Маргарита ЧИМИРИС, Фото автора и проекта «Права женщин и детей в Украине - коммуникационный компонент». (1 ноября 2011)
 Мама, не отдавай меня в интернат…

"Мама, не отдавай меня в интернат…" [давайте обсудим]

Комментарии: 28
Андрюше - год и два месяца. Из-за болезни он пока не ходит, но медики верят, что он выздоровеет и обретет семью.

"КП" выясняла, почему социальное сиротство стало приметой нашего времени и есть ли шансы его победить. 

Без образования, работы и жилья. Именно с такими реалиями сталкиваются выпускники наших интернатов, несмотря на многообещающие украинские законы. Какими бы теплыми ни были стены интернатов и прекрасными их воспитатели, оказавшись на улице, 16-летние дети вдруг понимают, что не умеют жить, и часто оказываются на обочине. Стоит ли удивляться тому, что каждый третий воспитанник колоний для несовершеннолетних - сирота или ребенок, оставшийся в свое время без полноценной опеки и воспитания? А большинство матерей, отказавшихся от детей в роддомах, сами едва переступили пороги интернатов. Девушки и парни, не знавшие семейного тепла, от безысходности и непонимания обрекают на такие же страдания своих малышей. Как же разорвать этот порочный круг? Специалисты видят выход в реформировании системы воспитания сирот и детей, оставшихся без родительской опеки.

- Ситуацию может изменить развитие превентивных услуг, - считает Андрей Гайдамашко, руководитель проектов по вопросам защиты детей Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). - То есть нам нужно разработать механизмы превращения интернатной системы ухода за детьми, оставшимися без семейной поддержки, в систему, которая обеспечит их воспитание в заботливой семейной среде. Альтернативой уже существующим интернатам постепенно могут стать детские дома семейного типа, приемное родительство. Детям, которые после интернатов оказались в сложных жизненных условиях, должны помогать социальные общежития. А не допустить отказов от детей молодыми мамами смогут в консультационных пунктах при роддомах, а затем центрах социальной помощи матерям и детям.

Почему жизнь в детских домах и интернатах ломает детские души? Как из девушек, еще вчера твердо решивших бросить свое дитя в роддоме, в центрах социальной помощи делают ответственных и любящих матерей? Как возможность жить в социальном общежитии после интерната спасает их выпускников от голода и безысходности? И может ли одна женщина стать любящей мамой для девятерых чужих детей?

Ответы на эти вопросы мы искали с экспертами совместного проекта ЮНИСЕФ и ЕС "Развитие комплексных превентивных услуг для детей, лишенных родительской опеки, и детей, которые оказались в сложных жизненных условиях" на примере детского дома, интерната, центра помощи семьям и детям, социального общежития и детского дома семейного типа в Хмельницкой области. 

ЭТО СТРАШНОЕ СЛОВО "ДЕТДОМ"

Белокурый кроха Андрюша, вцепившись в руку медсестры, пытается сделать свои первые шаги. Ему всего год и два месяца, а его жизнь - уже сплошная вереница лечебных процедур.

- Почему отстает в развитии? - на этот вопрос главный врач Хмельницкого областного специализированного детского дома "Березка" Екатерина Горин отвечает стандартно, рассказывая о судьбе своих пациентов. - Алкоголь, курение, наркотики во время беременности - вот самые главные причины, по которым дети попадают к нам. К счастью, у Андрюши при правильном уходе есть все шансы вылечиться, а значит, и обрести нормальную семью. Ведь его биологические родители прав на него уже не имеют.

Главный врач Хмельницкого областного специализированного детского дома

Главный врач Хмельницкого областного специализированного детского дома "Березка" Екатерина Горин.

Сейчас в "Березке" лечатся и воспитываются 100 малышей в возрасте от 4 месяцев до 6 лет. 85% из них - с хроническими трудноизлечимыми заболеваниями. У многих есть семьи, которые не в силах спасать больного ребенка (здесь лечат детей с тяжелыми формами ДЦП и других заболеваний). Но не меньше и тех, кто стал сиротой при живых маме и папе, которых лишили прав, пока малыш был в детдоме.

