Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

Украинка, сбежавшая из рабства в России: «Нас заставляли бесплатно работать с утра до ночи. И постоянно били»

Украинка, сбежавшая из рабства в России: «Нас заставляли бесплатно работать с утра до ночи. И постоянно били»
Фото: Бывшая пленница Зита сейчас зарабатывает в ростовском совхозе на дорогу домой.

Новый скандал раскручивается вокруг кущевской банды. В отношении Надежды Цапок, матери лидера группировки, возбудили уголовное дело по статье «мошенничество». За то, что, будучи владелицей сельхозфирмы «Артекс-Агро», она незаконно получила из бюджета субсидию по нацпроекту, представив липовую справку. Теперь к этому делу может добавиться еще одно - за незаконное лишение свободы 15 граждан Украины. Фактически их держали на положении рабов на цапковской ферме. Той самой, которую кубанские чиновники именовали «одним из лучших фермерских хозяйств России».

Об этом стало известно, когда в генеральное консульство Украины в Ростове-на-Дону обратились две женщины, сумевшие сбежать от Цапков. На ферму они попали, купившись на обещанную зарплату в 300 долларов.

Нам удалось найти одну из бывших невольниц, 32-летнюю Зиту Вайс.

- Ужас начался сразу, едва нас привезли на этот хутор Павловский, где находится ферма, - рассказывает она. - Сразу забрали паспорта - якобы для оформления регистрации. А уже на следующее утро отправили работать. Там мы не просто вкалывали без продыха несколько месяцев. Над нами издевались! Однажды мне приказали углубить яму и дали самую маленькую лопату - мол, не было большой. А Хряк (Николай Шевченко, доверенное лицо Цапков, контролировавший работу наемных трудяг. - Авт.) потом все-таки отыскал большую. И со всей силы бросил в яму лезвием вниз прямо в меня. В спину попал, потом рана болела очень сильно.

Доставалось всем. Били, как говорит Зита, просто так, если хоть что-то надсмотрщикам в их работе не нравилось. В ход пускали все, что попадется по горячую руку. Как-то Хряк взъелся за мелкую оплошность на двоюродную сестру Зиты и врезал ей по лицу так, что у несчастной сережки из ушей выскочили. Девушка после этого долго не могла ходить.

- Сестра на них два года пахала! - продолжает Зита. - А что ей было делать? Паспорта забрали, денег не платят. И ни одного дня отдыха. Так за день выматывались, что, когда приходили в барак, просто валились с ног. В семь утра подъем, быстро собирались, и нас везли работать - то на ферму, то семечки грузить в машины. Возвращались обратно уже в темноте. В двенадцать ночи бывало...

Жили впроголодь. Мыться водили в баню, но там зачастую не было даже горячей воды.

- На ночь нас запирали на замок, а потом даже соорудили вокруг барака высокий забор, - рассказывает бывшая невольница. - Мы со Светой Борка, тоже девушкой из Закарпатья, пробовали дать деру, да куда там! Догоняли, швыряли в машину и привозили обратно. И бригадирша Марина всегда меня сильно избивала, за волосы таскала.

Наконец Зита сумела ночью вылезти в окно, открыла запертую снаружи дверь и сбежала вместе со Светой.

- До Ростова шли пешком (больше семидесяти километров. - Авт.) несколько дней. Прятались по лесопосадкам, шарахались от любой машины: думали, за нами погоня. Попутки нас не брали - грязных, худых, без денег...

В Ростове пришли в консульство. У тамошних чиновников буквально волосы встали дыбом от этой истории. И. о. генконсула Украины направил письмо начальнику МВД Южного федерального округа, потребовал освободить остававшихся в «Артекс-Агро» людей.

- Туда отправили милицию, нас взяли с собой, - вспоминает Зита. - Приехали, а наши семечки грузят в «КамАЗ». Те самые, которые потом в желтых пакетиках везде продают, я в ларьке видела... Пока милиционеры разбирались, переписывали фамилии, приехала сама Цапчиха (Надежда Цапок. - Авт.) и начала кричать: чего вы, мол, сюда приперлись? Я знать не знаю этих людей, впервые вижу. И позвонила кому-то по мобильному: тут, кричит, из Ростова какие-то менты явились - в чем дело?!

Вскоре приехали еще сотрудники милиции - уже краснодарские. Защищать Надежду Алексеевну от «пришлых» прибыл лично Александр Ходыч, ныне арестованный начальник местного отдела по борьбе с экстремизмом. Но, узнав, с кем имеет дело, тут же забрал своих людей и умчался прочь.

Паспорта пятнадцати украинцам вернули здесь же. Однако ни одного дела так тогда и не возбудили - бывшие рабы отказались писать заявления.

- Некоторым из освобожденных Цапки даже заплатили. Правда, не знаю, сколько им сунули. Мне не дали ничего и отобранный мобильник не вернули. Я даже не могла позвонить матери - номер не помнила! Семья там в Украине с ума сходит! - расплакалась Зита. - Ростовская подруга Светы помогла мне устроиться в пригородный совхоз дояркой, вот сейчас зарабатываю на дорогу домой. Спасибо, «Комсомолка», что вы меня нашли и помогли связаться с родными...

Вчера мы позвонили матери Зиты и сообщили, что ее дочь жива и скоро вернется домой.

Депутат Геннадий Гудков: «Кущевская - даже не диагноз, а приговор!»

Что на самом деле стоит за резней в кубанской станице

- Сегодня на Кущевскую внимание не только в России, - утверждает зампредседателя Комитета Госдумы РФ по безопасности, заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» Геннадий Гудков.