Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Импортный инсулин или отечественный? Это вопрос доступности

Импортный инсулин или отечественный? Это вопрос доступности
Фото: По статистике в инсулине нуждается почти каждый двадцатый украинец.

Говоря о сахарном диабете, врачи часто называют его неинфекционной эпидемией XXI века. И действительно, это тяжелое эндокринное заболевание находится на третьем месте в мире по количеству страдающих от него - после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Каждые 15 лет число больных сахарным диабетом на планете удваивается. Сегодня, по оценкам Гарвардского университета, их около 350 млн, а это почти 6% от всего населения Земли.

ЗАВИСИМЫЕ И НЕЗАВИСИМЫЕ

Сахарный диабет подразделяется на инсулинозависимый и инсулинонезависимый типы. В первом случае больной нуждается в регулярных инъекциях инсулина для поддержания уровня сахара в крови в пределах нормы, во втором случае проблему повышения сахара можно решить с помощью низкоуглеводной диеты, ведь инсулинонезависимая форма чаще всего развивается у пожилых людей из-за избыточного веса. При инсулинозависимых формах инсулин является единственным возможным препаратом, заменяющим "бастующие" островки поджелудочной железы. Попытки избежать инъекций, заменить инсулин БАДами или просто низкоуглеводной диетой могут привести к гипергликемической коме, а иногда и к летальному исходу. Об этом должны помнить и больные, и их родственники, которые думают, что отрицая заболевание, игнорируя его, от него можно избавиться. 

ИЗ ЧЕГО ДЕЛАЮТ ПРЕПАРАТЫ

Сегодня препараты инсулина производят как из натурального сырья (в частности, из поджелудочной железы свиньи), так и полусинтетические и синтетические (генно-инженерные виды). Генно-инженерные человеческие инсулины аналогичны по химическому составу естественному человеческому инсулину. Кроме того, инсулин бывает очень короткого, короткого, среднего и пролонгированного (удлиненного) действия. В настоящее время врачи предпочитают назначать инсулины короткого и средней продолжительности действия, комбинируя их. Однако больной сам должен контролировать уровень сахара в крови с помощью глюкометра и научиться самостоятельно рассчитывать оптимальную для себя дозу инсулина на 1 ХЕ (хлебная единица - условная единица, используемая при расчете количества углеводов в продуктах), поскольку нет универсальной, раз и навсегда рассчитанной дозы, у каждого больного она может колебаться.

Следует также помнить, что у инсулинозависимых больных должен быть четкий график приема пищи, привязанный к графику инъекций. Ведь не сделанная вовремя инъекция может привести к гипергликемии (повышению уровня сахара в крови), а не принятая вовремя пища, напротив, к гипогликемии (снижению уровня сахара). И гипер-, и гипогликемия чреваты комой, из которой больного  могут вывести только в условиях стационара. 

НАШ ИНСУЛИН УСТУПАЕТ ИМПОРТНОМУ ТОЛЬКО В ЦЕНЕ

В Украине с 1999 года функционирует программа "Сахарный диабет", благодаря которой больные инсулинозависимой формой обеспечиваются лекарством на 100%. Но нельзя сказать, что программа полностью решает все проблемы диабетиков. До введения в действие украинских фармацевтических предприятий, выпускающих препараты инсулина (а их сегодня два - "Индар" и "Фармак"), с закупками импортных препаратов время от времени возникали сложности. А диабет, как известно, ждать не любит и не может. Поэтому пациенты были вынуждены покупать импортные препараты на черном рынке, цена которых далека от бюджетной. После того как в Украине появились собственные препараты инсулина, ситуация стала менее напряженной.

Конечно, не все украинцы моментально перешли на препараты, выпущенные отечественными производителями. Роль тут сыграл как психологический фактор - импортному на всей территории постсоветского пространства всегда доверяли больше, так и фактор смены препарата. Как известно, частая смена инсулина является для организма большим стрессом. И перевод с одного препарата на другой иногда нужно проводить в условиях стационара. Поэтому больные стараются пользоваться препаратами одной фирмы. Однако те, кто начал пользоваться украинским инсулином, тоже не жалуются - наш инсулин практически не отличается от импортных аналогов. Только стоит дешевле.

Однако, как говорят врачи, у больных сахарным диабетом часто возникают опасения по поводу поставок инсулина, а также по вопросам цены. Небольшой дефицит или рост цены всегда вызывает волнения.

- Переход с одного препарата на другой, конечно, возможен, однако он очень сложен, так как это нужно делать в стационарных условиях, - говорит директор Института проблем эндокринной патологии Академии медицинских наук Украины Юрий Караченцев.

Не трудно подсчитать, что в Украине нет столько коек и палат, чтобы одновременно помочь такому количеству людей.

А вот какой препарат предпочесть, это, как свидетельствуют мнения многих людей, действительно вопрос цены и престижа. Все продаваемые препараты в Украине в целом эффективны.

РЕЙДЕРСКИЙ ЗАХВАТ ЗДОРОВЬЯ УКРАИНЦЕВ

Однако инсулин производства киевского завода "Индар" скоро может либо исчезнуть, либо подорожать до уровня импортного.

На днях глава правления ЗАО "Индар" Алексей Лазарев обратился к президенту Украины с открытым письмом, в котором сообщил, что на предприятии произошел рейдерский захват и что государство потеряло контроль над стратегическим объектом, который согласно законодательству не подлежал приватизации. 

В своем обращении Лазарев отметил, что "70,7% акций предприятия были похищены у государства". По его словам, это произошло в 2008 году, и трехлетние судебные тяжбы не изменили ход событий. Акции путем сложных схем оказались в собственности нескольких офшорных компаний.

70,7% акций предприятия находились в собственности государства, которое владело ими через ГАК "Укрмедпром", структуру Минздрава. Однако согласно официальным данным, нынешним их собственником является офшорная компания Stroke Holdings Limited, зарегистрированная в Белизе. 21% "Индара" находятся в собственности польской Bioton, которая владеет этим пакетом через кипрский офшор Mindar Holdings Limited. Еще 8% акций также находятся опосредованно в собственности поляков, которые они купили в 2006 году. 

Лазарев уверен, что целью рейдеров является закрытие производства в интересах импортеров и мировых производителей инсулина. Он считает, что нынешние собственники не заинтересованы в производстве инсулина, они хотят продать завод. К тому же новые собственники, которые назначили своего директора вместо Лазарева, являются офшорными компаниями, то есть до конца непонятно, кто они и кого представляют.

"ИНДАР" - единственное в Украине и четвертое в мире предприятие, которое осуществляет полный цикл производства инсулина - от субстанции до готовых лекарственных форм.

Юрист-консультант адвокатского объединения "Юрэксперт" Владислав Царев считает, что в юридической практике люди и компании скрывают свою причастность к собственности в основном в двух случаях.

- Первый наиболее распространенный, когда собственником является высокопоставленный чиновник или близкие члены его семьи, - объясняет юрист. - И второй, когда лицо аффилировано с криминальным миром. И в том и в другом случае публикация имен реальных собственников может привести к уголовной ответственности и пересмотру всех договоренностей не в пользу нового собственника.

Таким образом, не исключено, что инсулинозависимые украинцы скоро должны будут сменить препараты и существенно раскошелиться. Впрочем, пока еще не вмешался президент.

Фото УНИАН. 

ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ

Киевлянину Геннадию Боголюбченко 26 лет, диагноз "диабет" был поставлен ему 9 лет назад. Старается пользоваться только импортным инсулином: "Я колю французский "Инсуман Рапид"  в комбинации с немецким "Лантусом". Препараты действуют эффективно, поэтому чувствую себя вполне прилично. На отечественные препараты переходить не собираюсь, мне много страшного про них рассказывали коллеги по несчастью. Хотя с выпиской импортных препаратов все время возникают проблемы. Поэтому приходится покупать самому, это, конечно, недешево. Мой эндокринолог все время меня уговаривает перейти на наш "Хумодар", говорит, что все разговоры о том, что он плохой, - это политика. К тому же там есть шприц-ручка, это очень удобно, но я побаиваюсь осложнений".

* * *    

Пенсионерка Анна Григорьевна Самсонова, 60 лет, болеет диабетом 30 лет, пользуется отечественным инсулином: "Я очень довольна своим лекарством, пользуюсь "Хумодаром" уже 10 лет. Вы же понимаете, что на мою пенсию покупать импортные лекарства просто нереально, да и зачем? Врач выписывает "Хумодар" без проблем, никаких перебоев с ним нет. Осложнений у меня за все это время не было, сахар в норме. Ну и диету, конечно, соблюдаю. С нашим заболеванием без этого, к сожалению, никак".

* * *    

Студентка Лилия Гмара живет в Житомире, 19 лет, диагноз был поставлен полгода назад, пользуется отечественным инсулином: "Когда мне сказали, что у меня диабет, я очень переживала, у меня просто шок был. Плакала, думала, что никогда не соглашусь инсулин колоть. Но потом поняла, что альтернативы нет, хотя родители и пытались меня возить по экстрасенсам. Ну знаете, никто в это вроде не верит, но все равно надеялись. Нас врач очень сильно ругала за это. Я только недавно смогла смириться со своим диагнозом. Я понимаю, что это не рак и что жить с этим можно. Но очень сложно все время думать об этом, помнить о том, что нужно вовремя сделать укол, вовремя поесть. Я студентка, жить по режиму вообще проблема. Врач выписал мне "Хумодар", я им довольна. Чувствую себя неплохо. Покупать импортный не собираюсь, слишком дорого, да и бессмысленно. Наш ничем не хуже".