- У большинства наших детей родители совсем молодые, часто они сами выходцы из детдомов и интернатов, не знавшие родительской любви, - продолжает Екатерина Горин. - Из-за недостатка тепла они рано влюбляются, начинают половую жизнь. В результате большинство из них неожиданно для себя становятся родителями, не готовыми к переменам ни морально, ни материально. Алкоголь, курение и часто отсутствие нормальных жилищных условий только усугубляют проблему…

В 2010 году от нас ушли в семьи 57 детей. Из них только 17 вернулись в свои биологические семьи. Остальных усыновили. Но для нас это все равно хороший результат. Забрать к себе больного ребенка решаются только иностранцы. Наши усыновители требовательны и капризны. В последнее время хотят стать родителями для девочек в возрасте 1,5-2 года. И хотя я сама не раз убеждала многих, что разницы между любовью к сыну и дочке нет никакой, сохранить баланс по количеству мальчиков и девочек в детдоме не удается. Ребят все равно в два раза больше.

В этом году в "Березку" поступили 33 ребенка. В группы их распределяют по уровню умственного и физического развития. Решение принимает медицинская комиссия. Ведь часто дети, которые не могут заговорить со сверстниками, оказываются дружелюбными и открытыми с теми, кто помладше. Впрочем, для многих из здешних воспитанников сказать несколько слов в 4 года - уже подвиг. Вот только услышать каждого, уделить много внимания воспитатели, няни и медики не всегда в силах.

Валентина Бевзюк - директор Вовковинецкой общеобразовательной школы- интерната для сирот и детей, лишенных родительской опеки.

Валентина Бевзюк - директор Вовковинецкой общеобразовательной школы- интерната для сирот и детей, лишенных родительской опеки.

- В день на одного нашего воспитанника выделяется около 200 гривен, - говорит Екатерина Горин. - Нам активно помогают спонсоры. Благодаря ЮНИСЕФ мы обустроили реабилитационное отделение, где сможем лечить наших детей. Это сенсорная комната, массажная кровать, различные тренажеры. Наши выпускники (и те, кто уходят в семьи, и те, кто попадает в интернаты) не всегда оказываются за бортом жизни, некоторые поступают в колледжи и вузы. Но я прекрасно понимаю, что в будущем система детдомов потребует реформирования. И главная ее цель - доказать матерям, что их детей можно вылечить. Не только с помощью медикаментов и процедур, но и искренним материнским теплом. Именно поэтому мы планируем стать не столько домом для сирот и детей, изъятых из семей, а центром, где больные дети могли бы проходить реабилитацию вместе с мамами. Пока детям будут оказывать помощь медики, с их родителями смогут работать психологи. Уверена, что подобная профилактика убедила бы многих мам не оставлять своих детей сиротами.

Кстати, новшества, которые собираются внедрить в Хмельницком, уже успешно практикуются в одном из детдомов Харькова. Там мамы могут жить рядом с детьми, которые нуждаются в лечении, абсолютно бесплатно. Женщины должны сами позаботиться только о своем питании, но даже для этого в центрах обустроили мини-кухни. Всего же в Украине действуют 48 детдомов, 42 из которых - специализированные, то есть такие, где находятся дети с умственными и физическими отклонениями. И, увы, большинство их выпускников пока возвращаются не в семьи, а попадают в интернаты.

В семейных группах интерната дети под присмотром педагога учатся вместе готовить ужин.

В семейных группах интерната дети под присмотром педагога учатся вместе готовить ужин.

НЕЧЕМ КОРМИТЬ РЕБЕНКА? ОТДАЙТЕ ЕГО НАМ!

Случаи, когда сотрудники интернатов "вербовали" в свои заведения детей, для чиновников, пожалуй, не новость. "У вас нечего есть, а ребенок - в обносках!" - давили на нерадивых сельских родителей педагоги. - А у нас и вкусно, и чисто, и тепло. Конфеты, подарки от спонсоров, экскурсии, медобслуживание. Разве можно желать лучшего?" Подобные методы убеждения в последние годы (особенно после 2005-го, когда в стране заговорили об активном реформировании интернатной системы воспитания) действовали на ура. Опустевшие интернаты-гиганты, построенные в СССР с расчетом на 200-300, а в некоторых случаях и на 600 детей, стали снова наполняться детьми. К счастью, заполнить их до отказа испугавшимся безработицы сотрудникам не удалось. К примеру, в общеобразовательной школе-интернате для сирот и детей, лишенных родительской опеки, в селе Вовковинцы, рассчитанной на 250 детей, живут 106 воспитанников.

