Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
28 марта
Загрузить еще

Электронный журнал: учителям - двойка

Электронный журнал: учителям - двойка
Фото: C помощью компьютера сейчас можно и оценки отслеживать, и домашнее задание делать. Фото Thinkstock.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБУЗА

Электронные журналы и дневники на слуху у многих. Но пока далеко не все родители лично сталкивались с техническими новинками. 

- У нашей школы даже своего сайта нет, хотя она с углубленным изучением информатики, - смеется мама киевского школьника Наталья. - Но у меня сын постоянно сидит "ВКонтакте", этого хватает! Там и одноклассники, и некоторые учителя. 

В других учебных заведениях к новым формам общения только-только привыкают. 

- У нас завели такой журнал, хотя оценок там не ставят, только домашние задания записывают, - говорит 10-классница Диана. – Удобно, если не записал или болеешь. Все ученики и учителя уже в системе, регистрироваться не нужно - только активизироваться. 

Одна из самых продвинутых областей - Днепропетровская, там эксперимент с электронными журналами начали в большинстве школ (что получается, см. ЛОЖКА ДЕГТЯ). Хотя в принципе переход на электронные документы в школах пока вовсе не обязателен. Отсюда и проблемы.

- У нас в школе один учитель ставит в него оценки, другой - нет. Появилась недавно у сына единица - он клянется, что не получал, учитель не помнит, чтобы ставил, - жалуется мама 5-классника. 

Пока что и само существование журнала, и его наполнение - решение дирекции школы. 

- В будущем мы придем к электронным дневникам и журналам, но заводить их не обязательно, распоряжения ни от Минобразования, ни от администрации города не было, - объяснили нам в отделе образования КГГА. - Для родителей это интересно и полезно, но для школ - дополнительная нагрузка. 

Электронный журнал пока не стал официальным документом, как "бумажный", так что сверять по нему оценки можно, но ориентироваться только на него в школах не советуют. 

Пока в столице к новым технологиям не слишком тянутся, многие региональные школы - впереди. Эксперты говорят, в том числе - из-за кадрового вопроса. В регионах, особенно если там высокий уровень безработицы, молодые люди с компьютерными навыками охотнее идут в учителя. 

НУЖНЫ СИСАДМИНЫ

В гимназии имени Олейника в Броварах под Киевом тему "электронные журналы" прошли не то что в прошлой четверти - вообще лет пять назад. 

- И почему все говорят только о них? Ведь вопрос гораздо шире - информатизация школ! - спрашивает преподаватель информатики и замдиректора гимназии по IT Михаил Курносенко. - У нас давно есть электронные журналы и дневники, но это одна сотая от того, что мы делаем! Разработана вся IT-структура учебного заведения. Внешний компонент - сайт, электронные дневники и журналы, контентный компонент - учебные программы… В гимназии еще и ведут мониторинг посещаемости, годами отслеживают успеваемость учеников. 

- Родители могут видеть, как менялись оценки ребенка за последние несколько лет, - объясняет Михаил Курносенко. - На сайте гимназии в день бывает по 80-90 человек. Родители заходят и просматривают оценки в основном после 22 часов.

Кто всем этим занимается - я не могу не уточнить. Ведь это главная проблема: работы много, денег нет. 

- У нас есть общественная организация при гимназии, родители платят членские взносы, на них мы содержим инфраструктуру, - объяснил  Михаил Курносенко. - Это штатная единица, человек, который ежедневно вносит оценки, посещение… И еще - в школе должен быть системный администратор! Новая должность, непривычно, но в современном учебном заведении без него не обойтись. Он может быть один на 5-10 школ, даже на удалении работать. Например, наш сотрудник делал это из Норвегии. Но вопрос нужно решать сейчас, не успеем - отстанем навсегда. 

ВОПРОСЫ РЕБРОМ

Так это журнал или дневник? 

И то и другое. Еще в электронных системах можно смотреть домашнее задание, расписание, новости школы, выкладывать дополнительную литературу, презентации, пояснения от учителей. 

Где расположены электронные документы? 

Существуют специализированные бесплатные сервисы в Интернете, на которых можно завести электронный журнал. Другие программы предусматривают, что все документы расположены не в Сети, а на сервере школы. Но и заботиться о них должен специалист учебного заведения. 

А В ЭТО ВРЕМЯ 

В некоторых школах Днепропетровской области родители отказались от электронного журнала. Дескать, хакерам "поломать" его - раз плюнуть, а оценки - информация личная, поэтому родители требуют не заводить электронные журналы для их класса. 

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА 

Большинство учителей тормозят развитие системы образования. Грустно, но правда! Да, мы все хотели бы, чтобы в школе заправляли 30-50-летние активные педагоги, которые и двоечника "ВКонтакте" поймают, и по скайпу теорему Пифагора объяснят. Но пока в школе тянут всю нагрузку немолодые Марь Ивановны, и за дополнительными обязанностями они не гонятся.

Молодой человек, который хоть что-то, кроме преподавания, умеет, на эту зарплату не пойдет. Вот и приходится учить старых преподавателей новым трюкам... Причем чаще всего - насильно.

Есть и другой момент. Учителя-новички на раз-два освоят электронный журнал, но свой предмет наверняка знают хуже, чем не молодые, но опытные педагоги. Что делать? Кажется, снова открывать кошелек... И оплачивать дополнительного специалиста школе. Пусть он делает свою работу, а опытная математичка или химик - свою. 

ЛОЖКА ДЕГТЯ

Оценки могут пропасть, а журнал - зависнуть 

Мария ЯШИНА ("КП" - Днепропетровск")

Корреспондент "Комсомолки" проверила позитивные и негативные стороны эксперимента Минобразования. 

Моя тетя Лидия Ивановна работает учителем в обычной средней школе. Она педагог старой закалки: стаж работы - более 35 лет. Пару лет назад их обучали компьютерной грамотности, но тетушка, с трудом получив сертификат, пользоваться компьютером не начала. И за помощью в заполнении электронного классного журнала обратилась ко мне. 

САМ ПАРОЛЬ НЕ ПОМЕНЯЕШЬ 

Я получила бумажку с названием сайта, логином и паролем от странички тети. И сразу - первая проблема: сменить пароль на свой, личный, - нельзя. 

- Если вам не нравится пароль, мы дадим другой, - пообещала мне ответственный секретарь школы. - Но сами вы его менять не должны. 

Принцип заполнения электронного журнала такой же, как и "бумажного". Выбираешь класс, открываешь стилизованную под реальный журнал страничку, напротив фамилий - колонки с ячейками для оценок. Внизу страницы нужно записать ход урока и задание на дом. А вот кнопки "Сохранить" в журнале не оказалось. Заполняю все, перехожу к другому классу, но через несколько минут возвращаюсь в предыдущий. Оценок нет. 

- У нас было такое, но оценки появились через несколько часов, - заверяет секретарь. 

При выставлении оценок за самостоятельную работу система зависает, и приходилось заходить в журнал заново. 

МОЖНО "КОРРЕКТИРОВАТЬ" ОЦЕНКИ КОЛЛЕГ

На собрании в школе обсудили все проблемы, и негодующим педагогам предложили перейти на другой, более простой сайт. Там все строго и лаконично, зато учителя могут писать личные сообщения, оставлять фотографии. 

Но и он оказался неудобным. Я выбрала "свой" предмет, проставила оценки, сохранила… И поняла, что могу спокойно попасть в "соседний" урок физики и не только увидеть, но даже выставить в нем оценки! Так что о тайне отметок  говорить не приходится.

За заполнение электронного журнала учителям ничего не платят. 

- Я не удивлена, - говорит тетя. - Мы много работы делаем бесплатно: проверяем тетради, делаем перепись микрорайона, участвуем в субботниках, возим детей на мероприятия.

Теперь тетю ждет еще одна проблема: где взять компьютер с Интернетом? В школе у нее нет возможности вносить данные, а дома компьютера нет. И в любом случае, почему она должна тратить свободное время дома на работу, за которую еще и не платят? 

В общем, пока от эксперимента учителям больше головной боли, чем пользы.