Шалвович любил покутить, посидеть в компании приятелей-актеров и красивых женщин, благо был убежденным холостяком. Когда надо было эвакуировать народного любимца из ресторана, на помощь приходила преданная Ирочка.

Я сомневаюсь, что их роман напоминал прогулки под луной под шепот звезд. Сама Ирина почему-то чаще вспоминала встречи в пивной или в бильярдной. Или звонки среди ночи: "Ира, забери меня". Тогда школьница объезжала московские рестораны в поисках любимого. Один раз, правда, пришла к его матери: просить денег на такси, чтобы выручить Пороховщикова. И  мама дала ей дельный совет: "Вон, видишь, гостиница "Космос"? Пойди туда и заработай". Галина Александровна не одобряла увлечения сына. 

Понятно, что на гастролях их селили в разных номерах, а Ира втихую к нему пробиралась. Иногда неудачно, и тогда становилась жертвой милицейских облав и даже попадала в "обезьянник". Сам же Пороховщиков в этих ситуациях вел себя не как благородный рыцарь Айвенго, не бросался сломя голову спасать любимую. Почему она терпела?.. Говорила, что любит и жить без него не может! 

С точки зрения психологических игр Ира - стопроцентная добровольная жертва. Поэтому одним она казалась блаженной, чуть ли не святой. Другим, более циничным, - взбалмошной и корыстной. 

"ИРИНА БЫЛА ДЛЯ МЕНЯ РЕБЕНКОМ"

Пороховщиков долго на ней не женился и не воспринимал как свою половинку. Расписались только через 12 лет после знакомства. К этому времени у актера появилась к Ирине  настоящая любовь, и привязанность, и желание заботиться, опекать. Что и подтверждалось в каждом интервью словами: "Ира для меня - как ребенок. Мы не можем друг без друга". 

Но даже в законном браке их семья казалась странной, не совсем... правильной. Вот если были бы дети, тогда как у людей. Уверена, так думает большинство.

В каждом юбилейном интервью по случаю 65-летия, а потом и 70-летия я задавала дежурный вопрос: "Александр Шалвович, когда обзаведетесь потомством?"

Пороховщиков на эту деликатную тему говорил охотно и без обид.

- Детей обожаю. Цыганка нагадала, что у меня их будет трое. И появятся они, когда мне исполнится 65 лет (через 5 лет  говорил, что в 70. - Ред.). Так что ждать осталось недолго.

В нормальном разговоре Пороховщиков - человек не лукавый и искренний - говорил, что из-за тяжелого наследственного сахарного диабета тема детей для него, к сожалению, закрыта.

- Так, может быть, взять приемного? - давала я безответственный совет.

- Во-первых, мне уже 70 лет. А ребенка непросто "взять", надо еще воспитать и поставить на ноги. Во-вторых, Ирина, понимая, какая это ответственность, к такому поступку не готова. Так получилось, что для меня ребенок - жена. А я, несмотря на нашу тридцатилетнюю разницу в возрасте, ей словно ребенок.

К этим "странностям" добавлялись еще более сложные отношения с мамой - Галиной Пороховщиковой. 

Александр Пороховщиков со своей женой Ириной, которая была его моложе на 30 лет, мамой Галиной Александровной и отчимом, военным архитектором Михаилом Дудиным. Фото kino-teatr.

СКРЫЛСЯ НА ДАЧЕ ОТ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЖЕНЫ

- Я о маме думаю постоянно, разговариваю с ней, хотя она умерла 13 лет назад, - говорил мне Пороховщиков. - Ездил в Сеул, в научный центр, где занимаются проблемами клонирования. 

Разумеется, без таких опор, как дети, внуки, трудно удержать семейную лодку. Нужны эмоциональные допинги, чтобы пробуждать друг к другу интерес. Пороховщиков признавался, что очень устал от чрезвычайно эмоциональной жены, поэтому минувшим январем скрылся от нее на даче и к телефону не подходил. Ирина на ноги подняла полстраны. Потом она стала говорить, что собирается разводиться. Себя взбодрила и мужа заодно. 

Увы, от любых допингов наступает пресыщение и эмоциональная усталость. Друзья Ирины сказали, что у нее началась депрессия.

Незадолго до ее самоубийства я спросила: "Ира, вы жалеете, что так сложилась ваша жизнь, что нет детей?" Ее ответ, как всегда, поразил: "Что вы! Встреча с Сашей - это счастье, радость и смысл моей жизни".

Подготовила Анастасия ПЛЕШАКОВА.