Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Страх

Страх
Фото: Гроза мышей - бородатая неясыть.

В ВОРОНЕЖСКОМ заповеднике мы с лесником присели под дубом. "Вот на этом суку я спасался от лося..." - показал лесник и рассказал о случае, когда надо было спасаться.

Дело было осенью. Лесник шел с корзиной грибов, и вдруг на дороге прямо возле него появляется лось. А лось раздумал нападать - принялся есть из лукошка грибы. Когда грибы были съедены, лось лег под деревом и задремал...

Вот другой случай из лесной жизни. В Ярославской области я встретил еще молодого человека, но совершенно седого. Оказалось, поседел охотник в одну минуту.

У соседа в лесу пропала корова. Стали искать и наткнулись на тушу, прикрытую ветками. Медведь!

Решили около того места устроить на дереве лабаз и порешить зверя. Лабаз на скорую руку сделали… Сидят на нем, ждут вечера.

Медведь пришел - и прямо к "закопанной" добыче. Выстрелить не успели. А медведь решил, что хотят завладеть его добычей, и пытается влезть на дерево. Один из охотников попытался срубить топором сук, но промахнулся и обрубил веревку, на которой висел лабаз. Всё посыпалось сверху: люди, медведь, ружья, остатки лабаза. Охотники бежали к деревне, не оглядываясь. И тут старый охотник взглянул на молодого: "Коля, ты поседел…"

Опасная встреча с лосем.

ЖИВОТНЫМ, так же как и человеку, знакомо острое чувство страха.  

Волки, например, панически боятся человека. Обнаружив логово с волчатами, охотник идет к нему безбоязненно - волчица даже не подойдет, знает, что ее ждет. 

Все боятся врагов. И у всех наготове защита - у одних это быстрые ноги, у других клыки, когти, хорошая маскировка. И у многих средством защиты служит кишечник:  вовремя опорожниться - значит выиграть в беге, подвижности, ловкости. Все знают канюка, сидящего на столбе в ожидании мыши. Вы идете. Птица настораживается, потом непременно пускает белую струю помета. И вы уже знаете - сейчас взлетит. Так же работает кишечник других животных. Вспомним об известной "медвежьей болезни". 

ЛЕТ семь назад я получил письмо из Магадана. 

"Созрела ягода жимолости, и по заведенному обычаю молодежь собралась в тайгу. Наняли катер и поплыли вниз по реке Колыме к ягодным местам. У каждого были рюкзак и ведерко.

Первой побежала к кустам Юлька по прозвищу Юла, она была самой проворной, успевала всюду раньше других. Все приводили себя в порядок после дороги, а Юлька уже бежала с ведерком к кустам. И вдруг слышим отчаянный крик, а Юльки не видно. 

Все сразу побежали в заросли. И что мы увидели? Подруга наша с перекошенным лицом выдохнула одно только слово: "Медведь!" - и сразу упала в траву. 

Что случилось? Медведь раньше нашей компании кормился ягодами, наелся до отвалу и прилег под старым упавшим деревом отдохнуть. Именно в этом месте на упавшее дерево вскочила Юлька с ведром и спрыгнула прямо около медведя. 

Девку обмыли в реке и, оглядевшись, стали собирать ягоды. А катер послали в город за охотником, который через два часа прибыл вместе с ветеринаром - осмотреть погибшего медведя. 

Охотники рассказывали: медведь погиб мгновенно от сильного испуга, а Юлька через день пришла на танцы…"

Испуг. Кто-то заглянул в гнездо...

Я САМ пережил однажды опасную встречу с медведем на Кавказе. Мы с другом на лошадях путешествовали по заповеднику и в сентябре утром возле костра увидели, как медведица с двумя медвежатами что-то искали выше альпийских лугов.  "Скорее надо снимать…" Медведица начала меня рассматривать и уловила стук моих "железок". И вот вижу, бежит ко мне. В голове у меня сверкнула мысль: "Не бежать! Она мгновенно догонит…" Но каково стоять без оружия на месте… Я поднял руки и закричал… Этот крик остановил зверя, уже подбежавшего на пять шагов ко мне… Помню, как медведица разворачивалась и побежала под гору в лес, за ней побежали и медвежата. Я лег на траву и стал языком слизывать с листьев росу. Чувство было такое, словно на плечах у меня были горы, а теперь они свалились. 

Но по-настоящему я почувствовал близость опасной встречи у костра. Кружку с чаем я не мог удержать в руках.  Подъехали два охотника, я стал рассказывать, что случилось полчаса назад. А они смеются: "Наши медведи добрые…"

Через месяц я получил письмо друга с Кавказа. Он рассказывал о новостях заповедника и между прочим писал: "Охотник, с которым мы сидели у костра и который подшучивал, слушая мой рассказ о медведе, погиб. Отчего? От медведя. Пошел на соседний кордон. Нашли его убитым на середине пути. Лесник опоздал снять ружье…"

Вспоминая эту встречу на Кавказе и письмо из Магадана, я припомнил рассказ женщины, написавшей мне тридцать лет назад из Луганска о случае, очень похожем на магаданский, только это был не медведь, а волк.

В 44-м году, когда ­война ушла на запад, ребятишки донбасской деревни играли весной в лапту. Один из ребят кинулся за мячом и попал с обрыва в кусты и бурьян, а там лежал большой старый волк. Оба - и волк, и мальчишка - смертельно испугались. Мальчишка вцепился в волчью шерсть, а волк понес "седока" из кустов, но сразу упал. И мальчишку сняли уже с мертвого зверя. Волков во время войны везде было много. Охотников не было, и ружей - тоже… 

И ЕЩЕ два случая гибели животных от страха. В книге польского ученого рассказано об операции заболевшего в зоопарке орла. Операция прошла благополучно. Но через месяц ветеринар шел в белом халате мимо клетки с орлом, и тот со страха, что будут опять мученья, мгновенно умер.

Похожий случай был в заповеднике на Хопре. Большие белоголовые орланы на зиму на юг не улетают, кое-как кормятся на родине. Один орлан зимой, снизившись на подлете к падали, оставленной ночью волками, зацепился крылом за провода. Лесник кордона "Синичка" Николай Максин подобрал птицу и поместил ее в сарае. Каждый день он приносил орлану рыбу. Тот ждал ее и принимал из рук кормильца. В конце зимы лесник позвонил в заповедник: "Что будем делать с орланом?" Птицу пожелал увидеть специалист.

На другой день на пороге открытой двери сарая появился "кормилец", а рядом с ним еще один незнакомый орлану человек. Близость незнакомца, видимо, сильно испугала птицу. Орлан чуть распустил крылья, готовый взлететь, но вдруг покачнулся и упал возле пенечка, на котором сидел. Смерть его была мгновенной. Так бывает при большом, чаще всего неожиданном, испуге, когда сердце разрывается. Медики называют это смертью от шока.