Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Чтобы усмирить рысака из Полтавы, Гитлер велел выколоть ему глаза

Чтобы усмирить рысака из Полтавы, Гитлер велел выколоть ему глаза
Фото: Первая встреча наездника Михаила Стасенко со своей преданной гнедой Гильдой после войны.

На Полтавщине лошадку Гильду - воспитанницу Дубровского конного завода в Миргородском районе - почитают как национального героя, а о ее верности и преданности наслышаны даже дети.

НА ДЕРБИ ОБСКАКАЛА НЕПОБЕДИМОГО ОТЦА

Этот конезавод считается одним из лучших в Украине. Именно здесь уже больше 120 лет успешно разводят орловских и русских рысаков. Среди них есть две настоящие легенды: конь Гильдеец, который в 1923 году выиграл Великий Всесоюзный приз, и его дочь Гильда.

Ни один жеребец на заводе не дал столько дербистов! Среди потомков Гильдейца - 14 рысаков высшего класса! Но превзойти отца смогла лишь Гильда. В 1939 году на московском ипподроме проходили Всесоюзные соревнования за традиционный приз «Дерби». Она промчала 1600 метров за 2 минуты 05 секунд. Еще никто не показывал такой результат - даже ее отец-чемпион преодолевал это расстояние на 6 секунд медленнее.

- Бесспорно, большая заслуга в успехах Гильды принадлежала наезднику Михаилу Стасенко. У них с Гильдой сложились особенно трепетные и доверчивые отношения, которые и помогли добиться таких высот, - рассказывает «КП» экскурсовод Дубровского конного завода Леся Джеха.

СЕЛЬСКОГО КОНЮХА ПЕРЕМАНИВАЛИ В ЧИКАГО  

Стасенко был самым титулованным наездником. На его счету - один мировой, два европейских, тридцать всесоюзных рекордов, 6000 призов, 1 339 200 километров на беговых дорожках! Он воспитал более 30 наездников. И даже в преклонном возрасте (70 лет) Михаил Дмитриевич выиграл приз «Дерби».

- Старожилы-конюхи рассказывали: когда Стасенко приезжал на соревнования, конкуренты между собой перешептывались: «О, приехал, теперь первого места не видать!», - продолжает Леся Васильевна. - А на чикагском ипподроме после заезда американский конезаводчик Марвин ему сказал: «Господин Стасенко, вы не для России. Оставайтесь в Чикаго. Вы - орел!». На что миргородчанин ответил: «Нет, орлы не покидают свои гнезда. Я и мои рысаки - только для России».

Наездника с его рысаками разлучила война. Уже пожилой 71-летний Михаил Дмитриевич пошел воевать, а лошадок (700 голов) было решено перевезти вглубь страны, чтобы сохранить племя, ведь Дубровка стала местом боевых действий. По дороге от недостачи кормов, из-за обстрелов и бомбардировок часть ценных лошадей погибла. А рысаков, которых не успели эвакуировать, фашисты вывезли в Германию. Среди «пленных» оказалась и рекордсменка Гильда.

ГОРДАЯ ГИЛЬДА

Строптивая лошадка не поддавалась дрессировке немцев, даже убила нескольких конюхов. А еще - разочаровала самого Гитлера!

Вот как описал те события в своей книге «Погоня» известный полтавский журналист и писатель Василий Лис (книга вышла в 1989 году).

Гильду готовили для выступления на том же ипподроме, где она когда-то с Михаилом Стасенко обогнала всех лошадей. 22 июня, в честь годовщины нападения на Советский Союз, здесь проходили конные соревнования. Посмотреть на скачки приехал и Адольф Гитлер. Уже на первых секундах Гильда опередила соперников. Гитлер аплодировал, не скрывая удовлетворения. Но когда до финиша оставалась какая-то сотня метров, лошадь вдруг остановилась и сбросила наездника! Никто не успел опомниться, как Гильда с громким ржанием ринулась к железной ограде, перелетела через нее и была такова.

По приказу Гитлера строптивую красавицу поймали и вернули в конюшни. Она нужна была живой, чтобы оставила потомство. А чтобы наказать гордую лошадь, ей выкололи глаза.

Однако работники конезавода сомневаются, что так было на самом деле.

- Эта история больше похожа на литературный вымысел. Сейчас трудно узнать, как с лошадьми обращались в Германии. Да и наездник Стасенко умер около 50 лет назад, нет на заводе и людей, которые работали здесь в военные годы, - рассуждает зоотехник по коневодству Аркадий Лабунец. - Но то, что Гильда вернулась домой практически слепой, - факт подтвержденный. Впрочем, вряд ли ей выкололи глаза фашисты. Я знаю, что один глаз она повредила еще до войны на пастбищах, второй могла поцарапать о колючую проволоку, например.

- Сюжет повести «Погоня» основан на реальных событиях, - утверждает жена писателя Ванда Лис. - Я сама, будучи полтавским журналистом, услышала эту историю на конном заводе и подсказала мужу написать о Гильде книгу. Как и в каждом литературном произведении в ней есть доля вымысла, но фабула полностью документальная. В 1980-х Василий общался с бывшими директорами конезавода и заводского музея, людьми, которыми знали и Стасенко, и Гильду. Эта лошадка действительно пострадала от рук фашистов.

Памятник лошадке-производительнице на территории конного завода.

ВЫБРАТЬСЯ ИЗ ГЕРМАНИИ ПОМОГ ТАНКИСТ

Сразу после войны Гильду случайно нашел 20-летний танкист из Дубровки Григорий Сафронюк. Он увидел в берлинском сквере табун, а в нем до боли знакомую гнедую лошадку. Присмотрелся и узнал Гильду! Парень обрадовался, кинулся к ней, а когда рассмотрел увечья на морде, разрыдался.

- Именно тот танкист организовал возвращение лошадок из Берлина в уже освобожденную Дубровку, - продолжает работница музея. - Табун из трехсот лошадей отправили поездом до Ромодана - это в двадцати километрах от Дубровки. А уже оттуда тощие и уставшие лошадки сами нашли дорогу домой.

Встречали «пленных» всем селом. Говорят, кони сразу узнали своего наставника в толпе. Окружили наездника Стасенко, по очереди протягивали к нему головы. А особенно трепетную встречу Гильды с Михаилом Дмитриевичем даже запечатлел сельский фотограф.

- Несмотря на слепоту, Гильда сразу подошла к Михаилу Дмитриевичу. И это не удивительно, ведь лошади способны различать знакомых людей по запаху и даже по тембру голоса. За годы разлуки она его не забыла, - говорит зоотехник Аркадий Лабунец.

Вернувшимся из эвакуации лошадкам на радостях приготовили новые чистые конюшни. Но они отказались жить в них, и каждая пошла на свое старое место.

После войны ни Гильда, ни другие лошади, что пережили войну в чужих краях, уже не выступали на соревнованиях. Зато смогли дать достойное потомство, которое вернуло заводу прежнюю славу и продолжило традиции русских рысаков. А в 1984 году на территории конезавода появился памятник лошадке, которая ласкает своего детеныша. Прототипом стала Говоруха, которая за свою жизнь привела аж 21 жеребенка. Но многие местные жители и туристы все равно называют бронзовую статую Гильдой.