Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Как создавалась легенда по имени Мессинг

Как создавалась легенда по имени Мессинг

Убил ли он Сталина

Что только про него не пишут! Смерть Гитлера предсказал, гибель космонавта Комарова, дату конца Великой Отечественной. Да что предсказанья! Телепат-невидимка в марте 53-го проник на дачу Сталина и нанес вождю смертельный энергетический удар, чтобы предотвратить процесс над еврейскими врачами-отравителями. Бред? Своими глазами читал недавно. И то ли еще будет! Уж больно заманчивая фигура для разных россказней! Не зря его открыто называют самым закрытым агентом НКВД - КГБ. «Личное дело кудесника до сих пор находится под строгим запретом разглашения и хранится в архиве Лубянки с грифом «Совершенно секретно»... Доступ вряд ли когда-нибудь будет открыт, и... правду о Мессинге мы вряд ли узнаем», - утверждает питерское издательство «Вектор». А посему маразм будет крепчать.

С другой стороны, ширится поток «разоблачений», будто бы Мессинг не обладал никакими сверхъестественными способностями. Так, дешевый фокусник! Под раздачу попал и легендарный журналист «Комсомолки» Михаил Хвастунов (Михвас, как звали его коллеги.) История тоже интересная. Скажем прямо: не будь Михваса, страна сегодня не знала б Мессинга. Ведь источник бурного потока современных книг, фильмов, статей один - мемуары ясновидца, записанные журналистом «КП» почти полвека назад.  

Как появились мемуары

В ноябре Хвастунову исполнилось бы 90. Его жена Галина Терехова согласилась впервые открыть историю взаимоотношений журналиста и ясновидца, чтобы положить конец домыслам. 

- Галина Ивановна, пишут, что Михвас затащил Мессинга на дачу, неделю пытал насчет биографии. Поняв, что жизнь телепата сера и уныла, сочинил байки про его встречи с Эйнштейном, Фрейдом, Сталиным, другими знаменитостями, про личную вражду Гитлера и т. д... 

- Знаю я эти небылицы. Все было совершенно иначе. Муж выпустил в солидном издательстве «Советская Россия» серию научно-популярных книг «Человек и Вселенная». Жанр тогда очень востребованный. В 63-м его там попросили записать мемуары Мессинга. Так Вольф Григорьевич появился у нас в доме на Беговой. Он уже отверг двух журналистов, которых предлагало издательство. Хвастунов был третьим.

- А кем тогда был Мессинг?

- Простой артист оригинального жанра. Заслуженного артиста РСФСР дали в 70-х, перед смертью. Гастролировал по Союзу с «психологическими опытами по чтению мыслей зрителей». 

- Как прошла встреча?

- Друг другу понравились. Мужа заинтересовали феноменальные способности артиста. Тот стал часто бывать в нашем доме. К нам постоянно приходили ребята из отдела науки «Комсомолки», ученые, переводчики, поэты. Мессингу льстило их внимание. У него была фишка: когда расходились поздно, объявлял, с какой стороны улицы появится свободное такси. И всегда угадывал! Я как-то спросила: «Вольф Григорьевич, а почему не ездите общественным транспортом?» - «Галочка, меня могут толкнуть в троллейбусе, наступить на ногу, я рассержусь на человека. И ему будет плохо. Не хочу, чтобы люди из-за меня страдали». В этом был весь Мессинг! 

Не предсказывал плохое

- Фильмы о нем не имеют ничего общего с реальным Вольфом Григорьевичем - большим добрым ребенком, жившим в своем мире ощущений, предвидений. Охотно предсказывал будущее. Но не говорил ничего плохого: когда человек заболеет, потеряет близких, сам умрет. Хотя и видел трагичное, по его словам. Это было его кредо: только положительная информация. Когда получишь повышение по службе и тому подобное.

- Вам что-то предсказывал?

- Как-то спросил: «Почему вы в Москве сидите, Галя, здесь так жарко и душно? Поезжайте на дачу!» Я была беременна, страдала от жары, но боялась покидать столицу - тогда же нельзя было вызвать «Скорую» в случае родов по мобильному. Он не спросил, когда мне рожать. Думаю, даже не знал, сколько времени женщина вынашивает ребенка. Своих-то детей никогда не было. Походил вокруг, прикладывая руку ко лбу, закатывая глаза. Он любил театральность. Потом повернулся ко мне: «Не бойся, поезжай на дачу. Но 26 сентября возвращайся!» Я провела на даче в Барыбине месяц. Вернулась 26-го. А утром 27-го родилась Олечка. Муж еще не успел дозвониться до роддома, узнать, что и как, а Вольф поздравил его с дочкой. Как узнал?

Михаил Хвастунов с Оленькой. Ее-то и хотел удочерить, сделать королевой друг семьи Вольф Мессинг. 1968 г.

- Может, звонил в роддом?

- Нет. Дар был у него. Потом у меня появились проблемы, как у многих кормящих матерей, когда малыши кусают грудь. Михвас ему пожаловался: у Гали температура поднялась, как бы заражение не случилось. «Ничего не будет!» - ответил тот. 

