Хвалит блогер черт-те что:
ему заплачено за то Комментарии: 2

Вот задумали вы купить, к примеру, фотоаппарат. С чего начнете? Наверняка посмотрите отзывы в Интернете - на тематических сайтах, в блогах и на форумах. Хорошо ли получаются портреты и панорамы, надолго ли хватает батареи? Комментариям живых людей всегда больше доверяешь, чем красивой, но не всегда честной рекламе.

Конечно, мне приходила в голову мысль, что под видом простого пользователя положительные отклики могут строчить сотрудники фирм, продвигающие конкретную марку на рынке. Но я полагал, что интуиция позволит разобраться, где хвалят фальшиво, а где искренне. К сожалению, все чаще это становится невозможным.

"Агенты влияния"

В Интернете  - бум "скрытого", или "партизанского", маркетинга. Это не так дорого и эффективно. Много ли веры крутым роликам по телевизору, которые нахваливают зубную пасту? Другое дело, если "волшебный тюбик" рекомендует ваша соседка или коллега по работе.

Только где взять много-много "соседок"? Знамо где - нанять их на работу. В общем-то, в этом и состоит фокус скрытого маркетинга.  Большие агентства заключают договора с десятками и сотнями интернет-пользователей. Их задача - оставлять на разных сайтах комментарии, максимально ненавязчиво рекламируя некий продукт.

Находит такой агент, например, ваш крик помощи: "Как выбрать нетбук?!" И комментирует: "Я сам брал такой-то. Сам пользуюсь третий год  - очень доволен!" И, разумеется, никаких ссылок на то, что это реклама. Наоборот, собеседник будет всячески подчеркивать свое бескорыстие.

- Поддержка продукта стоит в среднем от $1000 в месяц,  - рассказали в агентстве "Скрытый пиарщик"*, куда я позвонил под видом представителя фирмы, производящей электронные книги.

За эти деньги "агенты влияния" (студенты, работающие за небольшое вознаграждение) будут нахваливать ваш товар на тематических сайтах (например, посвященных фототехнике, если производитель хочет продвинуть новую камеру) и оставят комментарии к похожим сообщениям других блогеров.

Выглядит это так: стоит вам заикнуться в своем дневнике, что выбираете холодильник, как тут же некто пишет вам о достоинствах той или иной модели.

- А точно никто не догадается, что это реклама?

- Да что вы, мы работаем очень деликатно! Наши люди способны внедриться в дискуссионную ветку и незаметно повернуть обсуждение в нужный вам контекст. А по завершении предоставим подробный отчет.

Так что верить отзывам неизвестных вам людей типа "ой, девочки, мой новый блендер  - такое чудо! Так рада, что выбрала именно эту марку!" нельзя ни в коем случае. 

Лучше реальную соседку спросите - она вас вряд ли обманет.

$1500 за искренность

Владельцев самых популярных интернет-дневников называют топ-блогерами. Это авторитетные люди, каждое слово которых имеет особый вес: популярные журналисты, фотографы, дизайнеры. Вокруг каждого - армия постоянных подписчиков, до 30 - 40 тысяч человек.

Разумеется, они лакомый кусок для "партизан маркетинга". Если уговорить топ-блогера похвалить какой-нибудь товар - разумеется, без указания, что это реклама, - эффект будет нешуточный. А человек, как известно, существо слабое и очень зависит от хрустящих бумажек разного достоинства.

Помочь продвинуть нашу мифическую электронную книгу в блогах известных лиц были готовы и в "Скрытом пиарщике", и в "Очень скрытой рекламе", и в десятках других агентств. Все выглядело бы так, как будто уважаемые люди сами купили наш товар и преисполнились искреннего восхищения.

- Мне предлагали разместить информацию за деньги много раз, - рассказывает журналист "Эха Москвы", один из известнейших блогеров России Александр Плющев. - Часто это был компромат одной компании против другой. Не соглашался ни разу. Зато потом легко вычислял, кто из блогеров купился. Грустно то, что посредниками нередко выступали уважаемые мной люди. Этот способ заработка не то что нечестный - он позорный.

Тем не менее перехватить деньжат, написав в своем блоге пару приятных абзацев про некий товар или услугу, соглашаются многие. Одна талантливая и довольно известная журналистка из числа топ-блогеров (назовем ее Светланой) в свободное время у себя в дневнике не гнушается восхищаться то майонезом, то сапогами, то носками. И всегда - как-будто от души.

Нашу электронную книгу Светлана была готова похвалить всего-то за $1500.

- Только утром - деньги, вечером - стулья, - подчеркнула девушка в переписке. - Только не под самый Новый год!

Видимо, в конце года заказов много и цены растут. На все укоры со стороны посетителей блога она парирует:

- Не нравится - вон - бог, вон - порог!

Справедливости ради стоит отметить, что некоторых блогеров купить невозможно. Они если и соглашаются на рекламу, то честно об этом предупреждают. Да и рекламировать берутся не все подряд.

Например, дизайнер Артемий Лебедев (известный в Сети под ником "tema") обязательно приписывает: "Публикация щедро оплачена". И это - абсолютная правда. По данным агентств, реклама в блоге правнука автора "Буратино" стоит не меньше $10 тысяч.

Не меньше возьмет фотограф Рустем Адагамов ("drugoi") - если, конечно, его удастся уговорить. Поскольку он соглашается только на такую рекламу, которая будет интересна лично  ему - например, нужно снять необычный фоторепортаж. Так что с откровенной "заказухой" к нему нечего и соваться.

Как "заказать" конкурента

Самое интересное, что "скрытый маркетинг" может быть не только со знаком плюс.

- А конкурента нашего поможете задавить? - спрашиваю в "Скрытом пиарщике".

- Извините, с "негативом" не работаем.

Но не все фирмы так щепетильны. Звоню в агентство "Очень скрытая реклама":

- Нам бы недостатки товара такого-то обнажить...

- Нет проблем. Заполняйте заявку - подробно опишите ваш продукт и товар конкурента.

Но можно, наоборот, репутацию подправить. Владелец блога besogon-tv в Живом Журнале уверяет, что к этому методу прибег один очень известный кинорежиссер. Последняя картина мэтра имела не тот успех, на который он рассчитывал. Вдобавок он завел собственный интернет-дневник, где нарвался на шквал злорадства и не вполне корректной критики. И вот однажды сторонников режиссера стало больше и больше - они оживленно делились впечатлениями, восхищались классиком и спорили с идейными противниками.

По мнению besogon-tv, львиную долю положительных отзывов написали специально нанятые люди: кроме фильма режиссера, ни о чем другом не говорят, их странички созданы в один и тот же день. Это так называемые "боты" - автоматически созданные дневники. Их может быть  бесчисленное множество, что позволяет сымитировать какую угодно дискуссию.

*Названия фирм изменены.

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Чудо-коньяк и нашествие ехидн

Метод "скрытого маркетинга" стар как мир. В начале XX века фабрикант Шустов так двигал свой коньяк. Он нанял студентов, которые ходили по московским питейным заведениям и требовали шустовский коньяк, мол, шикарная вещь! Так о новом напитке узнала вся Москва.

Еще недавно "скрытые маркетологи" работали довольно топорно. Интернетчики со стажем помнят историю, которая приключилась несколько лет назад. В один прекрасный день десятки блогеров, не сговариваясь, стали крайне положительно отзываться о московском интернет-магазине "Ехидна", который доставляет продукты на дом. Магазин всячески отрицал, что заплатил за такую рекламу. Но с тех пор, если кто-то подозревает, что сообщение в чьем-то блоге - явная "джинса", то предупреждает остальных: "Внимание! Нашествие ехидн!"

СОВЕТЫ "КП"

Не дайте себя обмануть

Всегда помните, что за отзывом простого пользователя может стоять "агент влияния".

2 Читайте между строк: платный комментатор может выдать себя неуклюжим текстом, чересчур настойчиво нахваливая товар.

3 Уходите с сайта, если все мнения о товаре положительные. Так не бывает!

4 Старайтесь ориентироваться в мире товаров и услуг не по отзывам "простых пользователей", а по обзорам того или иного товара на профессиональных сайтах, которым вы доверяете.

5 На некоторых сайтах есть механизм защиты от "скрытого маркетинга". Например, на сервере бронирования гостиниц booking.com анкеты с отзывами об отеле могут заполнить только те, кто действительно там жил.

