Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
23 апреля
Загрузить еще

Погранзаставу имени Терлецкого в Крыму называют космической

Погранзаставу имени Терлецкого в Крыму называют космической
Фото: Юрий Гагарин. Фото с сайта rate1.com.ua.
Вся моя жизнь прошла на службе в пограничных войсках, иногда доводилось бывать на пограничной заставе имени Александра Терлецкого в Крыму. Застава знаменита не только своим боевым прошлым в годы Великой Отечественной войны, когда геройски погиб ее командир, а и тем, что ее с 1961 года называют еще и космической. Почему? Дело в том, что первые наши космонавты после полетов отдыхали буквально рядом в санатории. Отличное место для отдыха и особенно для оздоровления. Что и говорить, бывшие компартийцы знали, где набираться сил. Форос, именно там были и застава, и санаторий, - удивительный уголок, замыкающий Южный берег Крыма. А у пограничников партполитработа была, возможно, не на космической высоте, но все же на должном уровне. Командиры и политработники хорошо знали, какие знаменитости приезжали в санаторий и многих приглашали к себе в гости, на встречу с личным составом, так сказать, для усиления воспитательного процесса.
 
Вот таким образом на заставе имени Терлецкого побывали космонавт-1 Юрий Гагарин, космонавт-2 Герман Титов, космонавт-3 Андриан Николаев, космонавт-4 Павел Попович и так далее. Их так и именовали по номерам, потому что они были первые.
 
Это были волнующие встречи. Приезжали с соседних застав, морских подразделений. Всем очень хотелось посидеть рядом с космонавтами, послушать их, пообщаться с ними, хотя бы рукой дотронуться плеча. И все завидовали форосцам - вот уж действительно повезло с расположением. А разговоры шли понятно какие: о полетах, о космосе, о невесомости и, разумеется, о воинском долге. Политработники умели направлять беседы.
 
Не обходилось, естественно, и без рассказов о разных курьезных или смешных эпизодах из жизни космонавтов. Сейчас например, по-разному судачат о том, почему первым полетел Гагарин, а не кто-то другой. Кто говорит, потому что русский, кто - потому что улыбка обворожительна, кто - потому что «блат» имел (и такое поговаривали). Судачат, в основном, люди, которые в глаза не видели живого космонавта и вообще без понятия о долгом и тяжелом пути к полетам. А вот Герман Титов рассказывал на заставе о том, что Гагарин ярко выделялся среди двадцати первых кандидатов, отобранных в отряд и что его уже в самом начале «по-своему» приметил Главный Конструктор Сергей Павлович Королев. Как-то он привел всех в КБ и показал аппарат, в котором предстоит совершить полет, и сказал: кто желает примериться? Это было так неожиданно, что все двадцать кандидатов молча стояли и смотрели на это чудо техники. А все они боевые и опытные летчики, в смелости и мужестве никому не откажешь. Паузу нарушил Гагарин: разрешите мне, Сергей Павлович... Генеральный кивнул головой. Гагарин подошел, какое-то мгновение смотрел в люк, потом снял ботинки, аккуратно поставил их в сторону и спокойно забрался в аппарат. Уселся в кресло, осмотрелся вокруг и с улыбкой, своей, Гагаринской, сказал: а что, удобно! Все засмеялись, подошли ближе, а Генеральный еле успевал отвечать на их вопросы. Возможно, тогда Королев и решил окончательно, что первым полетит именно Юрий Гагарин.
 
Кстати, офицеры, служившие в те годы на заставе, любят вспоминать рассказ Титова о том, как у него неожиданно завелся новый друг. Герман Степанович рассказывал об этом с чувством юмора и доброй улыбкой на лице.
 
... Ехал как-то в Звездный городок. Вдруг на обочине шоссе появился мальчишка, рукой машет, мол, подвези. Остановился, открыл дверцу - садись. С минуту ехали молча. Потом мальчишка заговорил: а знаете, дядя, какой у меня друг есть? Расскажи, а что, это интересно. Парнишка громко, четко отчеканил:
 
- Космонавт-2, во кто!
 
Все что угодно ожидал Титов, но такое... Чуть сбавил скорость, поехал медленнее, косит глазом на неожиданного пассажира. Тот попросил остановить, доехал. Космонавт говорит ему: а знаешь, парень, у тебя такой важный друг, давай познакомимся и тоже будем друзьями, - и подал ему руку. Парнишка выпалил: Сережка! В ответ услышал: Титов Герман Степанович. Космонавт-два! Пацан залился краской и что-то невнятно мямлил: простите, простите, я не хотел...
 
Через минуту этот эпизод кончился полюбовно. Герман Степанович ему серьезно сказал: придешь в школу, так и скажи своим товарищам, что Космонавт-2 - твой верный друг. Идет?
 
- Договорились! - крикнул мальчишка и побежал в лесную просеку...
 
Разве такое выдумаешь. Просто наши космонавты - нормальные земные люди, хоть и поднялись до космических высот.