Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Суд вернул акции инсулинового завода государству

Суд вернул акции инсулинового завода государству
Фото: Можно только порадоваться за рабочих «Индара», не давших рейдерам довести предприятие до банкротства и полного уничтожения. Фото Укринформ.

"ВОРОВСТВО У БОЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ - ПРЕСТУПЛЕНИЕ"

Корни конфликта уходят еще в 2008 год, когда акции предприятия были незаконно (за год перед этим "Индар" был внесен в списки госпредприятий, не подлежащих приватизации) переданы офшорной компании Storke Holdings Limited, зарегистрированной в Белизе. Таинственная перепродажа акций тогда вызвала резкую критику со стороны самых разных государственных и общественных деятелей. 

- Украинское правительство твердо намерено сохранить ЗАО "Индар" как стратегически важное предприятие в государственной собственности, - заявила глава парламентского комитета по вопросам здравоохранения Татьяна Бахтеева. - Парламентский комитет тогда четко занял позицию сохранения завода как единого государственного медицинского комплекса. Нашим комитетом была проделана большая и значимая работа по возвращению завода "Индар" в государственную собственность путем обращений в правоохранительные органы. Дело было доведено до Верховного суда, который признал отчуждение госпакета ЗАО "Индар" в размере 70,7% незаконным. Я врач и вижу страдания людей, и вижу их очень часто. И когда воруют у больных людей - это преступление, которое нельзя искупить.

СИСТЕМНАЯ ПРОБЛЕМА - В НЕИСПОЛНЕНИИ ЗАКОНОВ

Пик противостояния между разными претендентами на управление заводом пришелся на 7-8 июля этого года, когда около сотни бойцов спецподразделения "Беркут" ворвались на предприятие и перекрыли доступ на завод. Из-за чего миллионы больных диабетом украинцев оказались перед реальной угрозой остаться без необходимых лекарств, а большинство уникальных специалистов оказалось за порогом своего же завода. И снова на защиту завода стали неравнодушные люди. 

- Государство имеет достаточно широкую правовую возможность влиять на события на заводе, но, к сожалению, не все законы в Украине выполняются, и это влияет на решение подобных вопросов. Это системная проблема для страны. Мы обязаны приложить все усилия, чтобы больные сахарным диабетом не ощущали неуверенности и понимали, что ситуация вокруг "Индара" не повлияет на поставки инсулина, - резюмировал народный депутат Валерий Коновалюк. 

Немало сил для возвращения "индаровских" акций в собственность государства приложила и бывший руководитель Фонда гос­имущества Валентина Семенюк-Самсоненко.

К счастью, нынешнее решение суда наконец-то "белизские" акции вернуло первоначальному владельцу - государству. Это показательный пример того, что власть, если захочет, может отстоять свои интересы. Власти в Украине принято ругать просто потому, что они власти. Но если посмотреть внимательнее, окажется, что возвращение стране чего-то отобранного у нее не является уникальным случаем. "Индар" - лишь звено в цепи многочисленных шагов государства по отстаиванию своих интересов. Возвращение стране предприятий достаточно распространенная практика, что может подтвердить обычная статистика.

ОГОСУДАРСТВЛЕНИЕ КАК ТЕНДЕНЦИЯ

Интересно, какие еще предприятия возвращались государству за последнее время? Предварительно условимся, что речь идет именно о национализации предприятия, а не о реприватизации, как это было, например, в конкурсе с "Криворожсталью", которая лишь изменила собственника.

Чаще всего государство возвращает в свою собственность землю или объекты недвижимости, что в принципе и неудивительно - их ведь не вывезешь за границу, не порежешь и не сдашь на металлолом. Демонстративное хозяйничанье новых владельцев часто не проходит незамеченным для окрестных жителей, которые могут поинтересоваться, по каким таким причинам их землю отдали в чужие руки, и они начинают писать соответствующие жалобы и организовывать митинги. В некоторых случаях государство вспоминает о своих правах после скандалов, когда молчать уже просто нельзя. Таким образом в госсобственность в Черкасской области вернулись имения сбежавшего в Россию Игоря Бакая, а в Кировоградской - охотничье хозяйство скандального депутата Лозинского. Остальные процессы возвращения земли не сопровождаются столь резонансными делами. Например, "без шума и пыли" тем же хозяйственным судом в собственность Минобороны отошло здание по улице Мельникова, которое предыдущим руководством ведомства было незаконно отчуждено. Украина в лице Фонда госимущества получила назад 34 тысячи квадратных метров Куяльницкого курорта, которые у Клинического санатория имени Пирогова пыталось захватить частное предприятие. В Змиевском районе Харьковской области вернули государственному собственнику - Министерству промышленной политики - летний лагерь отдыха "Романтик", проданный руководством местного станкостроительного завода. На Ровенщине железнодорожникам вернули склады, а на Виннитчине - столярный цех.

Есть случаи возвращения в государственную собственность и крупных предприятий, и целых имущественных комплексов. Ситуация, подобная той, что произошла с "Индаром", возникла и вокруг одесского завода "Биостимулятор". Его изъяли у недобросовестного арендатора и вернули владельцу - ГАК "Укрмедпром". Причем споры с арендатором (в том числе и судебные) и попытки вернуть предприятие после окончания действия договора аренды продолжались почти 7 лет. 

В некоторых случаях государству приходится с боем отбивать назад предприятия, как это произошло недавно с имуществом Азовского ликеро-водочного завода (АР Крым). Прокуратура доказала, что здания, инвентарь, рабочие машины и оборудование, которые использовались в производстве алкогольной продукции, были незаконно переданы обществу с ограниченной ответственностью.

НЕ ВСЕГДА ЧАСТНИК - ЭФФЕКТИВНЫЙ УПРАВЛЕНЕЦ 

Надо полагать, в ближайшем будущем "огосударствление" бизнеса не только сохранится, но и наметится тенденция к росту. Говорят, что государство не такой эффективный собственник, как частник, но в условиях кризиса оно дает хоть какие-то гарантии сохранения производства и выплат зарплат. Кроме того, государству возвращаются целые заводы, которые не выдержали автономного существования или стали жертвой недобросовестности владельцев. Сколько, интересно, было погублено уникальных производств такими хозяевами в погоне за сиюминутной прибылью? 

Достаточно вспомнить один пример - историю с Херсонским машиностроительным заводом, более известным в этом городе под названием "Херсонские комбайны". Пример был нашумевший во всех смыслах слова - толпа рабочих завода пыталась физически препятствовать новым хозяевам предприятия (владевшим, кроме всего прочего, заводом-конкурентом в Киевской области) вывозить все ценное оборудование.

Деятельность нового менеджмента спровоцировала массовые беспорядки в городе и вышла на уровень Верховной Рады, которая, впрочем, так и не смогла решить вопрос о национализации предприятия. С другой стороны, аналитики согласны с тем, что без серьезной государственной поддержки бывший комбайностроительный завод не сможет восстановиться - его производственные мощности фактически разрушены несколькими поколениями нерадивых менеджеров.

Отдельно стоит сказать о близких по специальности к "Индару" фармацевтических предприятиях, для которых "черная приватизация" оказалась фатальной. Классические примеры - медицинские предприятия, когда-то находившиеся в составе "Госмедпрома" - "Опытный завод Государственного научного центра лекарственных средств" и "Здоровье народа". Оба выпускали препараты для лечения сердечно-сосудистой патологии, заболеваний центральной нервной системы, гинекологические препараты, анальгетики, анестетики, витамины. При новых хозяевах завод быстро превратился в одного из крупнейших в стране производителей наркосодержащего препарата трамадол. Через некоторое время новый менеджмент (который, кстати, связывали с группой российского бизнесмена Игоря Сало) благополучно обанкротил оба завода. Хотя, скорее всего, и сам Сало представлял интересы более могущественных финансово-промышленных групп, пожелавших остаться в тени. Точно так же неизвестными остались и заказчики авантюры вокруг "Индара". До этого времени нет четкого представления, кто стоял за неизвестной белизской фирмой, попытавшейся отхватить себе производителя украинского инсулина.

Как бы там ни было, можно только порадоваться за рабочих "Индара", не давших рейдерам довести предприятие до банкротства и полного уничтожения. Хотя, признают в руководстве завода, восстановление нормальной деятельности предприятия потребует немало времени и усилий.