Политика

Активистку Femen отпустили под личное обязательство
Активистку Femen отпустили под личное обязательство 386 5

Диаш с решением суда не согласна.

В СБУ рассказали о закрытом совещании Путина касательно Украины
В СБУ рассказали о закрытом совещании Путина касательно Украины 2345 8

В ведомстве предотвратили попытки российской стороны организовать акции протеста в Киеве под посольством Польши.

Активистке Femen грозит от двух до пяти лет за решеткой
Активистке Femen грозит от двух до пяти лет за решеткой 594 3

Девушке вручили уведомление о подозрении.

Происшествия

После ядерного взрыва под Харьковом куры перестали нести яйца
После ядерного взрыва под Харьковом куры перестали нести яйца 327 1

Таким радикальным способом 45 лет назад в Украине попытались потушить пожар на газовой скважине.

Экс- беркутовца , который хотел сбежать на отдых, арестовали на месяц
Экс-"беркутовца", который хотел сбежать на отдых, арестовали на месяц 551 6

Сергея Лободу искали полтора года и задержали на выезде из Киева.

Под Одессой в аварии с микроавтобусом BlaBlaCar погибла журналистка  Страны
Под Одессой в аварии с микроавтобусом BlaBlaCar погибла журналистка "Страны" 3023 1

Стася Рафал вместе с коллегами ехала в Одессу. Авария прошла около четырех утра.

Экономика

Пять новшеств этого отопительного сезона
Пять новшеств этого отопительного сезона 401

Платить придется больше, а субсидии станут меньше.

1255 украинских предприятий будут ликвидированы или реорганизованы
1255 украинских предприятий будут ликвидированы или реорганизованы 1302 3

Также в правительстве назвали компании, которые попадут под приватизацию.

Украина опустилась в рейтинге мировых производителей стали
Украина опустилась в рейтинге мировых производителей стали 516 8

Нашу страну опередила Мексика.

Общество

Археологи нашли скифское золото во время раскопок в Полтавской области
Археологи нашли скифское золото во время раскопок в Полтавской области 836

Среди уникальных находок - уцелевшие амфоры, датированные VI век до нашей эры.

В Санкт-Петербурге выпал град, похожий на снег
В Санкт-Петербурге выпал град, похожий на снег [фото] 1147 1

Зато есть что выложить в Инстаграм!

Что делать, чтобы сердце не болело
Что делать, чтобы сердце не болело 1537 3

О том, как оказать первую помощь при сердечных приступах, как изменить в жару рацион и почему у нас не пересаживают донорские сердца, рассказала кандидат медицинских наук, кардиолог института сердечно-сосудистой хирургии им. Н.М. Амосова Елена ГОГАЕВА.

Светская хроника и ТВ

Пугачева в мини-юбке приехала на фестиваль Лаймы Вайкуле в Юрмале
Пугачева в мини-юбке приехала на фестиваль Лаймы Вайкуле в Юрмале [фото] 1622 2

Однако выступать певица не стала.

Режиссер  Слуги народа  Алексей Кирющенко:  А карать-то надо! Второй сезон у нас воинствующий
Режиссер "Слуги народа" Алексей Кирющенко: "А карать-то надо! Второй сезон у нас воинствующий" 61

Творцы политической комедии говорят, что зрителей интересуют серьезные вещи: украинцы хотят увидеть, как можно изменить систему и как можно жить хорошо.

На Одесский кинофестиваль приехала легенда французского кино Изабель Юппер
На Одесский кинофестиваль приехала легенда французского кино Изабель Юппер [фото] 357 1

Ей вручат награду за вклад в киноискусство.

Спорт

 Динамо  обыграло  Шахтер  - не обошлось без заварушки
"Динамо" обыграло "Шахтер" - не обошлось без заварушки 702 1

Подопечные Александра Хацкевича одержали победу во всеукраинском дерби в Харькове

Ольга Харлан стала трехкратной чемпионкой мира
Ольга Харлан стала трехкратной чемпионкой мира 254

Украинка выиграла чемпионат мира по фехтованию на саблях.

Украинские синхронистки заняли второе место на Чемпионате мира по водным видам спорта
Украинские синхронистки заняли второе место на Чемпионате мира по водным видам спорта 371 1

Спортсменки всего на 2,1 балла отстали от китаянок, которые взяли золото.