- Только 22 из них - круглые сироты, - говорит директор интерната Валентина Бевзюк. - Остальные получили этот статус при живых родителях, уже когда находились у нас… То есть были социальными сиротами.

Интернат в Вовковинцах по отношению к процессу реформирования можно считать прогрессивным. Здешние преподаватели прошли обучение по разным формам опеки. То есть могут быть не только педагогами в интернате, но и приемными родителями, и воспитателями в детских домах семейного типа. В рамках реформы пять лет назад в Вовковинцах решили провести необычный эксперимент - создать группу, в которой жили бы дети из нескольких биологических семей. Помочь жить и адаптироваться в новой обстановке братьям и сестрам разного возраста взялась супружеская пара воспитателей.

- Для детей это было очень сложно, - говорит Валентина Бевзюк. - Они боялись - привыкли жить в группах по возрасту. Их жизнь была устроена по четкому режиму - подъем, уроки, работа, самоподготовка. В спальни они зачастую попадали только вечером. А ответственность несли только за себя. При этом очень часто дети, оказавшиеся у нас целыми семьями, могли увидеть своих сестер и братьев только в столовой. В итоге родственные связи слабели, и по окончании интерната самые близкие друг другу люди оказывались абсолютно чужими.

Семейные группы предполагали взаимопомощь и заботу родных. Чтобы приблизить условия жизни детей к домашним, мы сделали в спальных помещениях гостиную, столовую, прачечную. Воспитатели объясняли детям, как работает техника, как правильно сортировать белье, как нужно готовить те или иные продукты и с чем их можно соединять. В этой группе дети сами могли выбирать, когда им заниматься самоподготовкой. А старшие поневоле стали помогать и учить младших.

А в небольших уютных спальнях воспитанникам под силу выучить любой урок.

А в небольших уютных спальнях воспитанникам под силу выучить любой урок.

За изменениями в поведении детей наблюдала наш психолог. Не заметить агрессию, тревогу и недоверие наших воспитанников в первое время было трудно. Но уже через полгода ситуация кардинально изменилась. Младшие дети под опекой старших стали раскрываться. Между братьями и сестрами выросла привязанность - как раз то чувство, которого так не хватает интернатовским детям. С тех пор прошло достаточно времени, и я уже могу говорить о конкретных результатах. Дети, которые вышли из семейных групп, более адаптированы к жизни! К примеру, у нас была семья, из которой двое детей уже закончили интернат. Сейчас у нас учится только самый младший братик. Сначала в университет поступила его старшая сестра, позже она уговорила получить высшее образование другую. Девочки вместе живут в общежитии, за сиротские деньги купили ноутбук, они постоянно навещают брата, везут ему подарки, звонят, не забывают. И я надеюсь, что эта связь не прервется.

Благодаря местным властям теперь в нашей школе могут учиться и дети из села. Немного, 25% от общего количества учеников. Но и это тоже большой плюс. Ведь благодаря общению с семейными детьми наши воспитанники социализируются - их уже не клеймят в селе обидным словом "интернатовские", они ходят в гости к своим более благополучным друзьям и учатся жить в другой среде. Недостатка общения у наших детей нет - к нам каждые выходные приезжают в гости студенты, спонсоры, волонтеры. Со многими из них воспитанники заводят искреннюю дружбу. Но дает ли все это желаемый результат в будущем, когда дети покинут стены интерната? Увы, далеко не всегда.

У детей нет работы, жилья, имущества. Кроме того, многие из них на генетическом уровне склонны к алкоголизму. В итоге вскоре после окончания интерната скатываются на дно. Они наедине со своими проблемами. Мы и так как можем стараемся сломить их психологию - "мне все должны". Часто по этой причине интернатовские дети, привыкшие к тому, что все в этой жизни достается им из жалости, просто так, не знают реальной цены вещам… Конечно, есть успешные примеры -  когда дети поступают в вузы, тянутся изо всех сил. Но таких, увы, немного.

Выход из ситуации я вижу только в работе с биологическими родственникам. Ведь есть такие дети, у которых нет родителей, но есть дяди-тети, которые могли бы помочь ребенку встать на ноги, но для этого им тоже нужна поддержка государства. А нашим чиновникам стоило бы задуматься над тем, чтобы запустить механизм помощи таким детям по окончании интерната не только на бумаге, но и в реальной жизни. Возможно, тогда слово "интернат" не вызывало бы такого ужаса, как сейчас…

ТОЛЬКО ФАКТЫ

  • Треть детей устраивается в интернаты по причине бедности семей, треть - в результате социальных проблем, большинство воспитанников интернатов имеют одного или двух родителей, а более 10% социально и педагогически заброшенных детей - из благополучных семей.
  • 20% выпускников интернатов не могут устроиться на работу или продолжить учебу и получить профессию.
  • Только у 40% сирот и детей, лишенных родительской опеки (9-11-е классы интернатных заведений), есть собственное жилье.
  • 55% несовершеннолетних, которые находятся в воспитательных колониях, не имели полноценной опеки и воспитания, поскольку проживали в неполных семьях, как правило, бедных (каждый третий - сирота).

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Андрей ГАЙДАМАШКО, руководитель проектов по вопросам защиты детей Детского фонда ООН ЮНИСЕФ: "У нас нет концептуального видения реформы"

- У программы,  которую реализовывает ЮНИСЕФ совместно с ЕС, есть несколько элементов. Первый - это развитие нормативно-методической базы, второй - работа с конкретными детьми, которые оказались в тяжелых жизненных обстоятельствах. База, которую мы разрабатывали, апробировалась в Хмельницкой области. Все благодаря тому, что здешние специалисты были благосклонны к экспериментам и новшествам.

В первую очередь мы сделали новое реабилитационное помещение в детском доме "Березка", хотели приспособить его под оказание услуг, которыми могут воспользоваться семьи с детьми, у которых особые потребности. Оказав родным такую помощь, мы можем снизить риск попадания детей в детские дома, а затем в интернаты. Это раннее вмешательство позволит сделать реабилитацию успешной. Ведь если ребенок счастлив в эмоциональном плане, медицинские процедуры будут успешнее.

- А какими вы видите трансформации интернатных учреждений? Почему этот вопрос вдруг стал насущным?

- Это проблема не сегодняшнего дня. Но, увы, трансформация интернатов продвигается очень медленно. А все потому, что у нас нет единого концептуального видения реформы. Нет стратегии. В стране только декларируют развитие семейных форм воспитания, инклюзивного образования для детей с особыми потребностями (то есть включение их в социум, а не изоляция). Но зачастую это просто слова. Почему нужно закрывать интернаты? Ответ простой. В них практически нет детей. Огромные здания, построенные в СССР, выжимают из казны солидные суммы на их содержание. Например, в 2009 году на одного воспитанника интерната государство тратило 4,4 тысячи гривен. При этом только 27% из этих денег идут непосредственно на нужды детей. Остальное - это оплата коммунальных услуг, зарплаты сотрудникам. Целесообразно ли тратить такие деньги, если после интернатов дети остаются ни с чем? Не лучше ли было бы часть этих сумм пустить на жилье для выпускников?

- Но закрыть интернаты - значит оставить детей без крыши над головой, а педагогов - без работы…

- Именно поэтому нужна стратегия. А к каждому конкретному случаю подходить обдуманно. Педагоги могут реализовать себя в социальной сфере. Посмотрите на нашу пирамиду социальных услуг. Она же перевернута. В области у  нас работают 20 соцработников, в районе  - 4-5, а на местах, в селах трудиться некому. Есть участковый врач и милиционер, но нет соцработника. А ведь именно своевременная работа с конкретными кризисными семьями - залог того, что ребенок не окажется в интернате. Но этих людей нужно обучать и мотивировать зарплатой. Что касается детей, то сейчас мы должны работать не только с последствиями, но и на предупреждение. Пожалуй, только так можно переломить ситуацию.

О том, какая альтернатива детским домам и интернатам есть в Украине, читайте в завтрашнем номере "КП".

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Светская хроника и ТВ

Спорт