Максим БЕРЕСТ, кандидат исторических наук (7 апреля 2011)

Из истории пасхального яйца и пысанки

Так, например, в Восточной философии космогонии мы встречаем образы творцов сущей жизни в подобии Праджапати и Брахмы, которые появились из яйца. Во многих славянских верованиях яйцо тоже выступает прообразом Космоса, Природы, окружающего мира. При этом, скорлупа яйца олицетворяется с небом, пленка — с тучами, белок — с водой, а желток считается плодородной землей.
 
Идея «космического яйца» встречается еще в керамических изделиях трипольской культуры, которая, по свидетельству археологов, предшествует культуре Древнего Египта с ее «вечными» пирамидами, и шумерской цивилизации Междуречья с удивительными знаниями о мироздании, Солнечных и Месячных циклах, космических расстояниях между небесными телами и т. п. 
 
Трипольцы изображали яйцо разделенным пополам или знаком змея (божеством земли мужского рода аналогичного сперматозоиду), или знаком сосновой веточки, которая разделяет два мира — живое и мертвое. Именно яйцо олицетворяет женское начало и является символом бессмертия. Возможно, еще в те древние времена возникло представление о том, что «живое родит мертвое, а мертвое родит живое», что соответствует нынешней дилемме о том,  что первично — «Курица или Яйцо».
 
Со временем идея символизации яйца приобрела две основные формы: более простой и бытовой — ПАСХАЛЬНОГО ЯЙЦА, и мистико-символический, этно-фолькльорный, обрядовый — ПЫСАНКИ.
 
Пасхальные яйца — это круто сваренные куриные яйца, окрашенные в один из цветов: красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый и черный. Их употребляют в пищу, когда разговляются на Пасху и используют в пасхальных забавах и играх.
 
Пысанки — это сырые яйца, на специально обработанную скорлупу которых нанесены символические знаки, рисунки, изображение, которые выполнены одним или несколькими канонизированными церковью цветами.
 
Легенды рассказывают, что обычай красить яйца (создавать пасхальные яйца) начала Мария Магдалина. Она обходила разные города и проповедовала веру в Бога и в чудо Святого Воскрешения Иисуса Христа. В Риме она пришла к императору Тиберию и подала ему белое яйцо со словами: «Христос Воскрес!» Тот в ответ рассмеялся и сказал: «Это так же невозможно, как и то, что это белое яйцо вдруг станет красным». И здесь произошло чудо! В ту же миг яйцо в его руках покраснело.
 
А вот в Киевской Руси бытовала другая легенда. Говорят, когда Иисус Христос вместе со святым Петром ходили по разным городам, то в одном месте фарисеи забросали их камнями и комьями земли. Но как только камень касался тела Иисуса, то сразу же превращался в пысанку, а когда ком земли попадал, то превращался в пасхальное яйцо — крашанку. Святой Петр собирал все это и раздавал людям, которые их приветствовали. С того времени и начался обычай готовить пысанки да крашанки и делиться ими с верующими.
 
В целом и общем, яйцо олицетворяет собой чудо Воскрешения из мертвых, а красный цвет символизирует спасительную кровь Господа. Но у разных народов существуют свои традиции относительно цвета и ритуала приготовления пасхальных яиц. Так, поляки отдают предпочтение красному цвету пасхальных яиц, христиане Стамбула — желтому, австрийцы — зеленому. В Турции принято варить и красить пасхальные яйца в Чистый Четверг, чтобы дольше сохранялись. В Европе их готовят в субботу, накануне Пасхи. По обычаям, пасхальные яйца выкладывают на свежую проросшую зелень овса или пшеницы.
 
Торжество праздника Воскрешения Христова продлевается в обряде освящения пасхальной пищи и разговеньи. Употреблять кушанья начинают лишь после их освящения. Для этого часть от каждого кушанья складывают в плетеную корзину и приносят в церковь. После окончания пасхальной литургии священник выходит в притвор храма и читает вначале молитву на благословение мясной пищи, а затем — молитву на благословение сыра и яиц. Прочитав молитвы, священник освящает их окроплением святой водой и троекратно поздравляет людей словами: «Христос Воскрес!».
 
После обряда освящения люди возвращаются домой и семья начинает разговляться освященными кушаньями. Перед принятием пищи необходимо прочитать молитву Отчее наш:
 
Отче наш, Иже еси на небесах! 
Да святится имя Твое, 
да придет Царство Твое, 
да будет воля Твоя
как на небах, так и на земле.
Хлеб наш насущный дай нам;
и прости нам долги наши, 
как и мы прощаем должникам нашим;
и не введи нас в искушение, 
и защиты нас от лукавого.
Аминь!
 
После принятия пищи желательно исполнить такую молитву:
 
Благодарим Тебя, Христос Бог наш, 
что удовлетворил нас твоими земными благами;
не оставляй нас Небесного Царства Твоего.
Приди к нам и спаси нас.
 
Что касается пысанок, то связанный с ними ритуал намного более сложный. Традиция пысанок тесно связана с народными традициями определенной местности и солнечным календарем. Начинается ритуал празднованием дня зимнего Солнцестояния, после которого день становится длиннее ночи — свет побеждает тьму. Дальше идут праздника Калиты, Коляды, Йордана, Колодия и Пасхи.
 
Пасхальные праздника очень символические — это и победа солнца над тьмой, и жизни над смертью, и весны над зимой. Олицетворением всего вышеупомянутого выступает пысанка. Сам процесс росписи яйца в определённой степени является обрядом, который начинается в Чистый четверг. Здесь присутствуют воск, огонь, краски, молитва и, особенно, вода для приготовления красок и омывания яиц. Раньше пысанкари брали лишь, так называемую,  «непочатую» воду из источника. Её набирали утром, несли не поворачиваясь назад или по сторонам «ни телом, ни главой». И даже при встрече со знакомыми не имели права приветствовать их или вступать в разговор. 
 
«Писать» пысанку нужно было проговаривая мысленно молитву-заговор, чтобы закрепить магическую силу узоров, которые становились графической записью молитвы-просьбы об урожае, о дожде, и т. п. Именно поэтому каждая пысанка поражает утонченностью росписи на маленькой плоскости, богатством композиций, орнаментов, сюжетов, мотивов и цветов.
 
Пысанки из разных регионов Украины имеют свои характерные особенности: в северных регионах пысанки преимущественно имеют геометрические рисунки и объединения красного и белого цветов; в центральных областях преобладают растительные мотивы и желто-зеленые цвета; южные края используют сложные фигуро-формо-объединения и яркость цветовой гаммы.
 
Учёные даже создали своеобразную классификацию росписи пысанок. В музее истории еще в дореволюционном Киеве была собрана самая большая в Европе коллекция пысанок, которая насчитывала около семи тысяч экземпляров. В наше времена самая полная коллекция пысанок хранится в городе Коломые Ивано-Франковской области, в музее пысанкарства.
 
Чаще всего встречаются следующие образы-рисунки пысанок:
треугольник — символ трехмерности: триединство Бога — Сын-Отец-Святой дух, Вода-Земля-Воздух, Мужчина-Женщина-Дети и т. п.;
ромб — символ плодородия, женского начала в природе;
квадрат — знак беспредельности, символ духовности, неба, космоса;
точки — символ небесных звезд;
точки в ромбе — засеянное поле, зерно;
точки в кресте - слёзы Девы-Марии;
веточка сосны (пихты) — символ юности, вечной жизни, возрождение природы;
цветы — лица неродившихся детей;
дерево — семья, род, наследственность поколений;
крона дерева — небо;
три цветка на кроне — это Солнце, Луна и утренняя зоря;
крест — четыре темперамента человека; в христианстве — символ страдания;
звезда — душа человека, яркость звезды зависит от праведности человека;
солнце — вечность, жизнь, благосостояние.
В быту у крашанок и пысанок есть дополнительные полномочия:
- девушки дарят красные пасхальные яйца парням в знак своей симпатии, особенно те, которые хранят в пазухе;
- водой, которой омывали освященные пысанки, нужно умываться, чтобы расцветала краса, чтобы защититься от навета и ворожбы;
- пысанки с соответствующими изображениями кладут на ночь под подушку, чтобы приснился вещий сон;
- освященными пысанками «выкачивают» болезни;
- скорлупу пасхальных яиц измельчают и кладут в землю — для урожая; под кровать - для здоровья; под порог, на подоконник — для защиты от злых сил;
- освященную пысанку оставляют в квартире, чтобы «собирала» злую энергетику.
 
Таковы верования и традиции, которым следовали наши предки и нам завещали! 
загрузка...
загрузка...

Политика

 Джевелин  - в уме, а  Максим  - на передовой
"Джевелин" - в уме, а "Максим" - на передовой 4

Пока в США активно дискутируется вопрос о предоставлении летального оружия, украинское военное руководство разрешило задействовать в зоне АТО все образцы оружия, которые сейчас есть на складах и, судя по всему, в… музеях.

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт