Подготовил Сергей АНТИПОВ. (2 февраля 2011)
Пенсионная реформа в нашей жизни

Пенсионная реформа в нашей жизни

Комментарии: 18
Эксперты уверены, что у нынешней молодежи есть хороший шанс обеспечить себе безбедную старость.

Пенсионная реформа постепенно входит в нашу жизнь. И это вполне естественно, ведь рано или поздно пенсия коснется каждого из нас. Прошли времена, когда слово «пенсия» вызывало интерес лишь у людей старшего возраста, ну и, может, еще у их внуков, для которых получение бабушкой или дедушкой очередной пенсии ассоциировалось с гостинцем или подарком. А сейчас никого не удивляют заявления, что пенсионная реформа проводится прежде всего в интересах молодого поколения.

ТРИ УРОВНЯ

Пенсионная реформа в Украине была законодательно начата еще в 2003 году, и именно она закрепила существование в стране трехуровневой пенсионной системы, предоставив рядовым гражданам возможность получать пенсию из трех различных источников - уровней. Два из них уже работают. Это солидарная пенсионная система, которая в рамках реформы была существенно изменена (1-й уровень), и 3-й уровень - система негосударственного пенсионного обеспечения, для развития которого предусматривалось создание новых финансовых учреждений - негосударственных пенсионных фондов (НПФ).

Поэтому сейчас уместнее говорить о продолжении совершенствования солидарной системы, дальнейшем развитии негосударственного добровольного пенсионного обеспечения и запуске накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования, часто называемой вторым уровнем пенсионной системы.

Более четкие контуры предстоящих перемен появились после подачи Кабинетом Министров в Верховную Раду в декабре прошлого года законопроекта «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы», который Министерство социальной политики вынесло на общественное обсуждение. Вот только найдет ли «глас народа» отражение в окончательном тексте закона?!

Елена ВАСИЛЬЧЕНКО
Елена ВАСИЛЬЧЕНКО

В пояснительной записке к законопроекту сказано, что его целью является определение мер по дальнейшему реформированию пенсионной системы и сбалансированию солидарной системы пенсионного страхования. Но анализ большинства предусмотренных мер свидетельствует о том, что они направлены прежде всего на сокращение расходов ПФУ и увеличение поступлений, и потому суть их - в ужесточении правил назначения пенсий, увеличении страхового стажа, повышении пенсионного возраста и тому подобном. Причем в большей степени такие меры коснутся рядовых пенсионеров, пенсии которых назначаются в общем порядке, и в меньшей степени так называемых «спецпенсионеров», то есть почти миллиона лиц, пенсии которым назначены по отдельным законам.

Реальной реформой в законопроекте является внедрение обязательной накопительной системы пенсионного страхования. Ведь если основная цель реформы, по заявлениям правительства, повышение пенсий и предоставление гражданам достойного пенсионного обеспечения в среднесрочной перспективе, то достичь этого при нынешнем состоянии солидарной пенсионной системы можно только за счет накопительных уровней: введения обязательного накопительного страхования и развития добровольного негосударственного пенсионного обеспечения, так как именно в накопительной системе предусматривается инвестирование персонифицированных взносов участников.

РЕФОРМА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ

Суть второго уровня пенсионной системы в том, что часть обязательных взносов на пенсионное страхование (не более 7% зарплаты работника) будет поступать не в «общий котел» ПФУ, а на индивидуальные пенсионные счета участников и инвестироваться в экономику страны, преимущественно через ценные бумаги. Благодаря доходу от инвестирования эти взносы будут защищаться от инфляции и приумножаться, а с учетом длительного периода накопления к моменту выхода на пенсию «набежит» приличная сумма, которая послужит источником для выплат еще одной пенсии участникам второго уровня. Функции сбора и учета таких взносов, поступающих в специально создаваемый Накопительный пенсионный фонд, планируется возложить на исполнительную дирекцию ПФУ, а инвестированием собранных средств будут заниматься отобранные на конкурсных началах лицензированные компании по управлению активами. Вместе с тем предусматривается и возможность перевода обязательных взносов второго уровня в негосударственные пенсионные фонды по желанию и по выбору застрахованных лиц.

Участниками обязательной накопительной пенсионной системы будут лица, не достигшие на момент ее запуска 35 лет, и этому есть логическое объяснение. Ведь у лиц более старшего возраста не будет необходимого времени, чтобы накопить достаточную сумму до выхода на пенсию.

От функционирования второго уровня пенсионной системы выиграют все: фондовый рынок и экономика страны получат долгосрочный финансовый ресурс, так необходимый для их развития, а граждане, которые станут участниками этого уровня, - еще один источник материальной поддержки в зрелом возрасте, зависящий не от популистских повышений пенсий в борьбе за голоса избирателей, а от результатов инвестирования их страховых взносов.

Однако открытым вопросом в части введения второго уровня остается время начала его реального запуска, ведь законопроект предусматривает перечисление страховых взносов в рамках этой системы начиная с года, в котором будет обеспечена бездефицитность бюджета ПФУ. Когда же этого ожидать? По оценке правительства, в 2011 году в случае принятия в полном объеме предусмотренной законопроектом реформы солидарной пенсионной системы дополнительные поступления и экономия средств ПФУ составят лишь 1,7 млрд грн. А в принятом госбюджете на текущий год заложен дефицит ПФУ в размере 17,8 млрд грн. Так что в ближайшие пару лет, если ничего не изменится, все пенсионные сборы будут поступать в солидарную систему и направляться на выплаты пенсий нынешним пенсионерам.

В НПФ УЖЕ СЕГОДНЯ

Для тех граждан, которые не попадут во второй уровень в силу возраста, остается добровольное участие в НПФ, ведь, как вытекает из правительственного законопроекта, те, кто выйдут на государственную пенсию «после реформы», будут в менее выигрышном положении по сравнению с теми пенсионерами, кто успел «до».

В Украине существуют три вида НПФ - корпоративные, профессиональные и открытые. Но именно открытые фонды получили наибольшее распространение, поскольку их вкладчиками могут быть любые юридические и физические лица, независимо от профессии, места работы и рода занятий.

За 6 лет работы системы негосударственного пенсионного обеспечения в стране зарегистрировано более 100 НПФ, их участниками стали около 500 тысяч человек, а общая стоимость активов превысила один миллиард гривен. Растет и число участников, которые получили или продолжают получать пенсионные выплаты. Важно и то, что на сайте Государственной комиссии по регулирования рынков финансовых услуг Украины  http://npf.dfp.gov.ua можно найти ежеквартально обновляемые показатели работы каждого из зарегистрированных ею фондов.

В целом по стране фонды показывали положительную динамику даже во время кризиса, а большинство работодателей не прекращали производить отчисления в пользу своих сотрудников. Но если в первые годы работы НПФ их вкладчиками становились в основном предприятия, то в последнее время вкладчиками фондов все чаще становятся рядовые граждане, заключая пенсионные контракты и накапливая на дополнительную пенсию для себя или своих близких - супругов, детей, родителей. Так, только за прошлый год индивидуальными вкладчиками открытого НПФ «Социальный стандарт», активами которого управляет наша компания, стали почти 700 человек с различными финансовыми возможностями и разного возраста, включая молодежь. А сумма пенсионных взносов граждан даже несколько превысила сумму поступлений от 55 вкладчиков - юридических лиц. По итогам 9 месяцев «Социальный стандарт» лидирует среди открытых фондов по объемам поступлений, а достигнутая фондом доходность за 2010 год, превышающая 19% при инфляции 9,1%, безусловно, привлечет новых вкладчиков. 

Размер и периодичность уплаты пенсионных взносов в НПФ устанавливается различными пенсионными схемами каждого фонда, из которых вкладчик, заключая пенсионный контракт, выбирает наиболее приемлемую. Одна из схем, которые предлагает «Социальный стандарт», предполагает любой размер взносов с любой периодичностью, в том числе разовое внесение крупных сумм. Такая форма участия в НПФ пользуется популярностью у частных предпринимателей и людей творческих профессий.

Выбор именно негосударственных пенсионных фондов для формирования еще одного источника благосостояния в зрелом возрасте обусловлен и такими факторами, как жесткий контроль со стороны государственных органов за работой фондов и обслуживающих их компаний; прозрачность работы и непредпринимательский статус, запрещающий фонду заниматься какой-либо другой деятельностью, кроме сбора пенсионных взносов вкладчиков, их инвестирования и осуществления в будущем пенсионных выплат; установление жестких ограничений для инвестирования пенсионных средств; распределение всей полученной от инвестирования прибыли между участниками фонда пропорционально суммам на их индивидуальных счетах; возможность получения налоговых льгот; право наследования накоплений и другими.

Судя по ходу публичного представления реформы, правительство настроено очень решительно и верит в скорое принятие поданного в Раду законопроекта о пенсионном реформировании. И даже если отдельные положения проекта, вызывающие особое неприятие в обществе, претерпят изменения, все равно многие люди будут огорчены своими пенсионными перспективами из солидарной системы.

Поэтому на проводимую реформу нужно все же смотреть шире и видеть в ней не только то, что государство вроде бы «забирает», но и то, какие возможности оно раскрывает, чтобы разумно ими воспользоваться. Как писал Константин Кушнер: «Пенсия - не благотворительность, а заработанное человеком право на достойную старость». А негосударственные пенсионные фонды способны это право обеспечить уже сейчас!

 

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Общество

Светская хроника и ТВ