Ученые нашли на Марсе ползучие дюны

Американский орбитальный аппарат Mars Reconnaissance Orbiter сфотографировал движение марсианских дюн. О том, что песок на Красной планете находится в постоянном движении, ученым было известно достаточно давно. Это обнаружил еще Mars Global Surveyor, работавший на орбите Марса с 1997 по 2006 годы. Также, за несколько лет работы на солнечных батареях роверов Spirit и Opportunity были зафиксированы отложения песка, которые, как считается, нанесло ветром. Новые результаты позволили оценить движение дюн количественно - скорость движения варьировалась в пределах от 0,5 до 2-3 метров в год.

Специалисты отмечают, что новые результаты являются неожиданными - до последнего времени считалось, что поверхность Марса относительно статична. Основанием для этого были эксперименты в аэродинамической трубе, которые показали, что при марсианских атмосферных условиях скорости ветра для эффективного переноса песка должны достигать колоссальных значений. Новые результаты показывают, что, либо ученые недооценивали марсианские ветра, либо ветер на Красной планете способен более эффективно переносить песок с места на место, передает Lenta.ru.

Ползущая дюна. Фото NASA.

Ученые также отмечают, что им удалось обнаружить регионы, где дюны, как и предсказывалось раньше, неподвижны. Исследователи полагают, что в этих регионах грунт состоит из более крупных и тяжелых частиц. Также возможен вариант, что скорость движения дюн крайне низкая. По словам исследователей, как бы то ни было, но новые данные заставляют пересмотреть существующие модели атмосферных процессов на Марсе.

Зонд Mars Reconnaissance Orbiter был запущен с мыса Канаверал в 2005 году. За время работы на марсианской орбите аппарат передал на Землю данных о Красной планете больше, чем все прежние космические миссии вместе взятые. Примечательно, что официально миссия космического аппарата завершилась еще в 2008 году, однако, он продолжает работать и по сей день.

Экс-генпрокурор Пискун: киллер мог поджидать жену Вороненкова
Экс-генпрокурор Пискун: киллер мог поджидать жену Вороненкова [видео] 605 1

Бывший генеральный прокурор Украины Святослав Пискун назвал убийство экс-депутата Госдумы России Дениса Вороненкова театральным. Он предположил, что киллер мог поджидать супругу политика - Марию Максакову.

Повышение минималки: три четверти украинцев ничего не заметили
Повышение минималки: три четверти украинцев ничего не заметили 144

Пожалуй, одним из самых громких нововведений этого года, активно обсуждаемым как на самом высшем уровне, так и среди простых украинцев, стало повышение минимальной заработной платы до 3200 грн. И по прошествии 2,5 месяцев с начала этого памятного события уже вполне можно говорить о первых результатах.

5 главный событий прошлого дня
5 главный событий прошлого дня 131 1

Мы собрали дайджест наиболее интересный новостей из жизни Украины и мира. Чем запомнилось 23 марта и какую важную информацию Вы могли проспать.