Мессинг часто приезжал к нам, когда Оля была маленькой. С умилением глядел на нее. И однажды попросил: «Подарите мне ее». Я рассмеялась: «Вольф Григорьевич, зачем она вам?» - «Вы же знаете, у меня очень большое наследство. А оставить некому. Она будет королевой!» Мессинг действительно очень много зарабатывал.

Но я до сих пор жду, когда Оля станет королевой. Потому что верю в его предсказания. Смешно, но это так.

- Как долго шла работа над мемуарами?

- Два года. Они  много  общались. Михвас все записывал от руки, придавал литературную форму. Машинистки печатали. Соавторы обсуждали текст, правили. Это не сочинение Хвастунова, а мемуары Мессинга от первого лица! Таково было условие договора издательства. Муж ничего не придумывал. Разве что вложенные в уста Мессинга рассуждения о сверхъестественных явлениях, ясновидении принадлежат Михвасу. Тут уж его любовь к науке победила. Что касается фактов биографии, это все к Мессингу. Почему муж не проверял их? Ту же встречу со Сталиным? Кто бы его допустил в секретные архивы? Вы помните, какое время было? Вольф приносил пожелтевшие от времени газеты на немецком и польском языках. В них описывались случаи из его жизни в Польше, Германии. Они внимательно изучали статьи. Если их можно считать каким-то подтверждением, пусть будут. Но, повторяю, Михвас был не расследователем, а литобработчиком. Книга называлась «Вольф Мессинг. О САМОМ СЕБЕ». И лишь в самом конце мемуаров стояло: «Литературная запись Михаила Васильева. 1964 - 1965 гг.». 

Знаменитый телепат, ясновидец в жизни и в кино. 

Бриллиант на шее

- Была одна интересная история с компетентными органами, - вспоминает Галина Ивановна. - Мессинг носил большой роскошный бриллиант. В мешочке на шее. И только перед выходом на сцену надевал кольцо на палец. Нам показывал, объяснял, мол, это атрибут артиста. В зале полумрак, а со сцены - ослепительный алмазный блеск, завораживающий зрителей. Когда в 1974-м у артиста случился удар, т. е. инсульт, приехала «Скорая». Мессинга отвезли в больницу. Там он и умер. А бриллиант пропал. Врачи присвоили, или еще кто... Органы знали о драгоценности, начали расследование. Мужу звонил следователь. Фамилию его запомнила - Дейнека.

- Что, и Хвастунов попал под подозрение?

- Да нет, он с Дейнекой этим ездил в Алмазный фонд. Осматривал все знаменитые бриллианты России, хранившиеся там, чтобы на их основе составить «словесный портрет» драгоценного камня Мессинга. Какая величина, огранка, цвет. Нашли бриллиант или нет, не знаю.

А в 78-м умер и Михаил Васильевич. Тоже инсульт. Опять позвонил следователь Дейнека: «Говорят, у вас дома есть неопубликованная глава книги про ясновидение Мессинга. Не могли бы мне ее передать на время?» Прислал курьера, я отдала. Через довольно продолжительное время стала беспокоиться о ее судьбе. Позвонила, мне ответили, что следователь Дейнека умер. Так что оригинал пропал. Может, где-то в архивах прокуратуры до сих пор хранится или выбросили давно. Но в перепечатках глава сохранилась. И только в 1990-м друг Михваса Рэм Щербаков, талантливый журналист, кандидат технаук, постоянный участник посиделок с Мессингом на Беговой, смог полностью опубликовать мемуары. Спустя четверть века после их написания. Сама книга ныне - библиографическая редкость. Но она-то и породила новую волну интереса к позабытому телепату, стала источником для фильмов, романов, повестей, статей о легенде ХХ века. 

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Ольга ХВАСТУНОВА: «Обидно за папу!»

Малышка, которую хотел «удочерить» Вольф Григорьевич и сделать королевой,  выросла. Стала журналисткой, как папа и мама. Одно время тоже работала в «Комсомольской правде». К юбилею отца создала сайт www.hvastunov.ru

- Странным образом наша семья по-прежнему связана с Мессингом, - рассказывает Ольга. - Мой старший брат -  доктор биологических наук Рюрик Хвастунов. У него более полутора сотен работ, изобретений по очень сложным темам, которые я и выговорить-то не могу. Одну статью он посвятил... разоблачению сверхъестественных способностей Мессинга. Второй брат, профессор Михаил Голубков, автор учебников по современной литературе, написал конспирологический роман «Миусская площадь». Один из героев - Мессинг.

- Ну а твой вклад в семейную мессингиану?

- О Вольфе Григорьевиче вышло с десяток книг  в последнее время. В основном  - переписанная книга Михаила Васильева. Для меня самое обидное не столько то, что переписывают папину книгу, не затрудняясь даже сослаться на нее, а то, что вокруг его имени наплетено множество вранья.