Офисные войны: победители и проигравшие

Офисные войны: победители и проигравшие

Немедленно выключите вентилятор, или я сама с ним разберусь!

Но если войти в конфликтную ситуацию очень просто, выйти из нее гораздо сложнее.

КОНДИЦИОНЕР РАЗДОРА

- Выключите кондиционер немедленно! Я вся простужена и спину уже ломит!

- Ну так купи себе пальто!

Примерно такие разговоры на повышенных тонах можно услышать в каждом офисе, где установлены кондиционеры. Как показывает практика, эти во всех отношениях замечательные устройства являются не только спасением от изнуряющей летней жары, но и веской причиной разногласий между сотрудниками. В последние годы, когда летний зной стал поистине аномальным, кондиционер часто является единственным средством, позволяющим офисным сотрудникам оставаться в сознании. Однако при этом "офисный спаситель" нередко становится яблоком раздора между сотрудниками: кому-то жарко, кому-то холодно, а кто-то и вовсе мучается от простудных и аллергических заболеваний.

Согласно результатам опроса, проведенного Исследовательским центром рекрутингового портала Superjob, нешуточные бои за пульт от кондиционера устраивает каждый третий офисный сотрудник. "Поводы для ссор у нас и так находятся, а в жару появляется еще один. А как не сердиться! Так хочется прохлады, но тут же объявляются противники кондиционеров, жалующиеся на слабое здоровье", "Постоянно кому-то душно, а кто-то простужен или боится простудиться", - делятся респонденты подробностями офисных баталий.

Разногласия с коллегами на почве кондиционеров у женщин и мужчин возникают приблизительно с одинаковой частотой. Интересная деталь: именно в этих спорах сотрудники отчего-то "переводят стрелки" на коллег противоположного пола.

"Мужчинам обычно жарко, а мы от кондиционеров замерзаем. Но мужчины, невзирая на наши мольбы, все равно включают кондиционер! Поэтому нам приходится натягивать кофты и надевать более теплую ­обувь", - жалуются дамы.

"Как правило, то жарко, то холодно бывает женщинам с неустроенной личной жизнью. И таких с каждым годом становится все больше!" - едко парируют опрошенные мужчины.

Кстати, приблизительно треть опрошенных не ссорятся из-за кондиционеров по причине их отсутствия в офисах. "Поставьте кондиционер, а с перепалками мы уж как-нибудь разберемся!" - комментируют они.

РОЖДЕНИЕ НЕНАВИСТИ

Коллектив изначально чужих друг другу людей, вынужденных ежедневно минимум по восемь часов в день находиться в одном небольшом пространстве, конфликтен по определению, говорят психологи. Привычки, практически незаметные у близкого человека, у коллеги по работе возводятся в ранг глобальных недостатков. 

Тот же кондиционер сегодня присутствует во многих украинских квартирах, однако домашние "бои местного значения" происходят крайне редко. И это вполне объяснимо. На работе почитатель прохлады и свежего воздуха непременно настроит его на 18 градусов и будет с пеной у рта доказывать, что именно эта температура - самая правильная, оптимальная и рекомендованная ведущими терапевтами. Можете не сомневаться: никакие аргументы, что кому-то из коллег дует, не заставят его свернуть с правильного пути. Возможно такое, скажем, в домашней обстановке? Думаю, вряд ли. Потому что как только от постоянно направленного на нее холодного воздуха заболеет жена или того хуже - теща, для любителя свежего воздуха наступят тяжелые времена. Если же заболеет коллега - это только плюс: по крайней мере на одного ноющего и жалующегося на холод в этом крохотном пространстве будет меньше!

Конфликты на работе подогреваются однообразными буднями и многочисленными офисными раздражителями. Один слушает музыку, другой хохочет во все горло, третий никогда не берет трубку, пока его телефон разрывается от звонков, четвертый ведет беседу, вплотную подтягиваясь к лицу собеседника. Плюс грязная посуда, оставленная на общей кухне, засоренная раковина, едкий дым с лестницы, переоборудованной в курилку… В такой обстановке не только занервничать - свихнуться недолго! Вот так и рождается ненависть.

ДЕРЖИТЕ ДИСТАНЦИЮ!

Психологи убеждены: для поддержания психологического комфорта в офисе сотрудникам необходимо дистанцироваться. Каждый человек нуждается в своей личной территории, но для кого-то важнее физическая дистанция, а для кого-то - психологическая. Одним неприятен любой физический контакт, вплоть до обычного рукопожатия, а для других совершенно недопустимо обсуждение в рабочее время личных тем.

Впрочем, по мнению вице-президента НПЦ "Дианализ" Виктории Егоровой, повод для раздражения можно найти везде и всегда, другой вопрос, почему человек начинает искать этот повод и что является действительной причиной раздражения. 

- Конечно, некоторые факторы могут стать последней каплей, хотя, с другой стороны, у каждого из нас бывали случаи, когда при определенном состоянии духа обычно безотказные раздражители не работали, - говорит психолог. - Будете ли вы раздражаться по поводу включенного (или выключенного!) кондиционера, если, например, влюблены? Думаю, вряд ли. 

Кстати, отвечая на вопрос, у кого больше шансов выиграть офисную войну - у того, кто обладает определенным набором качеств, или у того, кто ближе к начальству, психолог ставит на личные качества.

- В тактике, безусловно, близость к начальству может принести локальные победы, но войну выиграет только тот, кто может сделать это в принципе, - говорит Егорова. - Начать, вести и выиграть войну - это тяжелое занятие, требующее немало энергии и нервов. Исходя из этого делаем вывод, что наиболее успешными вояками являются холерики. Флегматикам свойствен скорее тихий саботаж, сангвиники - люди доброжелательные, ну а меланхолики - просто страдальцы по жизни, и им вряд ли стоит всерьез рассчитывать на победу.

В это же время психолог говорит, что одним из самых распространенных мифов о конфликтах является абсолютное убеждение в их негативной природе. Однако негативным в конфликте является исключительно наша реакция на создавшуюся ситуацию. Не относитесь к конфликту как к соревнованию, в котором одна из сторон непременно должна выиграть, а вторая - проиграть. Воспринимайте его как источник информации о различных точках зрения на проблему и способах ее разрешения, и тогда у вас появится возможность повернуть конфликт в такое русло, которое помогло бы обеим сторонам выйти из ситуации с наименьшими потерями.

Борьба за пульт - это борьба за власть!
Борьба за пульт - это борьба за власть!

Фото Максима ЛЮКОВА. 

МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА

Осознайте, что перемирие неизбежно!

- Поймите и примите как факт: проблемы и конфликты неизбежны на любой работе и в любом коллективе, - говорит психолог Марина Деркач. - Все люди достаточно разные, и у каждого могут быть свои "оправдания" в начале или продолжении конфликта. А вот выйти из него уже сложнее. Самое важное условие для выхода из любого конфликта - это осознание сторонами, что перемирие неизбежно. В противном случае дело может закончиться уходом одного из "противников" с работы. После того как стороны признали неизбежность перемирия, следует постараться понять оппонента и, возможно, признать собственные ошибки. Как показывать практика, после выполнения этих нехитрых действий конфликт исчерпывается сам собой. 

СОВЕТЫ "КП" 

Рецепт конструктивного спора:

- Говорите не о проблеме, а о решении проблемы.

- Не вспоминайте прошлые ошибки оппонента.

- Избегайте обвинений, осуждений, критики и командного тона.

- Старайтесь не употреблять категоричные обороты "вы должны…", "никогда не…", "не заставляйте меня принимать меры…" и т.д. 

- Говорите о поведении человека, а не о его личности.

- Прежде чем высказывать свое мнение, узнайте, чего хочет другая сторона.

- Используйте местоимение "я". То есть говорите о своей точке зрения на правду, а не о том, что вам известна правда.

- Не позволяйте конфликту перерасти в личную неприязнь. 

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

По данным исследований психологов, средний менеджер около 25 процентов своего рабочего времени тратит на разрешение конфликтов. 

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт