18 апреля

Ученые придумали, как уничтожить Марс

Фото: Марс атакуют? Фото с сайта esa.int.
В знаменитой книге фантаста Герберта Уэллса "Война миров" марсиане погибают на Земле из-за местных вирусов, которым их организмы не могли противостоять. Теперь ученые решили отправить бактерии прямо на спутник Марса, Фобос.

Эксперимент по доставке земных бактерий к Фобосу и обратно на Землю на борту российской межпланетной станции "Фобос-Грунт" может привести к попаданию земных микроорганизмов на Марс и необратимым последствиям для его "экосистемы", считает Барри ди Грегорио, почетный сотрудник Центра астробиологии в британском Кардиффе и глава Международного комитета против миссии по доставке образцов с Марса, передает rian.ru

Вместе с российским зондом, запуск которого запланирован на ноябрь 2011 года, отправится капсула с земными организмами - около 60 образцов бактерий, животных (микроскопических ракообразных) и растений. Когда "путешественники" вернутся на Землю, ученые смогут выяснить, как повлиял на них трехлетний полет в межпланетном пространстве. В частности, это позволит получить новые аргументы за или против гипотезы панспермии - возможности переноса жизни через космическое пространство.

Ди Грегорио резко выступает против подобных экспериментов, заявляя, что таким образом "уникальный талант" человека загрязнять окружающую среду выходит за пределы нашей планеты.
В статье, опубликованной во вторник в британском журнале New Scientist, лидер ICAMSR напоминает, что все космические державы в 1967 году подписали "Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства". Этот документ, в частности, предписывает исследовать космическое пространство, Луну и другие небесные тела, "таким образом, чтобы избегать их вредного загрязнения". Первые межпланетные аппараты действительно тщательно стерилизовались, однако затем этой процедурой стали пренебрегать.

"Согласно оценкам, около 1 триллиона спор микробов с космических аппаратов уже было рассеяно в окрестностях Марса", - заявляет ди Грегорио, ссылаясь на исследование, опубликованное в 2005 году в журнале Advances in Space Research.

По его мнению, российская миссия "Фобос-Грунт" опасна вдвойне, поскольку в межпланетное пространство впервые отправятся не споры, а живые микроорганизмы. "Если это не прямое нарушением договора об исследовании космоса, то что тогда это?", - спрашивает он.

Ди Грегорио полагает, что риск катастрофы космического аппарата, который может разбиться на поверхности Марса и выпустить на "волю" земные микроорганизмы, исключительно велик: из 38 аппаратов, отправленных на Марс, достигли успеха только 19. По меньшей мере три разбились при посадке.