Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Молодая учительница: «Я ненавижу школу за коррупцию и хамство!»

Молодая учительница: «Я ненавижу школу за коррупцию и хамство!»
Фото: Педагогическое сообщество ругало сериал «Школа» (на фото - кадр из фильма). Но в жизни все так же, если не хуже.

Инне 28 лет. Маленькая, хрупкая, большеглазая девушка тургеневского типа. У нее даже хрестоматийная вязаная «учительская» шаль есть. А вот напора и хорошо поставленного голоса нет. Не нажила. Потому что в школе успела проработать всего несколько лет. За которые абсолютно и бесповоротно разочаровалась в современной образовательной системе и в большинстве своих коллег. 

Записывая в перерывах между занятиями свои наблюдения за школьной жизнью, через некоторое время Инна поняла, что эти записи могут стать книгой. Шокирующе откровенной, полной вопиющих случаев хамства, неуважения и стяжательства, процветающих в системе образования. 

Вскоре Инна из школы уволилась. И она напечатала книгу «Ненавижу школу!» под псевдонимом ZINNA. Книга вызвала такой шквал обсуждений, что мы не могли пройти мимо. Мы встретились с Инной Завалишиной, и она рассказала, за что же так ненавидит современную школу.  

«Элитная школа - это только вывеска» 

- Знаете, каким было мое первое впечатление о государственной школе? Я сразу увидела, что ученики ненавидят мой предмет, ненавидят учителей и вообще школу...

- Ну как же так? Это же элитная школа с языковым углублением?

- Да. Но это только вывеска. Качество образования очень низкое. Ужасная текучка кадров. Из-за того, что в государственной школе очень плохие условия работы. Человек приходит, и у него ничего нет - ни учебников, ни словарей. Все вынуждены покупать на деньги родителей. А родителям это не нравится. Директор же полностью снимает с себя ответственность - выкручивайтесь как хотите. 

Кроме того, многим учителям не выделяют кабинет для работы. Хватает их тем, кто в личных друзьях у директора, и тем, кто берет классное руководство. Получается, что учителя берут классное руководство не для того, чтобы детьми заниматься, а для того, чтобы кабинет получить. 

Плюс конфликты с администрацией. Тех, кто не молчит, а пытается выяснить, почему у нас нет того или этого, директор откровенно посылает. Ну, человек год поработает, два потерпит, а потом уходит. При этом он думает: «Ну, наверное, мне просто не повезло с этой школой. Я найду себе получше». Но, как выясняется, кругом точно такая же картина. Вот и получается, что учителя бегают с места на место. Как можно нормально выучить детей, когда у них каждый год меняются учителя! Детям все это смертельно надоедает, и к середине школы они уже ненавидят учебу. 

Для многих детей учитель - это враг. Это их ответная реакция на враждебное отношение к ним учителей. Учителя не любят детей. Для большинства из них дети - это непослушные, бестолковые существа, которых надо как-то надрессировать. И весь процесс обучения к этому сводится. 

- Но ведь это не новость. Такие учителя выведены даже в хрестоматийном «Доживем до понедельника»...

- Да, но раньше процентное соотношение было другим. Раньше было где-то 50 на 50. А теперь-то - 90 на 10! 90% нынешних учителей такие! И только 10% пытаются работать по-другому. Система образования гнилая насквозь. Корень зла - в руководстве школ и руководстве высшего уровня. Директорам плевать, какие у них школы и какие профессионалы у них работают. Они окружают себя лицемерами, шестерками, которые доносят на учителей, на детей, на родителей. Это такая клоака! 

- Но директора-то не с неба валятся. Это такие же бывшие учителя... 

- Да. Но назначают директора все равно сверху. В органах управления образованием сидят свои коррупционеры, которым нужен такой же директор, как они, - обслуживать все их распилы бабла на бесконечные неработающие, ненужные программы, проекты, инновации. 

Вот возьмем бюджет. Они же не спрашивают ни у учителей, ни у родителей, что им необходимо. Они навязывают какое-то оборудование, которое никому в реальной школе не нужно. На нем накручиваются бешеные деньги, которые они кладут себе в карман. А на то, что нужно, в бюджете ничего не остается. Вот на элементарный ремонт. Вы заметили, что он часто делается за счет родителей-спонсоров? А ведь под него должна быть заложена статья в бюджете!  

«Из педагогов делают проституток» 

- Кстати, вы знаете, что происходит с детьми спонсоров школы? Они в лучших классах, им завышают оценки. И все завышают, все! Потому что если этого не делать, то возникнут проблемы с завучем и директором. Та же история с детьми чиновников. Руководство таким образом делает из учителя проститутку! Я, когда впервые с этим столкнулась, спросила у других учителей: «Как вы можете?!» И не оказалось ни одного человека, который бы заявил: «Я не буду завышать оценки». В школе вообще нет никаких принципов - ни профессиональных, ни нравственных. 

А ведь дети не дураки. Они все видят. И это еще одно очко в корзину их нелюбви к школе. Дети не могут уважать учителя, который по нормальным меркам морали ведет себя подло, малодушно. Дети, конечно, сейчас не сахар. Я видела, что они на уроках чуть ли не ноги кладут на стол и матом кроют учителя. Я сначала возмущалась. А потом... Проходит месяц-два. Я узнаю этих детей лучше. Они узнают меня: что я нормальный человек, со мной можно общаться, у меня на уроках интересно. И дети меняются на глазах. Они перестают быть хамами и хулиганами. Они, оказывается, нормальные дети - не придурки, не отморозки, как считают многие учителя да и обыватели. 

- Инна, а что делать-то?

- Нужно начать с самого верха. Выгнать коррупционеров и приспособленцев. Проблема же именно в системе. Многие из учителей в своей обычной жизни - нормальные люди. Но, когда они переступают пороги школ, они тут же превращаются в формалисток, в карьеристок, в детоненавистниц. Придя из института в школу, человек портится на глазах. Он приходит добрым, а потом озлобляется. Он приходит активным, он хочет и это, и то, а через год-два он уже ничего не хочет. Это система превращает их.  

СПРАВКА «КП» 

Инна ЗАВАЛИШИНА окончила Московский государственный лингвистический университет (бывший им. Мориса Тореза). По специальности - юрист-международник. Работала в детском саду, в частной и государственной школах с углубленным изучением иностранного языка. Сейчас преподает английский и французский языки в частных языковых центрах.  

ОТРЫВКИ ИЗ КНИГИ

* «Родительский фонд - это ноу-хау современной госшколы. Все сугубо официально - никакой коррупции! Официальный счет в банке, регулярная отчетность на бумаге... Эти отчеты иногда даже вывешиваются при входе в школу, пожалуйста, читайте, кому интересно. Я почитала, и у меня волосы дыбом встали. Чего там только нет: и на уборку (это та уборка, которую я сама и другие учителя делали вынужденно и бесплатно, иногда с привлечением детей), и на «услуги по содержанию мебели» (а это вообще что такое, кто-нибудь знает?), и на ремонт (это тот ремонт, который учителя делают за счет какого-нибудь состоятельного родителя), и на кучу оборудования, которого я в помине в школе не видела и даже не слышала о многом из этого (как, например, «тележка для папок» в бухгалтерию - можете себе представить такую финансовую деятельность в школе, чтобы бухгалтеру была необходима специальная тележка для катания папок за тысячу долларов?)...» 

*«Клановость и кумовство цветут пышным цветом. Свои люди помогают удерживать власть, избавляться от неугодных и тихонько пилить себе в семейный карман бюджетные и спонсорские бабульки. Сицилия отдыхает...

…Я как-то пришла устраиваться на работу, заручившись хорошей рекомендацией. Работу я не получила, и это связано именно с тем, о чем я нечаянно узнала, случайно разговорившись с коллегами из этой школы. Бессменным директором уже много лет работает один человек. А ее сын теперь работает завучем школы. А у сына директрисы оказалась еще любимая теща, которая обосновалась там завучем по иностранным языкам и, в свою очередь, окружила себя своими родственниками и подругами...» 

А КАК У НАС

«Все зависит от директора»

Мы опросили порядка десяти украинских учителей. Как выяснилось, в наших школах ситуация практически не отличается. Но при этом педагоги уверены, что не стоит чесать все школы под одну гребенку. Вот типичные ответы преподавателей. 

- Все зависит от директора, - говорит Елена, молодая учительница одной из киевских школ. - И не важно, престижная это гимназия или обычная школа. Если директор на своем месте - и родители довольны, и дети получают знания, и учителя на жизнь не обижены. Что касается завышений оценок детям спонсоров, так это всегда было, даже в советские времена…

Более охотно обо всех прелестях школы рассказывают те, кто уже там не работает и возвращаться не собирается.

- Мой стаж работы в школе небольшой, - рассказывает бывший педагог Юлия Логвиненко. - После окончания педагогического колледжа я проработала в гимназии год учителем младших классов. Мне очень повезло, ведь я сама выпускница этой школы. Мама договорилась с директором, естественно, не за «спасибо». Хотя мои одногруппники с красным дипломом обили пороги всех городских школ, но мест для них не оказалось. Учителям младших классов с работой сложнее всего. Ведь почти половину мест сейчас занимают пенсионеры. Есть вакансии только в селах.

Но долго я в школе не продержалась. Я не смогла спокойно смотреть, как состоятельные родители калечат своих детей, давая понять, что в этой жизни они могут купить все: куклу, машину, дружбу, любовь… Сейчас я работаю няней в одной американской семье в Нью-Йорке. 

Анна ЦЯЦЬКО.