Елена ПОСКАННАЯ (18 июля 2011)
Русское искусство - кладезь фальшивок

Русское искусство - кладезь фальшивок

Комментарии: 2
За полотно Айвазовского «Петр I при Красной горке» украинский депутат заплатил 4 миллиона долларов. Интересно, что сам художник признавал своими около 6 тысяч работ. Сегодня же наследие великого мариниста насчитывает около 60 тысяч картин!

Недавний скандал с дорогущей покупкой поддельных картин украинским депутатом от ПР Александром Савчуком всколыхнул не только Украину. Неудачную сделку на $9,5 млн обсуждают во всем мире. 

ЦЕНА КАРТИНЫ - ВЫБОР КЛИЕНТА 

Напомним, в федеральный суд Южного округа Нью-Йорка был подан иск на американскую галерею АВА и ее владельца Анатолия Беккермана за то, что тот якобы продал украинскому депутату г-ну Савчуку поддельные картины русских художников. 

Как утверждает истец, в 2007-2008 годах Александр Савчук приобрел у Беккермана 18 работ русских живописцев на 9,5 млн долларов (см. ВЕСЬ СПИСОК). Позднее в подлинности четырех из них усомнились. Речь идет о картинах "Римская семья на отдыхе" Семирадского, "В лесу" Шишкина, "Изысканный ужин" Бакаловича и "Цветы магнолии" Гончаровой. Только эти четыре картины обошлись в 2,4 млн долларов. Но это не все претензии. Теперь покупателя не устраивает цена и других полотен. Ее считают завышенной на 40-80%.

- Иск в отношении фальсификата правомочен. Но цену оспорить невозможно, - считает Яна Пономарчук, совладелец украинского аукционного дома "Корнес". - Нет фиксированной цены на произведение искусства. Расчеты стоимости квадратного сантиметра работ художника не выдерживают никакой критики. Ведь у одного и того же автора есть удачные работы и не очень, есть работы с интересным провенансом (историей создания и перехода из рук в руки. - Авт.). Если одно и то же произведение показать десяти экспертам, вы услышите 10 мнений о его стоимости. Цена - это выбор клиента. Когда идут открытые торги, он, если соглашается с ценой, с ударом молотка заявляет, что заплатит определенную сумму. То же касается и торга с галереей. Вы вольны прийти в галерею с экспертом, которому доверяете, посоветоваться и решиться на покупку или отказаться от нее. Но если вы согласились и заплатили, то вопрос о стоимости уже не может обсуждаться.

ИСТОРИЯ ЖИВОПИСИ - ИСТОРИЯ ФАЛЬСИФИКАТА

Нынче вложения в картины русских мастеров XIX - XX вв. становятся все более рискованными. Эксперты полагают, что примерно половина произведений в обороте могут быть фальшивыми. Причем подделки заполонили не только Россию, но и страны Запада. 

Причин роста рынка подделок немало. Новоиспеченная элита, имея деньги, не имеет традиции приобретения антиквариата. Ведь для них мерилом ценности картины зачастую становится не имя и подлинность произведения, а ее стоимость, что очень удобно для мошенников.

- От фальсификата сегодня не застрахован никто. Всегда подделывается то, что пользуется спросом, начиная от водки и заканчивая живописью, - отмечает Яна Пономарчук. - Многие начинающие коллекционеры считают, что в этой сфере все просто, они сами могут решать любые вопросы. Но это бизнес, где есть коммерческий риск. Иногда даже эксперт может не усмотреть подделку. Уровень фальсификата растет с каждым годом. Поэтому сегодня дилер и эксперт, не имея доступа к техническим инструментам, могут продать подделку неумышленно. Просто на глаз уже отличить настоящее от фальсификата невозможно. К сожалению, наши коллекционеры и состоятельные люди готовы заплатить огромные деньги за громкие имена  в Лондоне, Нью-йорке,  но только не у нас, где те же работы можно приобретать с качественной экспертизой и дешевле и где продавец всегда рядом. 

БУДЬ В КУРСЕ

Кого подделывают чаще всего

В списке самых подделываемых русских художников на первом месте идет Малевич. Далее следуют: Кандинский, Филонов, Айвазовский, Шишкин.

Из западников - Дали, Ван Гог, Ренуар, Моне, Климт. 

Казимир Малевич,
Казимир Малевич, "Лесоруб".

ВЕСЬ СПИСОК 

Полотна, купленные украинским депутатом*

 1. И. Айвазовский, "Петр I при Красной горке", $4 млн

 2. И. Шишкин, "В лесу", $1 млн

 3. Г. Семирадский, "Римская семья на отдыхе", $1 млн

 4. К. Коровин, "Лодки у берега", $760 тыс.

 5. К. Горбатов, "Капри", $450 тыс.

 6. А. Архипенко, "Нагая блондинка", $350 тыс.

 7. А. Архипенко, "Мечты", $300 тыс.

 8. М. Ларионов, "Спящая собака", $300 тыс.

 9. Н. Гончарова, "Цветы магнолии", $250 тыс.

10. И. Айвазовский, "Путешественник в Крыму", $250 тыс.

11. А. Исупов, "Натюрморт с сиренью", $240 тыс.

12. Д. Бурлюк, "Прогулка", $150 тыс.

13. С. Бакалович, "Изысканный ужин", $150 тыс.

14. И. Шультце, "Лодки в море", $150 тыс.

15. А. Альтман, "Пейзаж с холмами и озером", $75 тыс.

16. К. Вестшило, "Женщина, перебирающая цветы", $70 тыс.

17. А. Альтман, "Натюморт с цветами", $60 тыс.

18. И. Пайлес, "Натюрморт", $25 тыс.

*По данным bbc.co.uk 

МНЕНИЕ 

В жертву снобизму приносят культурное наследие 

Евгений СЕМЕНЮК, художник:

- В покупку произведений искусства сейчас вкладывают совсем иной смысл. Если раньше картины были просто атрибутами богатства, теперь это еще и вложение капиталов. Поэтому цены на живопись в ХХI веке достигли десятков миллионов. 

Картины подделывали всегда, но такого размаха, как сейчас, эта деятельность еще не имела. Теперь это преступный бизнес. Ведь лохи есть на разном уровне дохода. А поскольку наличие денег не обязательно означает наличие ума и образования, преступники этим пользуются. И мне не жаль обманутых буржуев. Но искренне жалко картины художников, как говорится, "второго плана", с полотен которых смывают красочный слой, чтобы  поверху накатать что-то похожее на Шишкина или Айвазовского. И делают это для того, чтобы удовлетворить приступ снобизма очередного нового русского.

Нет художников первого и второго уровня значения. Это наше с вами общечеловеческое культурное наследие. Теряя эти полотна, мы теряем важную часть нашей культуры. За этот вандализм наказывать надо и тех, кто его совершает, и тех, кто покупает.

Мне жаль мастеров, которые создают подделки. Они действительно хорошие художники, раз работают на уровне именитых классиков. Эти люди могут писать свои великолепные полотна, но их личное творчество не нужно современникам.

Сейчас все чокнулись на быстром легком обогащении. И общая мораль определяет поступки людей, в сфере оборота предметов культуры в том числе. Нынче один и тот же художник предлагает свою картину и свою же работу, но уже под подписью, скажем, Ван Гога. И вторая продается, а первая нет. До какой же степени снобизма дошли люди, если они ценят не мастерство, а подпись? Понимая это, Пикассо когда-то ставил автограф на белом листе бумаги, говорил: "Нарисуй, что хочешь, потом продашь".

Общество строится на культуре, мы же ее разломали как идею. Теперь мы не несем культуры, значит, ничего не даем миру. Тогда для чего мы живем - чтобы жрать и размножаться? 

Кустодиевская
Кустодиевская "Одалиска" обошлась российскому миллионеру почти в 3 миллиона долларов, но эксперты не признали ее оригинальность.

КСТАТИ 

Громкие аукционные скандалы

* В 2010 году российский бизнесмен Виктор Вексельберг на торгах Сhrіstіе’s купил за 1,7 млн фунтов стерлингов картину Бориса Кустодиева "Одалиска". Однако по прибытии на историческую родину полотно забраковали российские эксперты. Г-н Вексельберг потребовал сатисфакции и возврата денег. Дело еще в суде. 

* В 2004 году на аукционе Sotheby's сняли с торгов картину Ивана Шишкина "Пейзаж с ручьем" стоимостью в 1,25 млн долларов. Картина имела сертификат, выданный Третьяковской галереей. Однако на самом деле это было полотно голландского художника XIX века Маринуса Коеккоека, ранее проданное в Стокгольме за 62 тыс. долларов. Его немного замаскировали и "превратили" в Шишкина.

* В 1988 году в Швейцарии судили организатора выставки работ художника Михаила Ларионова. Как выяснилось, все 197 работ - подделки. В 1990-м похожая история случилась с коллекцией Корецких, выставленной на аукционе Christie`s. 

НА ЗАМЕТКУ

Самые популярные виды подделок 

* Копирование подлинника - художник-фальсификатор пишет точную копию подделываемого полотна. 

* Коллажирование (т. н. "пастиш") - художник, используя различные элементы из разных картин определенного мастера, создает новую оригинальную композицию. 

* Копирование стиля - создатель подделки придумывает новую картину (разрабатывает свой сюжет и композицию), но четко следует стилю письма подделываемого художника. После выдают как неизвестную работу...

* Перелицовка - берется картина художника второго ряда прошлого века и корректируется под знаменитого (дорогого) автора. Имя смывают, ставят нужное. В Европе это явление окрестили "новым русским вандализмом". 

* Замена оригинала копией - владелец получает на оригинал сертификат подлинности, а затем заказывает копии и продает их с оригинальными документами. 

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт