Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
17 апреля
Загрузить еще

Учебник истории калечит сознание украинских школьников

Учебник истории калечит сознание украинских школьников
Фото: - Я и в старших классах с букварем не расстанусь. Другим учебникам доверия нет.

«Минус» политика, «плюс» человечность

Впервые мнение по поводу учебников и вообще школьного курса истории высказали их главные читатели - ученики. Общественная организация «Европейская исследовательская ассоциация» (ERA) провела опрос среди ребят из 7-11-х классов, их родителей и учителей в разных регионах Украины. Как выяснилось, большинство старшеклассников считают историю интересным предметом, остальные воспринимают его как нечто нудное. Главная просьба школьников - «очеловечить» курс, сделать его интересным. 

Родители больше обеспокоены тем, что учебники излишне политизированы, необъективно освещают определенные события, навязывают школьникам выдуманных героев. По их мнению, все это только подрывает доверие к предмету.

Учителя согласны, что учебники рассчитаны на сильных учеников, обычному подростку сложно усвоить параграф с огромным количеством дат и терминов. Они сходятся с родителями в том, что на спорные исторические темы влияет политическая ситуация в стране, и отмечают, что в ближайшем будущем эта проблема останется.

«Братская могила» из фамилий

История преподается в школе в основном как бесконечная история войн, революций, социальных потрясений. Поэтому школьники и их родители вообще не воспринимают тему культуры как часть истории. Ученики признаются, что воспринимают национальную культуру как народное творчество: вышиванки, расписная посуда, куклы-мотанки и т.п. Выходит, «культурные» темы только перегружают и так насыщенную программу. 

Учителей не удивляет такое отношения к одной из основных составляющих курса истории. К примеру, в учебниках по всемирной истории много фамилий, которые ни о чем не говорят современным школьникам. В курсе истории Украины непонятных ученику личностей меньше, но все равно они привязаны к политическим событиям, которые якобы должна отображать культура. Все это приводит к тому, что параграфы, пестрящие фамилиями культурных деятелей былых времен, превращаются в «братские могилы», и вряд ли их имена останутся в памяти школьников.

Одна история на две страны

Вот уже несколько месяцев не утихают споры вокруг создания общего пособия по истории для украинских и российских учителей. 

- Практика совместных книг по истории существует в Европе, - отмечает доктор исторических наук, заведующий отделом новейшей истории и политики Института истории НАНУ Георгий Касьянов. - Самый известный пример - общий французско-немецкий учебник, который «циркулирует» исключительно в приграничных регионах Германии и Франции, где собственно и существует эта конфликтная ситуация. Проект считается успешным, но оба государства к этому шли почти 50 лет. У нас, как мне кажется, инициатива создания совместного пособия больше политическая, чем педагогическая. 

Если подобные книги для учителей будут создаваться и с другими странами-соседями, считает эксперт, тогда это будет больше похоже на гуманитарный проект, а не на политический. 

Два года назад Украина и Россия уже реализовали один исторический проект. Тогда российские историки написали «Историю России», которую издали на украинском языке, а украинские - «Историю Украины» соответственно на русском. Ни одна из книг не заинтересовала читателей, посему о проекте спешно забыли.

На уроках воспитывают ксенофобов?

Не секрет, что при существующей общенациональной школьной программе на востоке и на западе Украины некоторые события могут преподносить совершенно по-разному: или однобоко, или фрагментарно, или так, что у ученика возникает чувство нетерпимости к другой культуре. В большинстве случаев такая информация не подается напрямую, но она есть в подтексте, уверены эксперты.

- Преподавание национальной истории всегда является предметом интереса или со стороны государства, которое заинтересовано в воспитании лояльных граждан, или со стороны политических партий, которые могут считать, что некоторые исторические аспекты преподаются «не так», - считает Георгий Касьянов. - Поэтому острые темы в курсе истории становятся предметом политического контроля, и это, естественно, влияет на изложение дисциплины. 

Георгий Касьянов приводит конкретный пример из школьной книги: «В параграфе, где речь идет о Голодоморе 1932-33 годов (учебник «История Украины. 10 класс» Ф. Турченко. - Авт.), можно прочесть следующее: «…Еще не развеялся трупный смрад в опустевших украинских домах, как с севера, в основном из России, начали идти эшелоны с переселенцами». И все это без соответствующих объяснений. 

Авторы - жертвы обстоятельств

Этот учебный год начался с еще одного «исторического» скандала. В новом издании учебника истории Украины для 5-го класса авторы значительно сократили тему оранжевой революции: с трех страниц до двух абзацев.

- Выход учебников по истории для 5-го класса в 2005 году совпал с первым эмоциональным подъемом на фоне событий на Майдане, - говорит Георгий Касьянов. - Авторы по собственной инициативе включили в книгу информацию об оранжевой революции. Никто им не приказывал это делать. Это вызвало в первую очередь у родителей много вопросов. Сейчас, когда эти учебники переиздаются, никто не говорит о политическом переписывании. По прошествии шести лет авторы должны более взвешенно относиться к подаче материала.  

По словам эксперта, авторы видят, что некоторые государственные деятели негативно относятся к ОУН-УПА, Шухевичу, другим историческим личностям и событиям. Как материально и технически зависимые люди они часто сами становятся жертвами обстоятельств и сознательно идут на самоцензуру.

КСТАТИ

Неправильные определения

* Нация - «сообщество крови». В учебниках украинское общество описывается как этническая целостность, объединенная в древнейшие времена общим происхождением, языком, обычаями. Именно это порождает у представителей «неукраинской крови» внутренний протест.

* Нация - украинские низы. История Украины на страницах книг превращается в историю украинских низов. Современному школьнику предлагается отождествлять себя с «обездоленными низами», которые сегодня обычный ребенок ассоциирует скорее с бомжами.

* Нация - «обиженный историей народ», окруженный «злыми соседями». Иногда образ украинского общества в учебниках выглядит именно так. Эта постановка факта - не украинское изобретение, существует даже специальный термин для такого феномена - «история-мартирология».

РЕЙТИНГ

10 главных недостатков нашего учебника*

1 История одного народа: в учебниках нет ничего об истории представителей других национальностей на территории Украины.

2 В центре рассказа - нация, государство, а не человек с его потребностями.

3 Украина - колония: значительная часть фактов истории Украины подается «под соусом» колониального статуса страны.

4 Агрессивная лексика: досталась «в наследство» от советской историографии, когда каждый историк был «бойцом идеологического фронта».

5 Депрессивные нотки: доминирует идея страданий и утрат украинцев, а позитивные примеры явно в дефиците.

6 Кровожадность: непропорциональное внимание к войнам, уничтожениям, убийствам и страданиям.

7 Перегрузка техническими деталями: слишком много дат и имен, в том числе второстепенных. 

8 Разный стиль изложения: авторы учебников меняются от одного исторического периода к другому, при этом теряется лейтмотив всего курса истории.

9 Не сошлись в определениях: авторы учебников часто по-разному называют однотипные понятия, а однородные - одним определением, что только путает школьников.

10 Не формируют критическое мышление: информация подается как готовое и окончательное знание, которое не требует ни проверки, ни размышлений, ни открытых вопросов.

* По мнению историков, которые приняли участие в исследовании.