Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
18 апреля
Загрузить еще

Сталин хотел жить в деревянной избушке, а бассейн Горбачева украшали центнерами редчайших самоцветов.

Сталин хотел жить в деревянной избушке, а бассейн Горбачева украшали центнерами редчайших самоцветов.
Фото: Сталин лишь раз останавливался в домике, построенном по его заказу. Он показался генералиссимусу слишком роскошным.

На крымских госдачах с осени начнется капремонт. Реконструкция зданий государственных резиденций и строительство двух вертолетных площадок будет стоить Государственному управлению делами более 150 миллионов гривен. Под мастерок попадут пять дач - комплекс четырех автономных государственных резиденций в Мухалатке, что в 40 км от Ялты, где на одной из дач отдыхает президент Украины, и массандровская в горах над курортной столицей Крыма, на которой в прошлом году отмечали дни рождения главы государства. Соединены они будут между собой вертолетными площадками - очевидно, чтобы, не создавая пробок на дороге, Виктор Янукович мог спокойно добираться из аэропорта в резиденцию на берегу моря, а также отправляться дышать горным воздухом, напоенным ароматом уникальной крымской сосны.

А вот как наводили марафет на госдачах раньше? Ялтинские строители не только приводили в порядок места отдыха первых лиц СССР, но и создавали для них уникальные произведения искусства. 

 

КГБ следил, чтобы на спецобъектах работали "правильные" строители 

Инженер-строитель Владимир Каренгин, как и тысячи других ялтинцев, каждый год участвовал в подготовке к курортному сезону. Только готовился он не к встрече миллионной армии отдыхающих. Оценить работу начальника и всего первого участка ­СУ-31 треста "Ялтакурортстрой" могли единицы - генеральные секретари ЦК КПСС, члены Политбюро, их семьи и сотрудники 9-го отдела 9-го управления КГБ СССР. Владимир Каренгин ремонтировал госдачи. Его специализацией была отделка, которая оказывалась делом не менее тонким, чем Восток.

- В 1986 году после Полтавского инженерного института вернулся домой, в Ялту, - рассказывает он. - Хотел строить что-то большое, в СУ-31 треста "Ялтакурортстрой" меня взяли мастером по отделке. Это СУ-31 как раз и специализировалось на здравницах и госдачах. Через год меня назначили начальником первого участка.    

- Критерии отбора для работы на спецобъектах были?

- Отдел кадров подавал списки в 9-й отдел КГБ, и они уже решали, кому дать допуск, а кому нет. Даже репрессированные родители могли стать поводом для отказа. У нас, к примеру, были девчонки-маляры. Так их не пускали дальше забора по причине того, что у них нехорошие друзья. Проверки проводились тщательные, а сам допуск обновлялся ежегодно. В ­СУ-31 работали около 200 человек, а разрешение для работы на спецобъектах имели не более ста. 

- Для строителей была разница: работать в санатории или на госдаче?

- Хотя были повышенные требования к качеству, люди стремились попасть к нам. Потому что работа оценивалась по коэффициенту 1,25. Если на обычном объекте за метр штукатурки платили рубль, то на госдачах - 1 рубль 25 копеек.

- Работа шла как по нотам?

- Не всегда. Объекты находятся достаточно далеко от Ялты, и, к примеру, автобазе, которая обслуживала наш трест, не всегда хотелось тратить время на один объект, когда за это время можно было обслужить пять и заработать больше. Тогда мы обращались в 9-й отдел - и доставка ускорялась.

ХРУЩЕВ БОЯЛСЯ, ЧТО ДО НЕГО В БАССЕЙНЕ МЫЛИСЬ ГРЯЗНУЛИ

- Чем вы непосредственно занимались на госдачах?

- Чтобы была понятна структура, скажу, что в 9-м отделе КГБ была своя группа маляров, столяров. Они выполняли самые сложные работы. Столяры-краснодеревщики, например, занимались заменой лакового покрытия на антикварной мебели, что, кстати, и мы могли делать. Но нам поручали большие по объему работы. На сталинской госдаче в Массандре меняли облицовку санузла. На первой и второй госдачах в Нижней Ореанде (хрущевской. - Прим. авт.) раз в два-три года обновляли мраморное покрытие бассейна. Зачем? Со временем в бассейне по линии уровня воды оставался след в виде черной линии, и охраняемым лицам казалось, что до них здесь кто-то грязный мылся. Тогда нас и вызывали. 

- И часто похожие ситуации происходили? Объектов же много было.

- В основном такие ситуации предвосхищали. К курортному сезону, а на госдачах он начинался с 1 июля, обновляли фасады, меняли декоративные украшения, балюстрады, благоустраивали пешеходные дорожки. В общем, шла такая же подготовка к приезду отдыхающих, как и в обычных санаториях, пансионатах.

- Судя по всему, дефицита в стройматериалах вы не испытывали?

- Снабжал 9-й отдел. Он выдавал нам и редкие по тем временам краски, лаки, страшно дефицитный клей ПВА. 

- Отечественные материалы?

- Почему? С 1990 года у меня сохранились образцы перуанской плитки, которую использовали при ремонтах госдач. По тем временам иметь чешскую считалось за счастье. 

ФОРОССКУЮ "ЗАРЮ" НЕ ЗРЯ НАЗЫВАЮТ НЕСЧАСТЛИВОЙ

- О форосской даче говорят, что там не все хорошо не только в связи с известными политическими событиями, но и в строительном плане...

- На месте "Зари" находится активный оползень. Само здание дачи закрепили надежно сваями. А на остальной территории так не сделаешь. Поэтому дорожки, опорные стены, крыльцо главного здания каждый год ползли на расстояние до 10 миллиметров.  

- А с самими высокими гостями не приходилось сталкиваться?

- Это было исключено. За несколько дней до заезда работы прекращались. Если могли не успеть, то задействовали большее количество специалистов, и они работали сутками. 

- С нынешними особняками здания госдач можно сравнить?

- Мне нравятся госдачи. Кроме форосской, все они построены в сталинском стиле. Это большие просторные здания с высокими потолками и очень простой отделкой. Построены они из диорита, снаружи отделаны инкерманским камнем, в столярке использован дуб. По тем временам это было роскошью, а сейчас, при нынешнем выборе стройматериалов, госдачи выглядят скромно, но по-прежнему стильно. Из чего-то необычного можно выделить разве что эскалатор к пляжу на форосской госдаче, который строился в 90-х. Тогда это было в новинку. 

- В Советском Союзе было немало богатых ведомств. Они строили в Большой Ялте санатории. Не было таких, которые могли перещеголять госдачи?

- Их нельзя сравнивать. Просторные здания для единиц и "клетушки" для массовых отдыхающих. Тем более что на госдачах уникальной была не только отделка, но и мебель, внутреннее убранство. Такие сервисные здания, как совмещенный открытый и закрытый бассейн с раздвигающимися стенами на первой и второй госдачах в Нижней Ореанде. И большие парки. По дизайну современной можно было назвать только форосскую госдачу. 

Бассейн для генсека - $200 000 только за работу 

Когда в 1977 году 25-летний каменотес-гранитчик СУ-31 треста "Ялтакурортстрой" Владимир Жолкиевский создал из камня портрет Ленина, он не знал, что увлечение флорентийской мозаикой аукнется ему на самом высшем уровне. В СССР такие работы делали только в одной мастерской - профессора Замкова в Москве, и первым лицам страны они нравились. А где как не на госдачах во время отдыха любоваться каменными творениями? Поэтому с легкой руки молодого каменотеса-гранитчика наравне с отделочными работами на спецобъектах СУ-31 пришлось осваивать и новое для него дело - изготовление флорентийской мозаики.

Техника флорентийской мозаики, которую в 80-е годы стали использовать для украшения VIP-аппартаментов, считается одной из самых сложных и дорогих во всем мире.

Родина труды Владимира Жолкиевского оценила. Он стал лауреатом премии Совета Министров СССР. Сегодня за его плечами - 25 лет работы каменотесом и 10 лет директором СУ-31, куда в 70-х он пришел учеником.

- Флорентийскую мозаику мы делали по эскизам художника Степана Джуса. Первое объемное панно я создал в 1986 году для бассейна пятой госдачи, - вспоминает Владимир Васильевич. - Ко мне приехал начальник 9-го отдела 9-го управления КГБ Александр Орлов, показал эскиз водопада и спросил, возьмусь ли. Ответил: вполне. До этого уже были санатории 4-го управления Мин­здрава (для партийной номенклатуры. - Прим. авт.). Позже - другие госдачи. В Украине таких работ тогда никто не делал. К сожалению, нет мастеров и сейчас.

- И какая работа была самой объемной и сложной?

- Самое крупное панно делали для здравницы МГГА на 110 квадратных метров. А самое сложное - на стену бассейна госдачи Горбачева в Форосе. Там впервые сделали криволинейную картину размером 70 квадратных метров. Для того чтобы получить изображение морского дна с рыбами, медузами, дельфинами, крабами, водорослями, вырезали из поделочных камней плитки с углами, изгибами, в точности повторяя рисунок.  

- Много времени ушло на заказ?

- Нас было семь человек, работали полтора месяца, по 18 часов в сутки, ночевали на картинах в мастерской художника. Еще неделю монтировали части панно, ночуя на территории погранотряда на мысе Сарыч.

- Такая работа вам нравилась?

- В отличие от обычных строек там было творчество. На госдачах не экономили. Это же было не только место отдыха. Здесь принимали иностранных гостей, и оформление воспринималось как часть имиджа страны.

- Наверняка тогда все делали вручную. 

- И сейчас. Флорентийская мозаика требует филигранной точности вырезки и подгонки каменных плиток. Такие работы стоят очень дорого. С 1992 года делали флорентийскую мозаику для Италии. Но не потому, что мы - самые лучшие. Мы брали 30 процентов от мировой цены.

- И сколько  стоят такие работы?

- От 20 до 100 долларов за квадратный дециметр. 

- Сколько же вам заплатили за форосскую госдачу?

- По тем временам хорошие деньги - 500-700 рублей каждому, а сейчас эта работа стоила бы более двухсот тысяч долларов.

- А материалы?

- Тогда проблем с поделочными камнями не было. Для "Зари" использовали 40-50 разновидностей. Это и сальети из Грузии, негро-кабани, роза-аврора с Кубы. Были армянские, сибирские камни. 

- Достаточно редкие камни…

- Они были дорогими, но только такие камни могли дать нужные цвета. Ведь от палитры цветов очень многое зависело. Если нужен был насыщенный красный цвет, использовали яшму. Если зеленый - то змеевик, нефрит, вердо-гватемалу...   

- Что сложнее всего делать?

- Лицо человека. Здесь важен не только цвет камня, его оттенок, но и угол размещения по структуре. С изображениями людей я делал картину "Праздник бога Бахуса" для Италии. Кстати, у меня сохранился портрет Леонида Кучмы в камне.

- ???

- Решил делать для себя портреты всех президентов. А когда пришел следующий после Кучмы, то перехотел… 

Владимир Жолкиевский решил выкладывать из полудрагоценных камней портреты всех президентов Украины. Но когда победил Ющенко - передумал.

БЫЛО ДЕЛО

Скромность Брежнева и капризы первой леди Союза

- Когда я был комендантом первой и второй госдач в Ливадии, нам привезли немецкие буклеты с интерьерами. Закачаешься! - вспоминает экс-комендант трех госдач, полковник СБУ в отставке Николай Тупиков. - Брежнев смотрел, одобрительно кивал, а потом удивленно говорит: "Это же цены в иностранной валюте. Дорого!" Так не осуществилась идея обновить внутреннее убранство госдач. Разве что уговорили поменять требовавшую ремонта ванную, которой пользовалась его дочь Галина, когда оставалась ночевать у отца. 

Интерьеры и мебель поменяли уже при Горбачеве. Тогда действительно денег на обновление не жалели. А в один из дней из-за прихоти Раисы Максимовны вообще пришлось создавать практически новый пляж. На первой госдаче он был поделен на три сектора. И супруга генсека выбрала один из крайних. Через него в море шел слив сточных вод, сектор имел достаточно крутой берег и никогда не использовался для купания - Хрущев, Брежнев, Андропов всегда пользовались обустроенным центральным сектором. Но первая леди захотела! 

