19 апреля

Ученые нашли самую маленькую и прожорливую черную дыру

Фото: Двойная система из черной дыры и обычной звезды глазами художника. Иллюстрация NASA.

Ученые обнаружили кандидата на звание самой маленькой из известных на настоящий момент черных дыр. В 1992 году в созвездии Орла на расстоянии 40 тысяч световых лет от Земли была обнаружена система GRS 1915+105. Анализ данных ее наблюдения позволил установить, что она представляет собой двойную систему, состоящую из обычной звезды и черной дыры. Последняя постепенно ворует массу у соседа и поглощает.

Перед падением на горизонт событий, газ разгоняется до околосветовых скоростей и испускает характерное рентгеновское излучение (по нему система и была обнаружена). За годы изучения астрономы многое поняли об устройстве такой системы, а также предложили несколько моделей, описывающих параметры наблюдаемого излучения, передает Lenta.ru.

В рамках новой работы, ученые проанализировали данные, полученные о системе IGR J17091-3624. При изучении этого объекта в его излучении было обнаружено множество колебаний, аналогичных тем, которые были найдены в системе GRS 1915+105.

Оценив параметры моделей, астрофизики пришли к выводу, что данная двойная система состоит из черной дыры и обычной звезды. Вместе с тем ученым не удалось выяснить расстояние до объекта. Из-за этого они пришли к двум возможным выводам.

Согласно первому, черная дыра располагается на расстоянии около 16 тысяч световых лет, а ее масса составляет около трех солнечных, то есть почти нижний теоретический предел для черных дыр, которые формируются в результате гравитационного коллапса звезд. Вместе с тем не исключен вариант, что ученые наблюдают систему на расстоянии свыше 65 тысяч световых лет.