Владимир ЛАГОВСКИЙ (23 июля 2011)
Поймите шопоголиков правильно: они в магазинах лечатся

Поймите шопоголиков правильно: они в магазинах лечатся

Эффект от шопотерапии длится примерно неделю независимо от потраченной на «процедуру» суммы.

ФИЛИПП КИРКОРОВ ДЕЙСТВОВАЛ ПО НАУКЕ

Недавно "Комсомолке" стало известно, что популярный певец Филипп Киркоров побывал в Милане - столице шопинга. И накупил там нарядов на 100 тысяч евро (см. на kp.uа).

- Филипп - страшный шопоголик! - поведала корреспондентке "КП" Алене Жигаловой его фэшн-леди Анжела. - Когда он приезжает в Милан, с утра и до вечера мы с ним посещаем показы мод, шоу-румы и магазины. У него всегда у первого все новинки модных коллекций!

Как нельзя кстати за миланским перформансом Киркорова последовало откровение американских ученых, обнародовавших результаты своего исследования: шопинг помогает бороться со стрессом, повышает настроение. И как следствие укрепляет иммунную систему. Стало быть, певец, прочесывая бутики, не только пополнял гардероб, но и занимался профилактикой. А то и лечился. Ведь известно, что он сильно переживал после не столь давнего скандала вокруг синяков на теле помощника режиссера "Золотого граммофона" Марины Яблоковой. И даже ездил в израильскую клинику.

Только бутики приятнее любых госпиталей. Шопинг надежнее капельниц, клизм и других больничных процедур. А продавцы любезнее врачей. К таким обнадеживающим выводам пришли американские исследовательницы Селин Аталей и Маргарита Мелой. Они даже опубликовали их в авторитетном научном журнале Journal of Psychology and Marketing in the U.S. И родили сам термин "шопотерапия" - Retail therapy.

ПОЛ ЗНАЧЕНИЯ НЕ ИМЕЕТ

Селин и Маргарита изначально хотели добраться до корней маниакальной страсти слабого пола к этой самой шопотерапии. Знали, что женщины часто практикуют ее, чтобы взбодриться. А лишенные возможности что-нибудь купить - особенно из одежды - даже физически страдают. Словно наркоманы без очередной дозы. Настоящие шопоголички…

Но выяснилось: в магазинах пол "пациента" большого значения не имеет. Поход по ним способен повысить настроение и у женщин, и у мужчин. Стоит лишь правильно выбрать отдел или секцию. В соответствии со своими увлечениями. И Филипп, кажется, тому подтверждение.

Собственно, в стремлении к наслаждению и состоит причина шопоголизма.

В процессе исследования ученые опрашивали покупателей, просили их вести дневники, в которых надо было отзываться о приобретениях и описывать свои эмоции.

Последующий анализ данных показал: 62 процента делали покупки, чтобы порадовать себя. И радовали. При этом 28 процентов уже приходили в магазин в приподнятом настроении, которое нагуляли по дороге, предвкушая шопинг.

Селин и Маргарита к тому же выяснили: эффект от шопотерапии продолжительный. Ее воздействие ощущается примерно неделю. И не зависит от принятой "дозы". То есть покупки на сто евро, на тысячу или на сто тысяч, как у Филиппа, оказывают одинаковое по времени благотворное влияние.

Отрицательные побочные эффекты, конечно, существуют. Как у любого лекарства. Но они невелики.

- Женщины все-таки отличаются от мужчин в смысле восприятия шопотерапии, - 

говорит Селин Аталей. - Большинство из них избавляются от стресса столь мощно и получают такое сильное удовлетворение, что вообще не обращают внимания на отрицательные эффекты. Например, совершенно не переживают, купив ненужную вещь. Не испытывают чувства вины. И не жалеют о зря потраченных деньгах. Мужчин же обычно давит жаба. 

КСТАТИ: А ЕСЛИ ЕЩЕ И СО СКИДКОЙ? 

Слово Sale возбуждает 

"Купи одну штуку, а вторую получи бесплатно!" Когда люди видят в магазине, особенно продуктовом, такое предложение, они испытывают возбуждение, близкое к половому. И реагируют так, будто смотрят порнографические картинки. Реагируют всем организмом за исключением разве что интимных его частей. Хотя у некоторых и они откликаются.

В бутиках крайне возбуждают заветные числа-приманки "30% - 40% - 50%". Лишь дикие люди не знают, что они означают и сулят.

Покупка со скидкой, которая следует за возбуждением, снимает его. Становится своеобразным облегчением, эффект которого сравним с сексуальной разрядкой.

Как правило, в магазине люди способны лишь на одну такую разрядку. То есть ведутся только на одно предложение получить что-нибудь якобы халявное. А нечто вроде множественных оргазмов готовы испытывать лишь единицы. И то в разных торговых отделах.

Иными словами, если покупатель позарился, к примеру, на вторую бесплатную бутылку вина, то его уже не возбудит аналогичное предложение, касающееся другой марки вина. Но он может походить, восстановиться и через какое-то время найти весьма эротичной, допустим, вторую пару носков.

Столь занятную реакцию человеческого организма - как мужского, так и женского - обнаружили исследователи из Университета Вестминстера, проверив эмоциональные и физиологические показатели у 50 добровольцев. Добровольцы продемонстрировали весьма сильное вожделение в ответ на возможность приобрести нечто с большой скидкой. В среднем реакция была на уровне 6 - 7 баллов по 10-балльной системе.

Ученые проводили эксперименты по заказу коллег-маркетологов, которые хотели подвести научную базу под так называемые акции продвижения того или иного товара. Подвели. Выяснили, как на самом деле работает халява. Теперь ломают головы и пытаются придумать "порнографические" методы, которые бы возбуждали уже вне акций. И заставляли бы покупать, покупать, покупать… С наслаждением. 

А В ЭТО ВРЕМЯ

Мыло - еще одно надежное средство от депрессии

- Новая встреча - лучшее средство от одиночества, - пел Юрий Антонов.

- Нет, лучшее средство от одиночества - это мыло, - заочно возражают ему американские ученые из Йельского университета. Конечно же, оно необходимо отнюдь не для того, чтобы намылить веревку и повеситься со скуки. Требуется по прямому назначению - для продолжительного намыливания себя одинокого (одинокой) в ванне. Можно и под душем. Или даже из шайки. 

Как выяснили исследователи, теплая вода и мыльная пена действуют так, будто бы человек попал в хорошую душевную компанию. И, стало быть, уже не одинок.

В экспериментах, прояснивших благотворную роль мытья и намыливания, участвовали 400 одиноких добровольцев в возрасте от 18 до 65 лет. Они записывали свои ощущения до и после банных процедур. Эти дневники и засвидетельствовали: недостаток душевной теплоты можно восполнить физически - принимая теплую ванну или душ. Или парясь в бане. И чем сильнее у человека чувство одиночества и связанная с ним депрессия, тем более продолжительные процедуры ему нужны. Или более горячая вода. Или пар.

К сожалению, ученые не стали искать ответ на вопрос, существует ли прямо противоположная зависимость. Иными словами, страдает ли от недостатка душевной теплоты тот или та, кто злоупотребляет мылом, мочалкой, вениками, частит с баней или водными процедурами? 

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт

ищу работу в Днепропетровске проводникомпогода г. харьковНезламна