Алексей БОГОМОЛОВ. Фото ИТАР - ТАСС и РИА «Новости» (24 января 2011, 13:23)
Блатные номера - от Ленина до наших дней!

Блатные номера - от Ленина до наших дней!

Ленинский «Роллс-Ройс» № 236.

 Вот и стали граждане с определенных времен стремиться к тому, чтобы их «железные кони» получили «красивые» номера. И желательно, не просто с симпатичным сочетанием букв и цифр, но и дающие какие-либо преимущества перед другими. Чтобы гаишники не придирались. Пришлось нам изучить историю вопроса и познакомить с ней читателей «Комсомолки». 

ЛЕНИН ЕЗДИЛ С НОМЕРОМ 236 

Первые автомобильные номера появились в России еще в начале прошлого века. Они представляли собой жестяную табличку с трехзначным номером. Выдавались они городской управой строго в порядке очереди, а если быть более точным, то по мере регистрации новых автомобилей. А затем таблички ежегодно менялись. Номеров вполне хватало, поскольку легковых авто было немного, да и регистрировались они лишь в крупных городах. До революции количество машин в нашей стране измерялось тысячами. Среди них был и «Роллс-Ройс», на котором впоследствии ездил основатель ленинизма. Его регистрационный номер был 236. 

А в 1920 году Ленин подписал декрет «О номерных знаках». Передний номер надлежало прикреплять на левом крыле, а задний - на специальной стойке не выше аршина от земли. Машин стало больше, и цифры соответственно использовались 4 - 5-значные. А в 1931 - 1932 годах к ним добавились и буквы. На белом фоне черные символы типа Г-00-01. Правда, по какой-то причине новшество не прижилось, и уже через пару лет появились номера с названием региона выдачи. Если слово «Москва» на знаке умещалось полностью, то другим названиям городов везло меньше. Например, ленинградский номер выглядел так: сверху цифры, скажем, 2-44-00, а снизу надпись: «Лен-град». 

Но и эти номера очень быстро поменяли, и в 1936 году регион впервые зашифровали в сочетании букв. Грузия, например, получила буквы ГА, а Москва - номера, начинавшиеся с буквы «М». Частных машин в столице в то время было немного, и их номера начинались на «МИ». Остается добавить, что номера стали черными, символы - белыми, а число цифр равнялось четырем. 

Через 10 лет, в 1946 году, началось проведение настоящей «номерной реформы». Во время войны многие регистрационные знаки, равно как и документы, были утеряны, к тому же нужно было легализовать многотысячный парк трофейных автомобилей. И тогда появились новые номера желтого цвета с черными символами и черные номера с белыми буквами и цифрами для служебного транспорта. В Москве, кстати, до середины пятидесятых разрешалось иметь только один, задний номер. 

А в конце пятидесятых черными стали все номера, за исключением тракторных, оставшихся желтыми. В нашей стране до сих пор можно встретить древние автомобили с такими номерными знаками, имевшими четыре цифры и три буквы. 

Очередная реформа была проведена в начале восьмидесятых годов. Летом 1980 года в столице появились автобусы с белыми номерами серии ОЛМ и такси салатового цвета с номерами серии МЕБ и надписью «Подольск» на передних дверцах. После Московской Олимпиады все номера были заменены на старые, черные, но через год началась массовая замена черных жестянок на новые, белые. При этом частные автомобили получали номера, начинавшиеся с букв (например, а0001МО, а государственные - с цифр типа 0001 МОК. И, наконец, 30 июля 1993 года вышел приказ министра внутренних дел России Ерина о введении современных номеров, которые, кстати, изготавливались по аналогии с французскими. 

И еще одна небольшая деталь: до середины девяностых годов все номерные знаки изготавливались заключенными. 

На автомобиле из гаража Его Императорского Величества номеров не видно.
На автомобиле из гаража Его Императорского Величества номеров не видно.

 

 

ЛУЧШИЕ НОМЕРА - «КРИВЫЕ»! 

Первые серии специальных номеров в СССР появились еще в довоенные времена. Например, в 1939 - 1941 годах автомобили Красной Армии получили номера с буквой А и пятью цифрами. А номера правительственных автомобилей начинались с букв МА. Естественно, ни о каких способах установки правительственных номеров на частные машины и речи быть не могло. Равно как и в 1946 - 1959 годах, когда автомобили высокопоставленных чиновников получали московские номера серий МА, МЩ и ЭО. 

С шестидесятых годов появились новые серии номеров, которые давали возможность достаточно четко определить статус автомобиля, на котором они устанавливались. Например, Гараж особого назначения, обслуживавший первых лиц государства и других высокопоставленных персон, получил в свое распоряжение серию МОЛ. И в «черном», и в «белом» варианте эти номера, получившие в брежневские времена шутливую расшифровку «Мы Охраняем Леню», было невозможно ни купить, ни установить на частные автомобили. Равно как и правительственные номера серии МОС, про которые в народе даже сочинили одностишие: «В машину МОС не суй свой нос!» 

На самом деле машины первых лиц государства и большинства охраняемых лиц в те времена вообще не имели каких-то специальных номеров. Мы беседовали на эту тему с Юрием Ланиным, в прошлом начальником Гаража особого назначения. Он рассказал, что серия МОЛ в основном стояла на «Волгах», которые обслуживали руководство 9-го управления КГБ и семьи охраняемых лиц. Представители семейств считали престижным получить номер с нулями впереди. И получали. Руководство «девятки» использовало номера, начиная с 00-30 и дальше. 

ЗИЛ-111 с правительственными номерами образца 1959 года.
ЗИЛ-111 с правительственными номерами образца 1959 года.

 

 

Что же касается серии МОС, то она, по словам Ланина, была распределена по различным ведомствам. Черные номера образца 1959 года были и в ЦК КПСС, и в Совете Министров СССР. Их цифровая комбинация давала знающим людям понять, чья машина едет… А вот когда я спросил Юрия Павловича о том, какие номера использовались на машинах первых лиц и оперативном транспорте, он ответил следующее: «На этих машинах были самые незапоминающиеся, путаные номера, без всяких нулей или одинаковых цифр. Сначала, правда, они использовались только из «наших» серий типа ММА. Мы между собой называли их «кривые». К тому же примерно до середины восьмидесятых годов на основных машинах были зачастую только задние номера. Все это, конечно, относилось к сфере обеспечения безопасности. А по большому счету, мы могли использовать любые номерные знаки…» 

В шестидесятые - семидесятые годы появились и другие спецсерии. Например, московская милиция использовала номера серии МКМ, в КГБ использовались несколько серий типа ММА, ММБ, ММВ, ММГ, ММС и других. 

БЛАТНЫЕ НОМЕРА 

Именно в те времена появились так называемые блатные номера на частных машинах. Они, правда, крайне редко выдавались из спецсерий (я помню только «Волгу» нашего выдающегося хоккеиста Александра Якушева с буквами из «милицейской серии» и номера некоторых других игроков сборной СССР. Хоккеисты, которые в те времена были национальными героями, как правило, получали регистрационные знаки, напоминавшие номер, под которым они выходили на лед. У Александра Мальцева был номер 00-10 МОИ, у Валерия Харламова 00-17 ММБ, а вот молодому Владиславу Третьяку получить «двадцатку» поначалу не удалось, и его первая «Волга» была с черным номером 00-52 (по аналогии с 1952 годом рождения). 

После введения новых номерных знаков в 1980 - 1981 годах буквенные сочетания спецсерий в основном сохранились. Никаких специальных инструкций и тем более законодательных актов на эту тему не издавалось. Просто серии МОЛ, МОС, ММД, ММГ, МКМ и некоторые другие не выдавались теперь частникам. Исключением были космонавты, специально для которых была выделена серия ММО. Номер, как правило, соответствовал порядковому номеру полета. После пребывания на орбите они получали в подарок «Волги» вместе с номерами. А потом их перевешивали на следующие машины. У Валентины Терешковой, к примеру, был белый «Мерседес» с номером 0006 ММО, у Алексея Леонова машина с номером 0011, у Евгения Хрунова - 0015 и так далее. 

В восьмидесятые годы стало легче определять принадлежность автомобилей с номерами спецсерии МОС. К примеру, с цифр 04 начинались номера машин фельдъегерской службы, обслуживавших ЦК КПСС, с пятерки - инструкторов ЦК, с цифры 11 - министерские автомобили, с 16 - машины 4-го Главного управления Мин-здрава. Даже редакции популярных газет получили такие номера. Например, за «Московским комсомольцем», в котором мне приходилось работать, были закреплены машины 1430, 1431 и 1432 МОС. 

Президентский «Пульман» конца 90-х.
Президентский «Пульман» конца 90-х.

 

 

ОТ «ФЛАГОВ» ДО А***МР 

В смутные времена начала девяностых годов появилась необходимость в очередной реформе СССР, и поэтому единая система регистрации автотранспорта приказала долго жить. В начале девяностых годов изъяли серию МОС как связанную с ЦК КПСС, но «комитетовские» и «милицейские» серии оставались. Правда, они постепенно стали перекочевывать и на частные автомобили либо автомобили, принадлежавшие банкам, различным ООО и пр. Например, только вышедший из тюрьмы зять Брежнева Юрий Чурбанов ездил в середине девяностых на «Вольво» с номером серии МОЛ, который был оформлен на фирму «Росштерн». Что уж говорить о более состоятельных гражданах и организациях? 

Но настоящий расцвет блатные и просто «красивые» номера стали переживать с 1994 года, когда система регистрации в очередной раз была реформирована. Вот тогда и появились у нас первые официальные «не такие, как у всех» государственные регистрационные знаки. Думаю, что читатели «Комсомолки» еще помнят множество автомобилей, у которых вместо номера региона красовался большой флаг Российской Федерации. В приказе министра внутренних дел специально оговаривался порядок выдачи этих номеров: «Выдача регистрационных знаков… с изображением вместо кода региона регистрации и надписи «RUS» Государственного флага Российской Федерации осуществляется только аппаратом Главного управления ГАИ МВД России по особому распоряжению». 

Поначалу все благие намерения реформаторов соблюдались, и первая партия спецномеров была распределена следующим образом: серия А***АА была закреплена за Главным управлением охраны РФ, серия В***АА - за президентской администрацией, А***АВ - за правительством, а серия Р***АА - за региональными структурами. 

Сотрудники Госавтоинспекции поначалу необдуманно останавливали «флаговые» автомобили за нарушения и просто для проверок. Пришлось новому министру внутренних дел Куликову издать в марте 1997 года приказ МВД № 138, который прямо предписывал сотрудникам ГАИ «оказывать содействие в безопасном передвижении автомобилей с особыми государственными регистрационными знаками». Отныне даже без мигалок эти машины становились «неостанавливаемыми». Пять лет спустя, когда началась очередная кампания по борьбе с мигалками и спецномерами, новый министр внутренних дел Борис Грызлов отменил упомянутый приказ. После этого за центральным аппаратом МВД, кстати, была временно закреплена серия А***МР77. 

Но вернемся немного назад. В январе 1996 года вышло постановление российского правительства № 3 «Об упорядочении использования специальных сигналов и особых госзнаков на автотранспорте». Изменения в него вносились лихорадочно, иногда по нескольку раз в месяц, например 4 февраля, 14 февраля,

1 марта, 15 марта, 7 мая, 28 августа, 29 декабря 1997 года, 10 августа 1998 года… В результате количество спецномеров стало расти. Появились новые серии К***РР, А***АТ, Т***ТТфлаг. 

Особенно популярной у состоятельных и известных людей стала серия особых государственных знаков К***РР. Ее даже прозвали «Коммерческий резерв России». Первая сотня, правда, была выдана государственным структурам. Хотя с номером К033РР неоднократно видели машину Никиты Михалкова. А вот начиная с двухсотого… особые регистрационные знаки получили Газпром и «ЛУКОЙЛ», Сбербанк и Внешторгбанк, группа МОСТ, частные охранные предприятия и владельцы структур с Черкизовского рынка. Были введены «депутатские» серии, новые серии для регионов. И все это безобразие продолжалось до 1 февраля 2007 года, когда все «флажки» были отменены. Бывший начальник ГОНа Юрий Ланин, кстати, оценивал затею с выдачей «флаговых» номеров как противоречащую нормам обеспечения безопасности. «Номера охраняемых лиц должны быть самыми неприметными, - сказал он. - Правильно, что все эти «флажки» изъяли и порезали!» 

Во время зарубежных визитов на автомобилях советских лидеров иногда стояли местные номера.
Во время зарубежных визитов на автомобилях советских лидеров иногда стояли местные номера.

 

 

НЕПРИКАСАЕМЫЕ 

А вот для должностных лиц была выделена (неофициально) серия А***МР97. Сейчас это единственная «неприкасаемая» серия номерных знаков, не относящаяся к спецслужбам. Примерное распределение номеров таково: 25 номеров - правительство РФ, остальные - в МВД, ФСБ, прокуратуре и Следственном комитете, с десяток номеров есть у руководства Госдумы, по нескольку штук получили управление делами президента, Совет Федерации, МИД, МЧС, ФСИН… Купить эти регистрационные знаки невозможно, так что если вы, уважаемые читатели, видите подобный номер, то можете быть уверены, что в машине едет «тот, кто надо». 

Еще несколько серий номеров, которые формально не дают никаких преимуществ в передвижении (если едут без спецсигналов, конечно), в разных регионах закреплены за Федеральной службой охраны. Но ни один человек вам этого никогда не подтвердит. В столице это номера Е***КХ. Номера эти никогда никому не продаются, их водители обычно тщательно соблюдают правила, и за всем служебным транспортом ФСО установлен тщательный контроль. Кстати, многим, видимо, памятна не столь уж и давняя история о том, как была раскрыта банда изготовителей спецномеров-«двойников» и документов к ним. Жулики изготавливали копии номеров реально существующей машины, готовили «пакет документов» - от разрешения на спецсигналы и до поддельных служебных удостоверений. Затем все это хозяйство продавали за сумму от 30 до 100 тысяч долларов. Оставалось только подобрать под номера и документы модель машины и спокойно ездить, не обращая внимания на гаишников. И все сходило бандитам с рук, пока они не изготовили «двойника» автомашины ФСО. Не буду раскрывать все секреты спецслужб, но их совместными усилиями машина была вычислена, а потом были выявлены, задержаны и осуждены несколько десятков участников преступной группы. 

ПОЧТИ НЕДОТРОГИ 

А теперь о сериях «околоспециальных». Скорее всего, инициатором их появления в 1994 году стал начальник Главного управления ГАИ МВД РФ Владимир Федоров. В Москве, как утверждают, была запланирована выдача номеров серии О***ОО77 для машин спецслужб. Но чекисты решили, что лучше иметь неприметные серии, и «три Ольги» (так их зовут гаишники) «зависли». После некоторого раздумья Главное управление ГАИ МВД стало выдавать эти номера особо приближенным к власти. Сам Федоров получил на собственную «Ниву» номер О070ОО77, а на «Жигули» - О100ОО77. Любопытна судьба номера О070ОО, который перекочевал сначала на «Гелендваген» Федорова, а затем на «Бентли» некой дамы… Начальник уголовного розыска Владимир Колесников в те времена поставил на личную «Волгу» номер О003ОО77, а президент России Борис Ельцин скромно зарегистрировал BMW 750 (серый, как у Джеймса Бонда) с номером О065ОО77. 

Такие номера получили члены общественного совета ГАИ, в том числе их установил на две свои машины мой коллега, в то время генеральный директор газеты «Совершенно секретно» Петя Гладков. Другой мой приятель, Эдик, руководивший овощной базой, а потом торговавший цементом, тоже получил на свою BМW 730 «три Ольги» и заламинированную картонку, свидетельствующую о близости к ГАИ. В общем, идея выделить псевдоспецномера нашла в массах широкий отклик. Не могли остаться в стороне от процесса и московские власти. Правительство Москвы получило доступ к серии А***МО с кодами региона 77 и 99. 

Несколько сотен таких номеров были закреплены за мэрией, остальные установили на личные машины друзья и родственники Юрия Лужкова и других руководителей города. Некоторые серии, которые поначалу принадлежали силовикам, такие как «три Семена» или «Три Анны», со временем стали доступными для известных или очень состоятельных граждан. Например, номер А001АА77 был закреплен за BМW бывшего президента Адыгеи Хазрета Совмена, табличка с сочетанием А001АА97 стоит на «пульмане» Аллы Пугачевой, а ее бывший супруг Филипп Киркоров получил в свое время регистрационный знак А777АА97… 

В КАЖДОЙ ИЗБУШКЕ СВОИ ИГРУШКИ 

В каждом регионе есть свои «неприкасаемые» номера. Где-то они похожи на московские, где-то придумывают свои «суперсерии». Но что ни делают, количество таких номеров не уменьшается, только изредка они начинают попадать обычным гражданам. Летом 2008 года были внесены изменения в правила регистрации транспортных средств. Ими запрещено резервирование отдельных серий или сочетаний символов. Все это, чтобы искоренить коррупцию в милицейских рядах. Ну а побочным эффектом, как считают разработчики изменений, будет снижение значимости «красивых» номеров. 

P.S. Эти, безусловно, замечательные идеи напомнили мне, однако, попытки борьбы с блатными номерами в конце 80-х годов, когда в Москве все номера, начинавшиеся с трех нулей, устанавливали на машины инвалидов - как правило, «Запорожцы» с ручным управлением. В других регионах они ставились на мусоровозы, ассенизаторские машины. А потом «красавцы с нулями» постепенно перекочевывали на автомобили коммерсантов, бандитов и прочих желавших выделиться граждан. Кто-то из древних мудрецов заметил, что вода всегда найдет себе дырочку, даже камень она точит. А человек-то при желании может вообще горы свернуть. Особенно у нас в России…

загрузка...
загрузка...

Политика

 Назовите Мукачев : соцсети  закипели  после переименования Мукачеве в Мукачево
"Назовите Мукачев": соцсети "закипели" после переименования Мукачеве в Мукачево 129

В украинской транскрипции название писали как "Мукачеве", теперь нужно "Мукачево". Некоторым показалось, что название не украинизировали, а наоборот "русифицировали".

ООН обвинила Беларусь в  политике широкомасштабных репрессий
ООН обвинила Беларусь в "политике широкомасштабных репрессий" 37

Организация указала на многочисленные нарушения прав человека.

Адвокат Корбана возмущен действиями Соколенко и других "хозяев" 109

Известный адвокат Алексей Шевчук возмущен позорным поведением общественных активистов Натальи Соколенко, Виталия Титича и других членов Общественного совета добродетели при Высшей квалификационной комиссии судей Украины.

Происшествия

 Исламское государство  взяло на себя ответственность за теракт в Манчестере
"Исламское государство" взяло на себя ответственность за теракт в Манчестере 131

Боевики планируют совершить новые атаки.

Елизавета II назвала теракт в Манчестере  актом варварства
Елизавета II назвала теракт в Манчестере "актом варварства" 105

Жертвами трагедии стали 22 человека.

Сумская таможня скормила мышам 2 тонны грецких орехов
Сумская таможня скормила мышам 2 тонны грецких орехов 366 2

Мытари утверждаю, что грызуны уничтожили весь дорогой продукт, который изъяли у нарушителей.

Экономика

Когда появятся доступные кредиты
Когда появятся доступные кредиты 7

По словам экспертов, ставки в банках остаются высокими.

Снятие моратория на продажу сельхозземель – это восстановление исторической справедливости 372 1

Возможность свободно распоряжаться своей землей позволит разблокировать ущемленные права почти 7 млн человек и восстановить историческую справедливость.

Руководитель Одесского порта стал долларовым миллионером – СМИ 425

Руководитель Одесского морского торгового порта Игорь Ткачук является долларовым миллионером, при этом само предприятие за время его руководства стало едва ли не банкротом.

Общество

Укрзализниця потратила на поддержку своих структур на оккупированных территориях более 680 млн грн
Укрзализниця потратила на поддержку своих структур на оккупированных территориях более 680 млн грн 70

ПАО "Укрзализныця", под руководством поляка Войцеха Балчуна, потратила на содержание своих подразделений на оккупированной территории более 680 млн грн.

Высокая блондинка из Черкасс стала сенсацией в традиционной китайской школе
Высокая блондинка из Черкасс стала сенсацией в традиционной китайской школе 663

Место учительницы английского в Поднебесной девушка нашла через соцсети.

9-летний Сережа:  Помню грохот, взрыв, а потом стало больно
9-летний Сережа: "Помню грохот, взрыв, а потом стало больно" [фото] 576

Из-под обстрелов в больничные палаты: в Запорожье приехали лечиться дети из "серой" зоны.

Светская хроника и ТВ

Полет Воробья и белокурое привидение для акушерки
Полет Воробья и белокурое привидение для акушерки 264

На этой неделе в прокате: продолжение веселой пиратской саги и французская мелодрама о жизни двух почтенных дамочек.

Как центральные каналы восприняли закон об украинизации ТВ
Как центральные каналы восприняли закон об украинизации ТВ 2249 1

"КП" в Украине" собрала комментарии "1+1", "Интера", СТБ и Нового канала.

 Интер : Закон об украинизации ТВ нанесет серьезный вред телевидению
"Интер": Закон об украинизации ТВ нанесет серьезный вред телевидению 495 1

На канале, где довольно много русскоязычного контента, выступили против принятых депутатами инициатив.

Спорт

Милевский  осуществил трансфер  в сериал
Милевский "осуществил трансфер" в сериал 279

Образ главного героя "Не могу забыть тебя" уж больно похож на одиозного форварда, выступавшего за "Динамо" и сборную Украины.

Бывший президент  Барселоны  задержан по подозрению в отмывании денег
Бывший президент "Барселоны" задержан по подозрению в отмывании денег 60

Правоохранители расследуют доходы, полученные от прав на трансляцию.

Шевченко вызвал на матч против Финляндии двух дебютантов
Шевченко вызвал на матч против Финляндии двух дебютантов 286

Главный тренер сборной Украины объявил список из 23 игроков, которые будут готовиться к отборочному матчу ЧМ-2018