Вселенную ждет новый Большой взрыв Комментарии: 26

СЛЕПЫЕ МУДРЕЦЫ

Сенсационное признание сделали астрофизики из Свинбёрнского университета технологии (Мельбурн, Австралия) и Портсмутского университета (Великобритания): наш мир на 96 процентов состоит из чего-то, о чем мы почти ничего не знаем, - 22 процентов темной материи и 74 процентов темной энергии. В общем-то специалисты и раньше об этом догадывались, но сегодня точно подсчитали количество этой загадочной субстанции.

- К своему удивлению, нам пришлось осознать тот факт, что Вселенная лишь на 4 процента состоит из той материи, из которой состоят наша Земля, звезды и мы сами, - признается один из ведущих мировых специалистов в области квантовой теории поля, физики элементарных частиц и космологии, академик РАН, доктор физико-математических наук Валерий Рубаков. - И только эти жалкие четыре процента изучены.

Ученые сами сравнивают себя со "слепыми" мудрецами из известной притчи. Помните: ощупывая в темноте слона, каждый из них приходит к собственному заключению. Один, держась за хвост, считает, что слон - это хлыст, другой, ухватившись за хобот, уверен, что слон - это огромная змея… Все они по-своему правильно указали на какие-то особенности отдельных частей животного, но понять, что за зверь перед ними, смогли только тогда, когда слона вывели на свет.

Когда же выведут "на свет" темные материю и энергию? Ответ на самую главную физическую проблему XXI века ученые оставляют на будущее. А сейчас строят гипотезы.

Так, нынешние расчеты вроде бы показывают, что темная материя и темная энергия родились почти сразу же после Большого взрыва 14 миллиардов лет назад. Но, как нередко бывает с однояйцовыми близнецами, абсолютно похожими не стали.

- Это две разные субстанции с различными свойствами, - объясняет мне Валерий Анатольевич. - Темная энергия равномерно разлита по Вселенной и отвечает за ее расширение. Для того чтобы понять, как она действует, представьте себе, что вы подбросили мяч в воздух, а он не падает, а продолжает лететь вверх все быстрее и быстрее.

Темная же материя, по словам академика, не "разлита", а, напротив, после Большого взрыва стала собираться в комки, из которых "вылепились" галактики. Чуть позже, когда какая-то часть темной материи "утяжелилась" протонами и нейтронами, то есть стала обычной материей, из нее образовались звезды, а уж внутри этих звезд из первоначальных элементов Вселенной - водорода, гелия и дейтерия - были "выплавлены" и все металлы, образовавшие затем вещество планет.

- В общем, тот факт, что есть человечество, - это заслуга темной материи, - подытоживает Валерий Анатольевич.

Академик РАН Валерий Рубаков.

МОЩЬ АНТИГРАВИТАЦИИ

А вот темная энергия пока никакими заслугами похвастаться не может. В ее на первый взгляд безобидном свойстве - расширять мироздание - некоторые исследователи стали усматривать главную опасность. Дело в том, что не так давно был открыт настораживающий факт: Вселенная не просто расширяется, а расширяется с ускорением. Так темная энергия демонстрирует свою антигравитационную мощь, которую она за минувшие миллиарды лет, оказывается, совсем не подрастеряла. Что же будет дальше?

По словам доктора физико-математических наук, профессора Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана Вячеслава Муханова, темная энергия может растащить наше пространство до состояния абсолютной пустыни. Одна из гипотез гласит, что расширяющая сила действия темной энергии со временем начнет превосходить по мощи все остальные силы во Вселенной. В результате будут разорваны все гравитационно связанные структуры, затем преодолены силы электростатических и внутриядерных взаимодействий, произойдет распад микрочастиц, и мир будет полностью уничтожен.

Есть и другой, не менее апокалиптический прогноз. Если вдруг что-то побеспокоит темную энергию, вызовет лишь небольшое ее колебание, то вполне вероятно, что, как и 14 миллиардов лет назад, может прогреметь новый Большой взрыв с последующим созданием новой Вселенной.

Когда это произойдет? Точно сказать ученые сегодня не могут.

- Для физиков это большущая интрига: узнать, из каких частиц состоит темное вещество, - признается академик Рубаков. - Когда узнаем, то сможем предугадать, как оно себя поведет.

МАТЕРИЮ НЕ ЕДЯТ ДАЖЕ ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ

Есть мнение, что вся темная субстанция, видимо, большая гадость, потому что ее не "едят" даже черные дыры - самые прожорливые монстры космоса. На днях, к примеру, дыра из созвездия Дракона поглотила звезду размером с Солнце, но в миллион раз его массивнее (см. на сайте kp.uа). Дыры вообще, как пылесос, втягивают в себя все, что очутится рядом: любую материю, энергию. А тут темного вещества вокруг них - пруд пруди, но они им брезгуют - не всасывают.

Брезгливость монстров-обжор так заинтриговала ученых - докторов Ксавьера Хернандеза и Уильяма Ли из Мексиканского национального автономного университета (UNAM), - что они решили узнать: а что было бы со Вселенной, если бы темная материя и энергия пришлись по вкусу черным дырам? Они создали компьютерную модель, согласно которой черные дыры, в миллиарды раз массивнее Солнца, поглощают темное вещество "с большим аппетитом". И оказалось, что при таком развитии сценария все мироздание выглядело бы совсем по-другому. Это была бы другая Вселенная, где нам с вами не было бы места.

- Выходит, космическая материя соткана из каких-то специально "несъедобных" нитей, чтобы формирование галактик на протяжении миллиардов лет происходило только по такому сценарию, который привел бы к возникновению человечества, - предполагает доктор Хернандез. - А значит, есть надежда, что темная субстанция вопреки прогнозам не поглотит Вселенную.

Но для того чтобы дать точное предсказание, нужно узнать, из чего она - субстанция - состоит.

- А мы ни черта не знаем, что делать дальше! - так в сердцах воскликнул профессор Марк Дейвис из Университета в Беркли, которому в мае присудили престижную премию в области космологии в размере $500 тысяч за… изучение темной материи.

- Одна надежда - на Большой адронный коллайдер, - поделился он своими ожиданиями. - Но если и он не скажет нам ничего, мы никогда не узнаем, что это вещество собой представляет.

Однако, помимо БАКа, ученые надеются поймать частицы темного вещества и в подземной лаборатории в Сэнфорде. Ее строительство началось пару лет назад в заброшенной золотоносной шахте Хоумстейк в Южной Дакоте на глубине 2400 метров - для изоляции от космических лучей. Поймать неуловимые частицы ученым поможет детектор Large Underground Xenon - LUX, который в 100 раз более чувствителен, чем все ныне существующие установки.

И еще одна надежда связана с Международной космической станцией (МКС), на которую американский космический корабль Endeavour не так давно доставил оборудование стоимостью в $2 миллиарда для изучения этого странного темного вещества.

Млечный Путь вращается как гигантская юла

Команда ученых из Мичиганского университета (США) в рамках международного проекта "Цифровой обзор неба Слоана" выяснила, что наша Вселенная вместе со всеми галактиками, в том числе и нашим Млечным Путем, с самого своего рождения вращается вокруг собственной оси.

Под "прицел" телескопов попали 16 000 галактик, находящихся от нас на расстоянии 600 миллионов световых лет. Каждая из них вращается либо по часовой стрелке, либо против. С точки зрения космологического принципа мироздание должно быть однородным, и число галактик, вращающихся по часовой стрелке, должно быть равно числу галактик, вращающихся против. Однако ближе к северному полюсу Млечного Пути ученые обнаружили асимметрию - там в основном "живут" галактики, которые крутятся против часовой стрелки.

- Асимметричность вращения говорит о том, что Вселенная закручена по спирали и представляет собой юлу, - объяснил феномен руководитель исследования профессор Майкл Лонго. - А раз они вращаются в разных направлениях, следовательно, и Большой взрыв имел разностороннюю направленность.

Обнаружено "Большое Ничто"

Американские астрономы из Университета Миннесоты, изучающие данные, полученные системой радиотелескопов VLA (Very Large Array), сделали необычное открытие - они нашли  субстанцию, которую назвали "Большое Ничто". На пространстве, протяженность которого составляет до десяти миллиардов триллионов километров, не обнаружено никаких космических объектов: ни галактик, ни звезд, ни черных дыр, ни даже загадочных темных материи и энергии.

Открытие было сделано в результате рутинного подсчета количества галактик на единицу площади небесной сферы. Выяснилось, что в направлении созвездия Эридана - одного из "соседей" Ориона - значения этого показателя заметно ниже, чем на других участках неба.

О причинах возникновения "вселенской пустоты" специалисты-космологи пока что могут только догадываться. Если исходить из простых соображений здравого смысла, рассуждают исследователи, то если где-то чего-то много, значит, в другом месте этого "чего-то" должно быть мало. Поэтому огромные пространства, не содержащие в себе практически никакого вещества, чередуются с массивными галактическими скоплениями.

Захарченко допустил возврат в состав Украины на конфедеративных началах
Захарченко допустил возврат в состав Украины на конфедеративных началах 1041 8

Глава "ДНР" отметил, что диалог будет возможен только после смены власти в Украине. По его мнению, нынешняя украинская элита – "жадная и порочная".

В Кривом Роге избиратели отзывают депутатов горсовета, но партия против 226

Петиция в поддержку лишения депутатских мандатов представителей партии "Силы людей" в Кривом Роге набрала необходимое количество подписантов и была одобрена сессией Криворожского городского совета.

Япония и США договорились плотно сотрудничать по Северной Корее
Япония и США договорились плотно сотрудничать по Северной Корее 121

Премьер-министр Японии Синдзо Абэ провел телефонный разговор с президентом США Дональдом Трампом. В ходе беседы политики обсудили ядерную угрозу со стороны КНДР.

В Израиле 18-летний палестинец ранил четырех человек
В Израиле 18-летний палестинец ранил четырех человек [видео] 101

Полиция сообщает о теракте.

12-летний водитель попытался пересечь Австралию
12-летний водитель попытался пересечь Австралию 179

Мальчик успел проехать 1300 километров, но дальнейшему осуществлению мечты помешали полицейские.

Миссия ОБСЕ остается в Украине, несмотря на подрыв патруля
Миссия ОБСЕ остается в Украине, несмотря на подрыв патруля 136

Глава миссии приехал в Луганскую область, чтобы лучше разобраться в ситуации.

Укрзализныця : билеты на поезда в июне не подорожают
"Укрзализныця": билеты на поезда в июне не подорожают

Ранее сообщалось о планах повысить цены на 20% с этого лета.

Украина прекращает поставки электричества в  ЛНР
Украина прекращает поставки электричества в "ЛНР" [видео] 79

Сейчас технические службы проводят определенные мероприятия, и с 25 апреля переток должен быть полностью прекращен.

Продажа земли в Украине: аргументы за и против
Продажа земли в Украине: аргументы за и против 1174 1

В правительстве обещают внести законопроект, который запустит рынок сельхозземель в ближайшие месяцы.

Черная пятница  Интернета: самые масштабные компьютерные сбои в истории
"Черная пятница" Интернета: самые масштабные компьютерные сбои в истории 77

25 апреля 1997 года мировая сеть Интернет потерпела самый большой сбой в истории.

NASA показало звезду, затмившую по яркости целую галактику
NASA показало звезду, затмившую по яркости целую галактику [фото] 110

Звезда расположена намного ближе к Земле, чем галактика, поэтому ее свет кажется ярче.

iPhone 8 показали  в деле : еще не вышедший смартфон взяли на улицу
iPhone 8 показали "в деле": еще не вышедший смартфон взяли на улицу [фото] 376

Ранее мы видели преимущественно макеты нового телефона от Apple.

Тренеры  Голоса країни  запостили крутое сэлфи
Тренеры "Голоса країни" запостили крутое сэлфи 191

Судейская четверка вокального шоу сделала фото "без купюр".

Онлайн-конференция: задай вопрос победителю проекта  Голос країни 7
Онлайн-конференция: задай вопрос победителю проекта "Голос країни 7"

На ваши вопросы в понедельник 24 апреля с 12.30 до 13.30 ответит победитель проекта "Голос країни 7" телеканала 1+1 Александр Клименко.

Победитель  Голоса  забрал квартиру себе, а ротацию на радио отдал сопернице по финалу
Победитель "Голоса" забрал квартиру себе, а ротацию на радио отдал сопернице по финалу [фото, видео] 1244

Священник заверил, что продолжит петь и по окончанию проекта.

Борьба за выживание: Украина проиграла Польше на домашнем ЧМ-2017 по хоккею
Борьба за выживание: Украина проиграла Польше на домашнем ЧМ-2017 по хоккею [видео] 494 1

Теперь, чтобы сохранить прописку в дивизионе 1А подопечным Савицкого нужно верить в чудо и обыгрывать фаворитов

Фанатов могут наказать за  Белую шизу
Фанатов могут наказать за "Белую шизу" 1235

Болельщики "Динамо" и "Шахтера" вновь нарушили дисциплинарные правила во время поединка на "Олимпийском"

Иван Гецко:  За видео моего гола журналист просил 1000 долларов
Иван Гецко: "За видео моего гола журналист просил 1000 долларов" 413

В апреле исполняется 25 лет с момента первого матча сборной Украины и первого исторического удара нападающего "сине-желтых".

вакансия комплектовщика в Донецке