Семья Горбачевых уехала на несколько дней в Москву на международный студенческий конгресс, и нам определили такое же время для подготовки нового места для морских ванн. А как это сделать за 48 часов? Пришлось задействовать всех кого можно. Минфлот прислал две баржи с галькой. Человек сто пограничников всю ночь рассыпали и выравнивали поверхность, устанавливали "грибки". Когда обнаружили, что в гальке много земли (ее же второпях грузили с одного из пляжей в окрестностях Ялты), в "бой" вступил военно-морской флот. Из Севастополя пришли два торпедных катера, которые несколько часов курсировали вдоль сектора. Создавалась волна, которая и очистила гальку от земли. Пляж был сдан в срок, а довольная Раиса Максимовна сказала: "Можете, если захотите!" 

http://i.kp.ua/a/510x0/12664980.jpg

http://i.kp.ua/a/510x0/12664980.jpg

Впрочем, Леонид Данилович тоже. 

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА 

После развенчания культа личности Сталина проводить отпуск в Ливадийском и Алупкинском дворцах для руководителей СССР стало нескромно. Поэтому отдыхали в спецсанаториях "Нижняя Ореанда" и "Морской прибой". Но 9-е управление протестовало - невозможно было обеспечить безопасность VIPов. Так в 50-е годы был дан старт строительству современных госдач. По этой же причине распоряжалось строительством все то же 9-е управление. По схожим проектам с 1956 по 1958 годы ударными темпами были построены госдачи №1, 7, 8, затем - 2, 9, 10. Небольшие двухэтажные здания в стиле Ливадийского дворца от Ливадии до Мухалатки выстраивали из ракушечника и облицовывали белоснежным инкерманским камнем. 

Исключением были госдачи №3 в Массандре и №4 в Мисхоре. Если в последней апартаментами служил Юсуповский дворец - резиденция генерал-губернатора Москвы князя Феликса Юсупова, то в другой - массандровский дворец самого Александра III. Госдачу в Массандре, правда, использовали не столько для проживания, сколько для рабочих совещаний и больших застолий с руководителями многочисленных регионов СССР и знаменитых крымских встреч лидеров коммунистических партий стран Варшавского договора. Их проводили на открытом воздухе среди сосен. Бывало, попадали под дождь, пока не построили "Шатер" - переговорный и банкетный залы с раздвижными стеклянными стенами. 

В 70-х в комплекс охраняемых объектов входили 10 государственных дач от Массандры до Мухалатки и два охотничьих хозяйства "Дубрава-1" и "Зеленый гай". 

На первой и второй госдачах в Ливадии отдыхали Хрущев, Брежнев, пару раз останавливался Горбачев. Четвертую в Юсуповском дворце занимали руководители дружественных стран и компартий. На остальных в Мухалатке и Мисхоре останавливались члены Политбюро ЦК КПСС, руководители правительства или держались в резерве для особо значимых и почетных гостей. 

Брежнев любил отдыхать широко… Но экономно.

В 1988 году завершили строительство самой современной и самой печально известной госдачи №11 "Заря" в Форосе, на которой первый и последний президент СССР Михаил Горбачев коротал дни путча. 

В независимой Украине из состава госдач вывели первую и вторую в Ливадии, а Юсуповский дворец (госдача №4) сначала вывели, а потом подумали и вернули обратно. 

Всего госдач сейчас на ЮБК - 9, и находятся они в управлении Государственного управления делами.

Президентская госдача №9 в Мухалатке - стопроцентно украинская госдача еще со времен СССР. 

Вначале здесь селились руководители советской Украины, последним из которых был первый секретарь ЦК Компартии Украины Владимир Щербицкий. Позже - все старые и новые президенты страны: Леонид Кравчук, Леонид Кучма, Виктор Ющенко и Виктор Янукович. При Леониде Даниловиче сделали капитальный ремонт. Позже ограничивались "косметикой".