Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
15 апреля
Загрузить еще

Наши любимые «инопланетяне», или кто ваш ребенок?

Наши любимые «инопланетяне», или кто ваш ребенок?
Фото: Фото с сайта thedailygreen.com.

Порой создаётся впечатление, что самые близкие в мире люди - родители и их дети - разговаривают между собой на различных языках. Словно одни из них прибыли с другой планеты...

Детская книжка как психологический тест

Как же понять – кто ваш ребенок и как найти с ним общий язык?

Для выяснения этого вопроса можно обратиться к специалистам психологам, но можно определить и самостоятельно. Для этого существует достаточно простой тест. Заключается он в наблюдении за тем, как ребёнок 3-4 лет реагирует на новую незнакомую детскую книжку с рисунками. Именно на книжку, а не на игрушки, одежду, украшения, угощения и так далее. Дело в том, что новая книжка несёт в себе тайну, которая открывается не сразу, а постепенно - с каждой новой перевёрнутой страницей, прочитанной сказкой или рассказом. Образы книжки многомерны и их «послевкусие» надолго остаётся в активной памяти ребёнка.

Ребёнок-покоритель

Подарите ребёнку новую яркую книжечку и понаблюдайте за его действиями! Если он сразу же бросил свои дела, ухватил книжку и начал быстренько её листать, громко комментируя свои впечатления, а затем ещё и дорисовал карандашом в ней что-либо своё, то можете быть уверенными, что у вашего ребёнка формируется холерический темперамент. Запреты,  скучные нотации и нравоучения такими детьми почти не воспринимаются, оставаясь вне их образного сознания.

Им можно «тысячу раз» повторять одно и тоже без видимой пользы. В таких случаях в народе говорят: «Хоть кол на голове теши, а он за своё...». Но это не вина ребёнка, а просто особенность его нервной системы. Наказаниями и страхом волю такого ребёнка можно только «сломать», а «согнуть» или «распрямить» невозможно, да и не стоит этого делать. Для таких детей в учёбе или работе необходимы элементы игры-соревнования, борьба за лидерство и победу, быстрая смена впечатлений, постоянная «перемена декораций» в тех событиях и делах, в которые они вовлечены.  Таких детей нужно не переубеждать или заставлять что-то делать, а призывать к действию, воодушевляя своим примером.

Ребёнок-творец

Совсем иное дело, если ребёнок реагирует на новую книжку заинтересованно, но спокойно. Отложит свои  текущие дела,  поинтересуется у вас о чём эта книжка, и начнет её спокойно просматривать. Очень скоро такой ребёнок определит своё личное отношение к такой книжке - сделает её любимой или больше не обратит внимания. При этом рекомендации родителей не будут иметь для него решающего значения. Сильный уравновешенный сангвинический характер такого ребёнка формирует свои личностные симпатии или антипатии, но может учитывать мотивированные рекомендации других. Для ребёнка-сангвиника важен конечный итог стремлений или намерений, а путь к их достижению он постарается избрать самостоятельно. Поэтому таким детям обязательно нужно объяснять чего вы от них хотите и почему. Им важны мотивированные советы, а не принуждение или лозунг.

Ребёнок-созидатель

Если же вы заметили что, прежде чем взять новую книжку в руки, ваш ребёнок вначале завершит начатую игру или дело, а уже потом внимательно просмотрит её до последней страницы, и только после этого начнёт о чём-то спрашивать , то, вероятнее всего, он флегматик. К любому делу относится внимательно, ответственно и последовательно. Таким детям очень важно постоянно ощущать авторитет родителей рядом, чтобы в любой момент можно было обратиться к ним за советом или помощью. Детей флегматиков необходимо убеждать в целесообразности той или иной работы, запрета или  поведения. Просто объяснения для них мало, а "лозунгов" или "приказов" они не воспринимают вообще. Да, они могут подчиниться давлению, но без внутренней убеждённости ребёнка польза от такого "послушания" будет минимальной. Таким детям нужно определённое время для осознания того, что от них требуется. Если у родителей хватит терпения для подобного воспитания, то результаты будут весомыми и останутся на всю жизнь.

Ребёнок-провидец

И ещё один из вариантов общения с книгой, когда ребёнок словно «подкрадывается» к ней,  замирает, осторожно расспрашивает родителей добрые ли там герои и всё ли у них закончится хорошо. Ребёнок не торопится самостоятельно взять книгу в руки, он просит её показать и почитать. Во время чтения может надолго задуматься или попросит перечитать одно и то же несколько раз. Активно сочувствует любимым героям и искренне радуется их удачам, а над трудностями горько плачет. Это, без сомнения, ребёнок с меланхолическим типом нервной системы. На таких детей ни в коем случае нельзя кричать, это травмирует их психику и не даёт воспитательной пользы. Их необходимо постоянно хвалить - осторожно и в меру, если их поведение вас не очень устраивает, или  искренне и восторженно, если они это заслужили. Родительская похвала для них сродни жизненной энергии, которая придаёт им силы, вдохновляет на учёбу или работу.

Изготовьте для такого ребёнка «карту поведения и успехов», в которой каждый день вы будете ставить две отметки - за примерное поведение и за выполненную работу. Эта «карта» обязательно должна быть на виду, чтобы ребёнок в любой момент мог к ней подойти и «зарядиться» положительными эмоциями. Естественно, там не может быть места для  двоек, лишь четвёрки и пятёрки, очень редко тройки. Такая «карта» имеет не столько воспитательное значение, сколько психологическое, придавая ребёнку уверенность в своих силах и возможностях. Чем доброжелательнее и мягче общение с детьми меланхоликами, тем ярче и полнее раскроются их таланты, которыми природа щедро наделяет в первую очередь именно их.

КСТАТИ

Определим темперамент по сказкам

Беседуя с детьми, поинтересуйтесь их любимыми персонажами сказок, героями, на которых они хотели бы быть похожими. Их выбор поможет вам сориентироваться в подсознательности детских симпатий и приоритетов. Дело в том, что народное творчество вкладывает в облик и особенности поведения сказочных героев определённые характерологические особенности, которые присущи и людям.

Так, например, хитрая, умная, целеустремлённая «лисичка-сестричка» олицетворяет собой сильный уравновешенный тип нервной системы, который соответствует сангвиническому темпераменту людей.

Большой, сильный, ворчливо-доброжелательный «мишка-топтыгин» воспринимается как флегматик.

Шумный, неугомонный,  агрессивно-неудачливый «волчик-братик» символизирует холерический темперамент.

Маленький симпатичный, беззащитный и пугливый, но проворный и предусмотрительный «зайчик-побегайчик» иллюстрирует черты меланхолика.

Своя градация характеров и у птиц. Воробей и петушок воспринимаются как холерики, ворон и сова - как флегматики, орёл - как сангвиник, а соловушка — истинный меланхолик.