Евгений ЧЕРНЫХ (20 мая 2011)
Михаила Булгакова опекали тайные силы?

Михаила Булгакова опекали тайные силы?

Комментарии: 4
Мастер-Булгаков писал Маргариту с последней своей жены Елены Сергеевны.

Продолжение. Начало читайте здесь>

Заставив, однако, покончить с собой своих автобиографических героев-двойников. Зачем? Разгадка кроется в главном  романе Михаила Афанасьевича, считает исследователь оккультизма Юрий ВОРОБЬЕВСКИЙ, автор книги «Неизвестный Булгаков». 

Роковое копыто

- Самая знаменитая фраза романа, которая давно гуляет сама по себе: «Рукописи не горят!» А ведь Булгаков действительно сжег первый вариант, - говорит Воробьевский. - В марте 1930-го. Как его любимый Гоголь - второй том «Мертвых душ». Духовник сказал Николаю Васильевичу, что за каждое свое слово писатель ответит перед Богом на Страшном суде. Тот, посчитав продолжение «Душ» соблазном, уничтожил его. А какой страх двигал внуком священников по отцовской и материнской линии, сыном доктора богословия Киевской духовной академии? Явно не Божий, как Гоголя, ведь он еще в молодости выбрал неверие. У его страха была земная причина. Первоначально-то роман назывался «Копыто инженера». Копыто в виде сросшихся пальцев - примета дьявола. Только сочинил Булгаков книгу, как в Москве вдруг пошли слухи, что у Сталина - сатанинское «копытце»!

- Слухи имели основание. После смерти вождя в архивах нашли полицейское донесение 1904 года о его особых приметах. «На левой ноге 2-й и 3-й пальцы сросшиеся». И походка была странная: ЛЕВАЯ нога заметно отбрасывалась в сторону.

- Рукопись Булгаков сжег. А позже в новом варианте от греха подальше убрал у Воланда это красноречивое уродство, чтобы не возникало никаких аллюзий с вождем. Есть лишь намек: Маргарита массирует Мессиру больную ногу, которую падший ангел, как известно, покалечил, когда его сбросил с небес Всевышний. И на бал он вышел в стоптанных туфлях.

- У Сталина тоже болели ноги. Вот и ходил в разношенных сапогах.

- Его демоническую фигуру некоторые всерьез ассоциируют с Воландом. Чтобы не было кривотолков вокруг главного героя, обратимся к дневникам жены писателя. «Миша читал вслух «Мастера и Маргариту». Впечатление громадное. Миша спросил после чтения - а кто такой Воланд? Виленкин сказал, что догадался, но ни за что не скажет. Я предложила ему написать, я тоже напишу, и мы обменяемся записками. Сделали. Он написал: сатана, я - дьявол». Булгаков не поправил дешифровщиков. Значит, усатого вождя не имел в виду. Мастер - сам Булгаков, сжегший первый вариант романа. Маргарита - его третья супруга Елена Шиловская. Намеки Воланда на ее королевскую кровь - аналогия со знаменитой королевой Марго, которую французы считали ведьмой. Отсюда имя героини. Но есть еще один очень важный для расшифровки романа герой. Тезка автора Михаил Александрович Берлиоз. 

- Литературоведы угадывают в нем Луначарского, редактора «Огонька» Михаила Кольцова и даже поэта-безбожника Демьяна Бедного.

- Ну да, версий много. Но звонкая фамилия откуда? В романе ведь нет ничего случайного! Главный гонитель Мастера О. Латунский - реальный критик О. Литовский. Также по слегка зашифрованным фамилиям угадываются и другие деятели-интеллигенты той поры. Берлиоз из этого ряда выбивается. Странно и другое. Как наказаны реальные враги Булгакова - Мастера? Ведьма Маргарита устроила потоп в их писательском доме, разгромив квартиру Латунского. И баста. А несчастному Берлиозу отрезали голову уже на первых страницах. Скажу по секрету, это герой из другой оперы. Многие зациклились на угадывании реальных современников автора, видя в романе лишь блестящую сатиру на строительство социализма, этакую любимую интеллигентами «фигу в кармане» власти. Но сатира на сталинский социализм - лишь яркий фантик, точнее, видимая часть гигантского айсберга. Михаил Афанасьевич прекрасно понимал: при его жизни роман не напечатают, и все намеки на Луначарских, Горьких и прочих Бедных быстро устареют. Это лишь развлечение, мелкая месть недругам типа потопа в писательском доме, устроенном Маргаритой. Ведь Булгаков, или тот, кто водил его рукой, работал на Вечность.

- Водил его рукой?! Что за фантазии, господин Воробьевский?

- Абсолютно никаких. 2 августа 1933 года Михаил Афанасьевич напишет Вересаеву: «В меня вселился бес. Уже в Ленинграде и теперь здесь, задыхаясь в моих комнатенках, я стал марать страницу за страницей наново тот свой уничтоженный три года назад роман. Зачем? Не знаю». Гете тоже признавался по поводу Вертера: «Так как я написал эту книжку почти бессознательно, точно лунатик, то я сам удивился, прочтя ее».

Эта «бессознательность» письма в психиатрии известна как синдром Кандинского-Клерамбо. 

- Все ясно! Гете и Булгаков маялись депрессиями, не раз пытались покончить с собой, такое бывает у гениев. Не зря же Мастер попал в психушку, а сам Михаил Афанасьевич лечился гипнозом. Синдром виноват. 

- Русский психиатр Кандинский, будучи сам подвержен духовному недугу, подробно описал свои специфические состояния. Одно из самых характерных - подчиненность влиянию извне! Видимо, эта чужая воля некогда и надиктовала Гете знаменитый роман «Фауст». А Гектор Берлиоз сочинил свое знаменитое произведение «Осуждение Фауста», приговорив того вместе с Мефистофелем к низвержению в преисподнюю. Там их встречает бесовским гимном хор демонов. Великому композитору этого не простили. И рукой Булгакова та самая сила, диктовавшая роман Гете, вынесла и привела в исполнение приговор Берлиозу: отрезала голову, проделала с ней колдовские ритуалы на сатанинском балу. Заодно превратила автора оратории «Детство Христа» в главного безбожника романа, Христа отвергающего.

Сталин из-за больных ног ходил в разношенных сапогах.
Сталин из-за больных ног ходил в разношенных сапогах.

Прелестная нечисть

- Жуть! Хотя версия и любопытная.

- Это дьявол был жутью в давние времена. С рогами, копытами, хвостом. Чистое исчадие ада! Гете первым изобразил человечного Мефистофеля. Его пример заразил многих мастеров культуры, включая наших Лермонтова и Врубеля - певцов Демона. Ну а главную оду печальному духу изгнанья сотворил, конечно же, Булгаков.

Воланд - самый что ни на есть обаятельный и привлекательный, романтичный красавец, герой умный, творящий закон, карающий зло.

- Академик Дмитрий Лихачев подметил: «Воланд в романе изображен настолько реалистично, что теперь трудно сомневаться в существовании Сатаны».

- Это, похоже, и было задание инфернальных сил для Гете и Булгакова, плата за  чудесное исцеление. Прославить Мефистофеля-Воланда. А самоубийства литературных двойников давали время авторам для исполнения задания. Исполнив его, они быстро умирали. Гете работал над «Фаустом» почти 60 лет. «Главное дело» всей жизни завершил летом 1831 г. Уже в марте 1832-го простудился и скончался. Булгаков трудился над «Мастером» более 10 лет. Закончил диктовать 13 февраля 1940 г., а 10 марта его не стало. Связь двух памятников мировой литературы тоже самая прямая. Начиная с эпиграфа к «Мастеру» из «Фауста»: «Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Тот же черный пудель, сопровождавший Мефистофеля, обернется черным набалдашником на трости Воланда и большим медальоном на груди черной королевы сатанинского бала Маргариты. И, конечно, имя. У Гете промелькнет Voland. Однако на визитке незнакомца, напечатанной иностранными буквами, -Бездомный разглядит двойное «В» в фамилии.

- Банальная ошибка.

- Но Булгаков зачем-то сознательно подчеркивает разночтение с первоисточником. Глубокий смысл заложен в написании имени сатаны как Woland. У Мастера на черной шапочке Маргарита вышила букву «М». Перевернутое «W». Связь Мастера и Воланда. Перевертыши - любимый прием оккультистов. 

- Поставить с ног на голову, извратить смысл с точностью до наоборот?

- Именно. Таких перевертышей в романе немало. Вспомним знаменитое: «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами дадут». Произнесено в пику известным словам Писания: «Просите, и дано будет вам, ибо всякий просящий получает». Фактически фраза Воланда ставит крест на молитвах, всегда содержащих просьбу. Профессор А. Ужанков провел разбор сеанса перевертышей в романе, выворачивающих наизнанку Новый Завет. События в Москве разворачиваются, как в Ершалаиме, в Страстную седмицу. Воланд и его бесовская свита объявляются в столице в Великую среду. В то время, когда в храмах читается евангельский текст о женщине, разбившей сосуд с миром (маслом), чтобы возлить его на голову Христа, Аннушка разбивает бутыль с маслом. Отрезана голова Берлиоза. Миро на главу Спасителя возлила ПАДШАЯ женщина. Разлившая масло Аннушка в переводе - «БЛАГОДАТЬ». Просматривается четкая аллюзия: голова Христа - голова безбожника Берлиоза. Похороны Берлиоза, вынос тела происходит в пятницу пополудни. Когда на богослужении совершается вынос Плащаницы, символизирующей тело Христово. В пятницу ночью начинается бал у Воланда. Когда Христа нет на земле, сатана правит бал, обретающий в романе смысл антилитургии. Чаша с причастием - символ агнца Божиего Иисуса Христа. У Воланда будут пить вино (причащаться) из чаши - головы Берлиоза. Она прежде исчезнет из гроба и появится на балу. Аллюзия с обретением главы Иоанна Предтечи. Есть и другие признаки черной мессы .

- Но позвольте, роман же прославляет Христа! 

- Теперь поговорим о человеке, похожем на Иисуса. Иешуа вроде бы с симпатией изображен. Хотя и производит меланхоличное впечатление, тихо бубня себе под нос, что ученики-де все напутали. Его фамилия или кличка Иешуа - Га-Ноцри. В ней-то собака и зарыта, тот самый черный пудель. Булгаков ее не выдумал, а взял из талмудических легенд. Безличный термин ha-nozri по отношению к Иисусу там означал «другой, некто». Которого нужно превратить в пустое место. У Христа были родители, мать - Мария. В романе Га-Ноцри - подкидыш, сын неизвестных родителей.

- По этой логике на почитаемой православными иконе Казанской Божией Матери надо ставить крест. А католикам - на Деве Марии.

- Получается так. В романе нет воскрешения Иешуа, значит, не будет и второго пришествия Христа, с которым кончится время сатаны. По этой логике Воланд вечно будет править бал на земле.

Маргарита (А. Вертинская) массирует больную ногу Мессира (В. Гафт).
Маргарита (А. Вертинская) массирует больную ногу Мессира (В. Гафт).

Евангелие от Воланда

- В сожженной рукописи глава о событиях в Ершалаиме называлась «Евангелие Воланда» (потом «Евангелие от дьявола»). Позже автор замаскировал вызывающее название на «Понтий Пилат». Самое сильное впечатление у многих остается именно от этой главы. Странное ощущение, что все описывал свидетель событий двухтысячелетней давности. Впрочем, ее и рассказывает Воланд, называющий себя очевидцем.

- Но почему бы Булгакову или тому, кто, по-вашему, диктовал страницы, и вовсе не отказаться от образа Иешуа?

- Без Бога нет дьявола. Поэтому надо принизить, опустить Га-Ноцри и на его бледном фоне возвеличить Воланда. Кстати, откуда появился сожженный роман, когда Воланд произносит: «Рукописи не горят!»?

- Не помню.

- Из-под хвоста кота.

- Не может быть!

- Имеющий глаза да прочитает: «Кот моментально вскочил со стула, и все увидели, что он сидел на толстой пачке рукописей. Верхний экземпляр кот с поклоном подал Воланду».

- Ну и дела?!

- Внимательнее надо вчитываться в строки удивительного романа, полного шифровок.  Прежде чем навсегда уйти- в мир иной с Воландом, «Мастер выбросил с полки какую-то книгу на стол, вспушил ее листы в горящей скатерти, и книга вспыхнула веселым огнем». Я не всегда разделяю взгляды богослова Андрея Кураева, но тут не могу не согласиться с ним. «Это не рукопись самого Мастера, а именно книга. В обоих случаях книга не названа.Однако только одна книга в европейской традиции не нуждается в уточнении названия и называется просто Книгой. Библия. Вот она-то и горит - в отличие от пришедшего ей на замену манускрипта».

- Манускрипт «Мастер и Маргарита».

- Понятно, почему он возродился из небытия в середине 60-х. Гонения на церковь в СССР ослабели, народ потянулся в храмы. Вот тогда и опубликовали роман, лукаво смещающий акценты с Христа на Люцифера. 

- Тоскливо на душе стало. А вы уверены, что именно так все и было?

- Я, как человек воцерковленный, вижу ситуацию именно так. Хотя, конечно, гораздо спокойнее считать все это галлюцинацией, как признался Мастер Воланду при первом знакомстве. А потом поверил в него. Впрочем, каждый имеет право на свое видение романа, приписывая все исключительно гению Булгакова, его удивительному прозрению и т. д.  

А в тоску, тем более отчаяние впадать не надо. Грех! Помните, Азазелло забирает Маргариту из особняка. Увидев беса, кухарка решила перекреститься. Азазелло закричал: «Отрежу руку!» Грозная нечисть, а боится крестного знамения простой кухарки. Воланд и его демоническая свита покинут Москву в субботу на закате солнца. Этот субботний закат Булгаков упомянет несколько раз. Сознательно. Ибо в полночь с субботы на воскресенье Иисус- Христос воскреснет и будет Его торжество на земле. Потому и спешила нечисть исчезнуть перед Пасхой из Белокаменной в свой мрачный  мир. А наутро люди приветствовали друг друга: «Христос Воскресе!» Это  должно вселять надежду. Так что будем жить.

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт