Владимир ЛАГОВСКИЙ (23 июля 2011)
Поймите шопоголиков правильно: они в магазинах лечатся

Поймите шопоголиков правильно: они в магазинах лечатся

Эффект от шопотерапии длится примерно неделю независимо от потраченной на «процедуру» суммы.

ФИЛИПП КИРКОРОВ ДЕЙСТВОВАЛ ПО НАУКЕ

Недавно "Комсомолке" стало известно, что популярный певец Филипп Киркоров побывал в Милане - столице шопинга. И накупил там нарядов на 100 тысяч евро (см. на kp.uа).

- Филипп - страшный шопоголик! - поведала корреспондентке "КП" Алене Жигаловой его фэшн-леди Анжела. - Когда он приезжает в Милан, с утра и до вечера мы с ним посещаем показы мод, шоу-румы и магазины. У него всегда у первого все новинки модных коллекций!

Как нельзя кстати за миланским перформансом Киркорова последовало откровение американских ученых, обнародовавших результаты своего исследования: шопинг помогает бороться со стрессом, повышает настроение. И как следствие укрепляет иммунную систему. Стало быть, певец, прочесывая бутики, не только пополнял гардероб, но и занимался профилактикой. А то и лечился. Ведь известно, что он сильно переживал после не столь давнего скандала вокруг синяков на теле помощника режиссера "Золотого граммофона" Марины Яблоковой. И даже ездил в израильскую клинику.

Только бутики приятнее любых госпиталей. Шопинг надежнее капельниц, клизм и других больничных процедур. А продавцы любезнее врачей. К таким обнадеживающим выводам пришли американские исследовательницы Селин Аталей и Маргарита Мелой. Они даже опубликовали их в авторитетном научном журнале Journal of Psychology and Marketing in the U.S. И родили сам термин "шопотерапия" - Retail therapy.

ПОЛ ЗНАЧЕНИЯ НЕ ИМЕЕТ

Селин и Маргарита изначально хотели добраться до корней маниакальной страсти слабого пола к этой самой шопотерапии. Знали, что женщины часто практикуют ее, чтобы взбодриться. А лишенные возможности что-нибудь купить - особенно из одежды - даже физически страдают. Словно наркоманы без очередной дозы. Настоящие шопоголички…

Но выяснилось: в магазинах пол "пациента" большого значения не имеет. Поход по ним способен повысить настроение и у женщин, и у мужчин. Стоит лишь правильно выбрать отдел или секцию. В соответствии со своими увлечениями. И Филипп, кажется, тому подтверждение.

Собственно, в стремлении к наслаждению и состоит причина шопоголизма.

В процессе исследования ученые опрашивали покупателей, просили их вести дневники, в которых надо было отзываться о приобретениях и описывать свои эмоции.

Последующий анализ данных показал: 62 процента делали покупки, чтобы порадовать себя. И радовали. При этом 28 процентов уже приходили в магазин в приподнятом настроении, которое нагуляли по дороге, предвкушая шопинг.

Селин и Маргарита к тому же выяснили: эффект от шопотерапии продолжительный. Ее воздействие ощущается примерно неделю. И не зависит от принятой "дозы". То есть покупки на сто евро, на тысячу или на сто тысяч, как у Филиппа, оказывают одинаковое по времени благотворное влияние.

Отрицательные побочные эффекты, конечно, существуют. Как у любого лекарства. Но они невелики.

- Женщины все-таки отличаются от мужчин в смысле восприятия шопотерапии, - 

говорит Селин Аталей. - Большинство из них избавляются от стресса столь мощно и получают такое сильное удовлетворение, что вообще не обращают внимания на отрицательные эффекты. Например, совершенно не переживают, купив ненужную вещь. Не испытывают чувства вины. И не жалеют о зря потраченных деньгах. Мужчин же обычно давит жаба. 

КСТАТИ: А ЕСЛИ ЕЩЕ И СО СКИДКОЙ? 

Слово Sale возбуждает 

"Купи одну штуку, а вторую получи бесплатно!" Когда люди видят в магазине, особенно продуктовом, такое предложение, они испытывают возбуждение, близкое к половому. И реагируют так, будто смотрят порнографические картинки. Реагируют всем организмом за исключением разве что интимных его частей. Хотя у некоторых и они откликаются.

В бутиках крайне возбуждают заветные числа-приманки "30% - 40% - 50%". Лишь дикие люди не знают, что они означают и сулят.

Покупка со скидкой, которая следует за возбуждением, снимает его. Становится своеобразным облегчением, эффект которого сравним с сексуальной разрядкой.

Как правило, в магазине люди способны лишь на одну такую разрядку. То есть ведутся только на одно предложение получить что-нибудь якобы халявное. А нечто вроде множественных оргазмов готовы испытывать лишь единицы. И то в разных торговых отделах.

Иными словами, если покупатель позарился, к примеру, на вторую бесплатную бутылку вина, то его уже не возбудит аналогичное предложение, касающееся другой марки вина. Но он может походить, восстановиться и через какое-то время найти весьма эротичной, допустим, вторую пару носков.

Столь занятную реакцию человеческого организма - как мужского, так и женского - обнаружили исследователи из Университета Вестминстера, проверив эмоциональные и физиологические показатели у 50 добровольцев. Добровольцы продемонстрировали весьма сильное вожделение в ответ на возможность приобрести нечто с большой скидкой. В среднем реакция была на уровне 6 - 7 баллов по 10-балльной системе.

Ученые проводили эксперименты по заказу коллег-маркетологов, которые хотели подвести научную базу под так называемые акции продвижения того или иного товара. Подвели. Выяснили, как на самом деле работает халява. Теперь ломают головы и пытаются придумать "порнографические" методы, которые бы возбуждали уже вне акций. И заставляли бы покупать, покупать, покупать… С наслаждением. 

А В ЭТО ВРЕМЯ

Мыло - еще одно надежное средство от депрессии

- Новая встреча - лучшее средство от одиночества, - пел Юрий Антонов.

- Нет, лучшее средство от одиночества - это мыло, - заочно возражают ему американские ученые из Йельского университета. Конечно же, оно необходимо отнюдь не для того, чтобы намылить веревку и повеситься со скуки. Требуется по прямому назначению - для продолжительного намыливания себя одинокого (одинокой) в ванне. Можно и под душем. Или даже из шайки. 

Как выяснили исследователи, теплая вода и мыльная пена действуют так, будто бы человек попал в хорошую душевную компанию. И, стало быть, уже не одинок.

В экспериментах, прояснивших благотворную роль мытья и намыливания, участвовали 400 одиноких добровольцев в возрасте от 18 до 65 лет. Они записывали свои ощущения до и после банных процедур. Эти дневники и засвидетельствовали: недостаток душевной теплоты можно восполнить физически - принимая теплую ванну или душ. Или парясь в бане. И чем сильнее у человека чувство одиночества и связанная с ним депрессия, тем более продолжительные процедуры ему нужны. Или более горячая вода. Или пар.

К сожалению, ученые не стали искать ответ на вопрос, существует ли прямо противоположная зависимость. Иными словами, страдает ли от недостатка душевной теплоты тот или та, кто злоупотребляет мылом, мочалкой, вениками, частит с баней или водными процедурами? 

загрузка...
загрузка...

Политика

Австрийцы выбирают президента
Австрийцы выбирают президента 56

Лидером страны может стать кандидат от правопопулистской Австрийской партии свободы Норберт Гофер или представитель "зеленых" Александер Ван дер Беллен.

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт

ищу работу в Днепропетровске проводникомпогода г. харьковНезламна