Ученые обнаружили черную дыру необычного размера

Астрофизики из США и Австралии обнаружили черную дыру, первую в среднем весе, которая, как они полагают, когда-то могла быть ядром исчезнувшей карликовой галактики, говорится в сообщении Гарвардского университета.

Исследователи отмечают, что открытие поможет в понимании эволюции сверхмассивных черных дыр и галактик. В результате взрыва массивных звезд образуются черные дыры, сравнимые по массе со звездами - где-то в 10 раз массивнее нашего Солнца. Однако то, как возникают сверхмассивные черные дыры, сродни находящейся в центре Млечного пути, масса которой в 4 млн. раз превосходит массу Солнца, остается для ученых загадкой. Согласно одной из теорий, происхождение сверхмассивных черных дыр может объясняться слиянием воедино черных дыр средней массы, которые в тысячи раз тяжелее Солнца, передает Lenta.ru.

- Мы впервые получили свидетельство среды, а, следовательно, и происхождения, черной дыры средней массы, - отметила Матье Сервийа, научный сотрудник Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики (штат Массачусетс), где проводилось исследование.

Ученые утверждают, что черная дыра, получившая название HLX-1 (Гиперсветящийся источник рентгеновского излучения номер один), некогда была центральной черной дырой карликовой галактики, которую поглотила значительно более крупная галактика по соседству. В результате столкновения карликовая галактика оказалась лишена большинства своих звезд, а затем прекратила существование под воздействием разорвавшего ее на части гравитационного поля соседней галактики, предполагают ученые.

Необычная черная дыра HLX-1 была открыта Шоном Фарреллем из Сиднейского астрономического института (Австралия) в 2009 году с помощью рентгеновского орбитального телескопа Европейского космического агентства "XMM-Ньютон". Находится она на границе галактики ESO 243-49, которая расположена в 290 млн. световых лет от Земли. Будущее черной дыры HLX-1, масса которой равна 20 тысячам масс Солнца, не известно. Возможно, она по спирали проникнет в центр галактики и со временем сольется с расположенной там сверхмассивной черной дырой, или же обретет стабильную орбиту вокруг этой самой галактики.

- Эта черная дыра уникальна в том плане, что является единственной обнаруженной к настоящему времени черной дырой средней массы. Ее редкость позволяет предположить, что черные дыры такого класса наблюдаются в течение короткого времени, - подчеркнул Сервийа.