Прогноз крымских ученых: Солнце  убьет  GPS, мобилки и беспроводной Интернет

Прогноз крымских ученых: Солнце "убьет" GPS, мобилки и беспроводной Интернет

Чего стоит опасаться Украине в ближайшие годы, конечно же, специалистов волнует в первую очередь.

Ученые во всем мире солидарны в своих опасениях: всего через несколько лет сила и частота солнечных бурь многократно увеличатся. Потоки протонов и электронов будут бомбардировать атмосферу Земли, выводя из строя спутники и нарушая работу операторов мобильной связи. Страшно представить, если сила электромагнитных излучений "накроет" мобильные телефоны, систему навигации GPS и беспроводной Интернет, работа которых здорово зависит от солнечной активности. А это вполне возможно!

ГРЯДУТ СИЛЬНЫЕ МАГНИТНЫЕ БУРИ

- Последние наблюдения говорят о том, что текущий, 24-й по счету, цикл солнечной активности развивается не по типичному сценарию, - рассказал "КП" заместитель директора по научной работе Крымской астрофизической обсерватории (КрАО) Александр Вольвач. - Половина специалистов утверждает, что нас ждет умеренно сильный цикл с пиком в октябре этого года. Другая половина считает, что цикл будет умеренно слабым, с пиком в августе 2012 года. Это означает, что, вероятнее всего, мощные солнечные вспышки начнутся тогда, когда этого меньше всего ждешь - в самый непрогнозируемый период. Также велика вероятность нескольких очень больших магнитных бурь.

Первый период мощных солнечных вспышек уже был отмечен в середине февраля 2011 года. Солнечный ветер достиг Земли и вызвал сбои в работе электрических сетей сразу в нескольких местах, а на юге Китая даже временно прекратилось радиовещание. Астрофизики утверждают, что ни одна страна не застрахована от подобных катастроф.

Сильные вспышки на Солнце - весьма редкое явление. Первыми от них страдают спутники и работающие на околоземной орбите космонавты. На Земле колебания магнитного поля представляют наибольшую опасность для трансформаторов, понижающих напряжение при переходе от линий электропередач к потребителям.

- Так, солнечный ветер в 1972 году привел к остановке работы телефонных сетей в штате Иллинойс, а в 1989 году - к аварии на канадской гидроэлектростанции, оставив на 9 часов без электричества более 6 миллионов человек в США и Канаде, - продолжает Александр Евгеньевич. - А если бы магнитная буря 150-летней давности повторилась сейчас, то произвела бы тот же эффект, что и ураган "Катрина", прошедший по всей планете. К счастью, бедствия можно предотвратить.

Замдиректора по научной работе Крымской астрофизической обсерватории Александр Вольвач.

ПРИ СОЮЗЕ СПАСАЛИ КОСМОНАВТОВ ОТ ГИБЕЛИ

Именно для изучения солнечных процессов в конце 1950-х у нас и была создана на базе Крымской астрофизической обсерватории служба Солнца. Она объединила радиотелескопы на Южном берегу Крыма близ Симеиза и оптические телескопы в поселке Научный возле Бахчисарая. Служба оснащена новым радиотелескопом сантиметрового диапазона длин волн РТ-2. А вхождение во всемирный проект e-Callisto (Каллисто - спутник Юпитера, открытый Галилео Галилеем в 1610 году, именно тогда итальянский ученый первым и обнаружил на Солнце пятна) в дальнейшем даст возможность полноценно чувствовать "дыхание" Солнца и делать надежные краткосрочные прогнозы солнечной активности.

Ежедневные наблюдения светила в Крыму начали проводить с 1957 года. Именно тогда станции присвоили кодовое название KRIM, а ее данные публиковались в международных и советских справочниках. По сведениям ученых, одними из наиболее результативных достижений исследования Солнца стали прогнозы его активности. В начале космической эры, когда корабли не имели еще достаточной защиты от солнечной радиации, во время полетов человека в космос объявлялся так называемый "Алерт Северного" - все обсерватории СССР присылали в Крымскую астрофизическую обсерваторию свои радио- и оптические наблюдения, а наиболее авторитетные "солнечники" предсказывали вспышки на три дня вперед.

Вероятность крымских прогнозов составляла 85-90 процентов. Если ожидались мощные вспышки, полет космонавтов немедленно прекращался. Полет Валерия Быковского на корабле "Восток-5" и Валентины Терешковой на корабле "Восток-6" несколько раз откладывался именно из-за вспышек на Солнце. Прогноз вспышки в максимальные три балла был дан при полете 26-30 октября 1968 года Георгия Берегового. Космический корабль "Союз-3" был посажен, и ровно через три часа на Солнце произошла вспышка, представлявшая смертельную опасность для человека в космосе.

Американская наука тогда заявила, что в СССР научились прогнозировать вспышки на Солнце. Да и сейчас во время повышенной активности на МКС запрещены выходы в открытый космос.

НАСА ДАВНО РАБОТАЕТ В СТЕРЕО

- В Крыму есть все условия, чтобы создать здесь Национальный прогностический центр, ведь Украина считается серьезной космической страной, - говорит Александр Вольвач. - Кстати, в Институте астрономии в Швейцарии специально для автономии разработали аппаратуру, с помощью которой можно будет непрерывно наблюдать за Солнцем на протяжении всей недели. Сейчас такие спектрографы действуют в 14 странах. Участие в этом международном проекте позволит Украине подключиться к централизованной базе данных и получать сведения о солнечной активности, которые собирают станции по всему миру.

Но первенство по объему информации о поведении Солнца принадлежит НАСА - Национальному управлению США по аэронавтике и исследованию космического пространства. Космическая обсерватория STEREO состоит из двух аппаратов, которые, синхронно вращаясь вокруг Солнца, за счет объединения фотографий получают объемный кадр.

С помощью таких радиотелескопов, а в Кацивели их три, мы исследуем вспышки на Солнце.

БУДЬ В КУРСЕ

Чем опасны вспышки

- Выводят из строя спутники

- Нарушают работу операторов мобильной связи

- Вредят системе навигации GPS

- Нарушают работу беспроводного Интернета

- Увеличивают уровень ультрафиолетового и рентгеновского излучения

- Затрудняют работу самолетов и поездов

- Могут вывести из строя водопровод, отопление - все, что работает от электроэнергии

- Влияют на здоровье метеозависимых людей

О вспышке на Земле узнают через 8 минут

Особенно много солнечной энергии выделяется во время солнечных вспышек, происходящих в районе солнечных пятен. Ведь они гигантские, в диаметре больше  земного шара. Возмущение на Солнце распространяется в межпланетное пространство, достигает орбиты Земли, вызывает ряд геофизических явлений, воздействует на биосферу и на качество работы многих устройств наземного и космического оборудования. Из-за конечной скорости света факт происхождения вспышки становится известным на Земле через 8 минут. А вот до земной поверхности "эхо" докатывается через 16 часов 20 минут. Это запаздывание дает возможность предотвратить некоторые нежелательные последствия. К примеру, изменить канал связи лайнера с авиадиспетчером, ограничить давление в нефтепроводе, перенести на другое время старт космического корабля  и т. д. Разумеется, предотвратить солнечные вспышки невозможно, но своевременный прогноз позволяет уменьшить их негативное воздействие.

В ТЕМУ

Француз запатентовал солнечную подзарядку для сотового

33-летний предприниматель Людовик Деблуа еще в 2006 году запатентовал изобретение WYSIPS, которое способно произвести революцию в мобильных телефонах нового поколения. Его идея проста: прозрачная фотогальваническая пленка толщиной всего 0,1 милимметра, встроенная в экран смартфонов, телефонов и пр., позволит заряжать их солнечной энергией всего за 6 часов. При этом изобретение не наносит вреда ни яркости экрана, ни его реакции на прикосновение. Но кто из операторов первым начнет выпускать такие телефоны, пока загадка.

- Несомненно, использование энергии Солнца имеет большие перспективы и уже сейчас широко применяется в космонавтике (энергоснабжение всех спутников, в том числе обитаемой Международной космической станции (МКС) производится от солнечных батарей), - говорит Александр Вольвач.- Но пока стоимость таких устройств достаточно высока, и поэтому их применение для наземных целей экономически не оправдано.

В Кривом Роге избиратели отзывают депутатов горсовета, но партия против 65

Петиция в поддержку лишения депутатских мандатов представителей партии "Силы людей" в Кривом Роге набрала необходимое количество подписантов и была одобрена сессией Криворожского городского совета.

Япония и США договорились плотно сотрудничать по Северной Корее
Япония и США договорились плотно сотрудничать по Северной Корее 106

Премьер-министр Японии Синдзо Абэ провел телефонный разговор с президентом США Дональдом Трампом. В ходе беседы политики обсудили ядерную угрозу со стороны КНДР.

Могерини 24 апреля впервые посетит Россию
Могерини 24 апреля впервые посетит Россию 237 8

Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини 24 апреля прибудет в Россию. Это будет ее первый визит в страну. Темой обсуждения станут санкции и "русофобские настроения в Евросоюзе".

Миссия ОБСЕ остается в Украине, несмотря на подрыв патруля
Миссия ОБСЕ остается в Украине, несмотря на подрыв патруля 34

Глава миссии приехал в Луганскую область, чтобы лучше разобраться в ситуации.

Женщина умерла после посещения ресторана в центре Киева
Женщина умерла после посещения ресторана в центре Киева 1063 2

Но говорить о том, что причиной смерти 43-летней киевлянки стало заведение на Подоле, пока рано.

США обратились к России после подрыва патруля ОБСЕ
США обратились к России после подрыва патруля ОБСЕ 1686 1

На мине подорвался автомобиль мониторинговой миссии, в результате чего погиб американский фельдшер.

Продажа земли в Украине: аргументы за и против
Продажа земли в Украине: аргументы за и против 907 1

В правительстве обещают внести законопроект, который запустит рынок сельхозземель в ближайшие месяцы.

Валерия Гонтарева поставила задачи преемнику
Валерия Гонтарева поставила задачи преемнику 369 1

Подавшая в отставку глава НБУ заявила о необходимости снижения доли государства в банковском секторе.

Денис Костржевский:  На данном этапе аэропорт  Киев  временно приостановил диалог с Ryanair
Денис Костржевский: "На данном этапе аэропорт "Киев" временно приостановил диалог с Ryanair" 776 3

Ирландская авиакомпания желает снижения аэропортовых сборов, но у "Киева" нет возможности.

Ученые назвали самый опасный алкогольный напиток
Ученые назвали самый опасный алкогольный напиток 201

Смесь водки и энергетика вредна для сердца и притупляет внимание.

Сегодня днем, 24 апреля, местами пройдет дождь, станет немного теплее
Сегодня днем, 24 апреля, местами пройдет дождь, станет немного теплее 57

В понедельник днем, 24 апреля, в Киеве без осадков, ветер северо-западный, 5-10 м/с.

Вы жидовка? : директор львовской галереи довел до слез свою сотрудницу
"Вы жидовка?": директор львовской галереи довел до слез свою сотрудницу 1346 4

По словам музейного работника Марии Сойко, Тарас Возняк задал ей "вопрос в лоб" во время разговора в кабинете.

Накануне  Евровидения  жена солиста O.Torvald родила ему второго ребенка
Накануне "Евровидения" жена солиста O.Torvald родила ему второго ребенка

Теперь Женя Галич считает себя самым счастливым человеком на Земле.

Кто он, победитель  Голоса країни 7 : что известно о священнике Александре Клименко
Кто он, победитель "Голоса країни 7": что известно о священнике Александре Клименко [видео] 1012

Финалистом последнего сезона популярного украинского талант-шоу стал служитель божий священник Александр Клименко. Победитель стал известен вчера, 23 апреля.

В черный список  Миротворца  попал Александр Маршал
В черный список "Миротворца" попал Александр Маршал 267

Российского певца Александра Маршала под его настоящим именем Александр Миньков внесли в базу данных известного украинского сайта "Миротворец". Певец незаконно посещал аннексированный Крым в 2014 году.

Борьба за выживание: Украина проиграла Польше на домашнем ЧМ-2017 по хоккею
Борьба за выживание: Украина проиграла Польше на домашнем ЧМ-2017 по хоккею [видео] 402 1

Теперь, чтобы сохранить прописку в дивизионе 1А подопечным Савицкого нужно верить в чудо и обыгрывать фаворитов

Фанатов могут наказать за  Белую шизу
Фанатов могут наказать за "Белую шизу" 1147

Болельщики "Динамо" и "Шахтера" вновь нарушили дисциплинарные правила во время поединка на "Олимпийском"

Иван Гецко:  За видео моего гола журналист просил 1000 долларов
Иван Гецко: "За видео моего гола журналист просил 1000 долларов" 369

В апреле исполняется 25 лет с момента первого матча сборной Украины и первого исторического удара нападающего "сине-желтых".