Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
19 апреля
Загрузить еще

Искусство подчиняться

Искусство подчиняться
Фото: Есть и доброжелательный начальник, но зачасутю при первом удобном случае он винит во всех грехах подчиненного.

Умение подчиняться - вовсе не признак слабого характера: играть второстепенную роль и при этом чувствовать себя комфортно совсем непросто… 

Я - НАЧАЛЬНИК, ТЫ - ДУРАК!

Когда-то Петр I издал указ, гласивший, что «подчиненный перед начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство».

Слава Богу, за прошедшие годы многое изменилось. И если напрямую последовать царскому указанию, постоянно изображая из себя «лихого придурка», с работы вылетишь в один момент! Однако суть отношений «начальник - подчиненный» все же осталась без изменений и чуть позже была сформулирована в известной поговорке «Я - начальник, ты - дурак». 

Устраиваясь на работу на должность подчиненного (а таких вакансий по понятным причинам подавляющее большинство), человек соглашается на определенную роль. Он может внутренне соглашаться или не соглашаться со своей ролью в конкретной компании и под руководством конкретного начальника, но ему придется играть эту роль хорошо. Либо искать другое место в другой компании под руководством другого шефа… Но роль-то останется та же! А значит, единственный выход - научиться играть достойно. 

ИЩЕМ ХОРОШЕЕ

Не секрет, что немало шефов не отличаются достойным поведением. Они орут на подчиненных, хлопают дверью, отпускают язвительные комментарии и вообще всем своим видом показывают, кто здесь начальник, а кто - «редиска».

Другое распространенное поведение не слишком приятного руководителя заключается в том, что при внешней доброжелательности и демократичности шеф при первом же удобном случае вешает на подчиненного всех собак. Благодаря тому, что такой начальник всеми силами избегает ответственности, он никогда не будет виноват в глазах вышестоящего руководства, зато лавры обязательно заберет себе…

Психологи советуют не фиксировать внимание на неприятных шефских привычках и сосредоточиться на положительных моментах. Возможно, ваш начальник в чем-то очень похож на вас: имеет безупречное чувство стиля, без ума от своей собаки, а все выходные обязательно проводит с детьми…

- Работа по выявлению черт характера шефа, импонирующих именно вам, стоит затраченного времени, - говорит психолог Марина Деркач. - Ведь, придя однажды в офис, вы неожиданно можете увидеть в шефе вполне симпатичного человека - со своими слабостями, но и с неоспоримыми достоинствами. Что касается руководителя, избегающего ответственности, то он просто находка для подчиненного, всерьез нацеленного на карьеру. Приложите немного усилий - и вы обязательно займете его место! 

КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ САМОДУРУ

Нет никаких проблем в том, чтобы ужиться с умным, честным и справедливым начальником: всего-то и нужно - качественно и вовремя делать свою работу. К сожалению, такие руководители находятся в явном меньшинстве, ведь, как известно, больше всего людей портят деньги и власть. Так что же делать, если начальник - полный самодур?

Если стиль поведения начальника - постоянные оскорбления подчиненных, если сотрудники регулярно становятся объектом унижений, если в вашей компании ни у кого (естественно, кроме шефа) нет права на ошибку, психологи советуют не переживать ситуацию молча, а дать шефу достойный ответ. Хотя, конечно, ответ ответу рознь, и после непродолжительного диалога можно и без работы остаться.

- Напомнить начальнику в ответ на его громкие претензии, что он и сам не безупречен - значит, сделать первый шаг на пути к увольнению. Не стоит выдвигать ультиматумы вроде «Еще один раз закричите - и я уволюсь!». Во-первых, никто, и уж тем более «большой босс», не любит, когда его шантажируют. Во-вторых, написать заявление вы всегда сможете и без «последнего китайского предупреждения», - считает психолог. - Признать себя виноватым, если на самом деле вы таковым не являетесь, и униженно просить прощения - также не самый лучший вариант. Шеф-то, возможно, успокоится, а вот вы своим поведением покажете, что готовы терпеть подобное обращение и дальше. Самый лучший вариант поведения - дать начальнику возможность выпустить пар, а потом сообщить ему, что даже если вы и виноваты, общение в столь резком тоне считаете недопустимым. Естественно, делать подобное заявление желательно без свидетелей.

Психологи напоминают, что надежной защитой подчиненного от безответственного, некомпетентного и хамоватого руководителя станут профессионализм, уверенность в себе, корректность и, разумеется, умение правильно выстроить и сыграть свою роль - роль подчиненного. 

РОЛЬ ШЕФА ГОТОВ ПРИМЕРИТЬ НА СЕБЯ ЛЮБОЙ

Немецкие ученые провели интересный эксперимент. В ходе исследования студенты старших курсов были разбиты по парам: один должен играть роль начальника, другой - подчиненного. Каждого участника эксперимента спросили, кем бы он предпочел быть, но, поскольку роли были распределены наугад, многие из «начальников» стали «подчиненными», и наоборот. Интересно, что люди, которые получили роль босса против своей воли, справлялись со своей ролью неплохо. Те же, кто метил в начальники, а попал в подчиненные, возмущались своим «неприглядным» положением и пытались доминировать. Разумеется, работа от этого только проиграла. 

- Если человек готов примерить на себя роль босса, это совершенно не означает, что он со своими обязанностями обязательно справится, - подвела итоги исследования профессор психологии университета Цюриха Марианна Шмид Маст. По ее словам, стабильно работать на вторых ролях - редкое качество, исключительно ценное в напряженно работающем коллективе и настоящее искусство.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ 

Что не стоит говорить боссу 

Любой начальник ждет конкретных результатов, а не оправданий и объяснений, по каким причинам сотрудник не смог выполнить его распоряжения. Есть ряд фраз, которые не стоит говорить своему шефу даже в самом крайнем случае:

* Это невозможно!

* Я думал, что кто-то другой занимается этим вопросом.

* Я не знал, что это важно.

* Они обещали, что сделают в срок, но…

* У меня не было времени.

* Я не знал, что…

* Я не думал, что…

* Я просил его передать, что…

Фото из архива «КП».