Новое место работы: Адаптируемся с наименьшими потерями

Новое место работы: Адаптируемся с наименьшими потерями

- Шеф! Я?думаю,?мы сработаемся!

Однако для многих такое простое дело оказывается непосильной задачей: нередко новоиспеченным сотрудникам пройти испытательный срок не удается…

Даже квалифицированный специалист с солидным опытом работы не застрахован от неудач - «засады» могут поджидать в самых неожиданных местах. Чего же ждут от сотрудника на новом месте работы? Как найти правильный стиль поведения, который позволит действительно эффективно работать в новых условиях? Ответы на эти и другие вопросы «Комсомолка» искала вместе с экспертами.  

СПОКОЙСТВИЕ, ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ!

Специалисты отмечают, что немаловажную роль в скорости адаптации человека к новому месту работы играют личные качества. Согласитесь: активный и уверенный в себе человек лучше и быстрее справляется с тревогой и неудобствами, нежели обладатель заниженной самооценки, воспринимающий любое замечание в свой адрес как смертный приговор.

Волнение «новеньких» психологи объясняют в первую очередь большими объемами незнакомой информации и возникающими в связи с этим чувствами неизвестности, неопределенности, нестабильности. Чтобы по возможности избежать этих неприятных ощущений, специалисты советуют заранее узнать о компании как можно больше: изучить ее сайт, просмотреть информацию о ней в Интернете, задать интересующие вопросы на собеседовании. И не нужно суетиться и волноваться, ведь возникшие трудности и неудобства большей частью временные. 

ИСПЫТАНИЕ НА ПРОЧНОСТЬ

Практика показывает, что нового сотрудника волнуют два основных вопроса: насколько успешно он сможет справляться со своими основными обязанностями и как его примут в незнакомом коллективе. Не отрицая важности межличностных отношений, специалисты отмечают, что выполнение профессиональных обязанностей все же приоритетно - ведь, собственно, для этого сотрудника и нанимают. 

- Каждый человек начинает свою деятельность на новой должности в состоянии «несуществования», - говорит консультант компании «Высоцкий консалтинг» Яна Орос. - Действительно, новенькому о новом месте мало что известно, да и о нем фактически никто ничего не знает за исключением начальника отдела кадров и непосредственного руководителя.

По мнению эксперта, чтобы быстрее адаптироваться, следует предпринять определенные шаги: 

* выяснить, с кем и чем придется работать, составить список (сотрудников, программ, документов),

* добиться, чтобы о вас узнали, - например, написать электронное письмо своим новым коллегам,

* выяснить все о своих должностных обязанностях,

* выполнять свои должностные обязанности. 

ПРЕОДОЛЕВАЕМ МИНИ-СТРЕСС

- Выход на новое место работы  - это всегда мини-стресс для сотрудника, достаточно  болезненный период привыкания к новому месту, к правилам распорядка и корпоративной культуре, к новым обязанностям, - считает национальный менеджер по рекрутменту кадрового холдинга АНКОР в Украине Наталья Гилета. - Поэтому нужно  начинать адаптироваться в компании еще на этапе трудоустройства в данную структуру. Прежде всего стоит узнать как можно больше о компании-работодателе, заранее продумать вопросы, которые будут важны на первоначальном этапе вхождения в должность.

По словам эксперта, есть несколько этапов адаптации на новом месте работы: профессиональный, психологический, социальный, организационный. В первую очередь все свои силы новичку нужно направить на выполнение профессиональных обязанностей, так как квалифицированному специалисту могут простить многое: и сложный характер, и своеобразную манеру общения, и личностные моменты. Режим и ритм работы, рабочее место, психологические и физические нагрузки - это все моменты психологического этапа адаптации, и нужно время, чтобы привыкнуть к ним. Идеально, если в компании разработана процедура введения в должность, то есть если имеется человек, который представляет нового сотрудника коллегам, объясняет правила корпоративной культуры и внутреннего распорядка. 

Кроме того, эксперт советует дать возможность коллегам присмотреться к вам и постараться не озвучивать подробности своей личной жизни.

- Полное вливание нового сотрудника в компанию происходит через год, но самыми сложными в процессе адаптации считаются первые 2-3 месяца, которые как раз и совпадают с испытательным сроком, - резюмирует Наталья Гилета. - Наши рекомендации: чаще улыбайтесь, будьте внимательны, старайтесь запомнить имена коллег по команде, определите, кто может быть вашим наставником, не задавайте много личных вопросов, уважайте «чужую территорию». И, конечно, будьте терпеливы ко временным неудобствам, воздержитесь от критики и избегайте конфликтов. 

ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ 

Для тех, кто желает влиться в новый коллектив быстрее, написано множество советов. Многие из них сводятся к правилам хорошего тона: здороваться при встрече, улыбаться, быть приветливым, доброжелательным и внимательным. Кроме того, специалисты советуют понаблюдать за стилем поведения своих новых коллег и попробовать адаптироваться к принятому корпоративному стилю. Разумеется, речь идет не о том, чтобы в точности копировать манеру говорить и одеваться, но «соответствовать» в данном случае почти всегда означает «быть на равных».

Ненавязчивое наблюдение за коллегами поможет определить элементарные правила рабочего распорядка: задерживаются ли они по окончании рабочего дня на работе, когда и где обедают, можно ли на рабочем месте пить чай, где и как часто принято курить, существует ли в компании дресс-код.

Следует дать возможность новому коллективу присмотреться и к себе. Не стоит «показывать характер» и прямо с порога заявлять, что вы любите, «чтобы окна были закрыты, а кондиционер выставлен на 21 градус». Не демонстрируйте излишнее уважение к начальству, не фамильярничайте с коллегами и хотя бы в первое время воздержитесь от ностальгических воспоминаний о предыдущем месте работы.

Фото из архива «КП».  

СОВЕТ «КП»

Как быстро влиться в новый коллектив

* не опаздывать на работу

* придерживаться принятых правил внутреннего распорядка

* одеваться к месту и в соответствии с требованиями компании

* запомнить имена коллег

* вести себя доброжелательно

* меньше говорить, больше слушать

* задавать вопросы по существу 

* избегать сплетен 

* на первых порах воздерживаться от мелких замечаний вроде «говорите тише», «закройте окно» и т.д.

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА

Ведите себя нейтрально и избегайте стрессов

- Новичку на работе нужно как можно быстрее разобраться со своими обязанностями и познакомиться с коллективом, - говорит психолог Оксана Навроцкая. - И чтобы это знакомство прошло успешно, следует вести себя по возможности нейтрально: не делиться своим мнением относительно коллег и начальства, не становиться на чью-либо сторону во время споров и конфликтов. Не стоит высказывать свою точку зрения в первые дни, даже если подобные оценки предусмотрены должностными обязанностями: всегда можно сослаться, что вы еще только вникаете в суть дела. Словом, первое время нужно стараться быть незаметным и для шефа, и для коллег.

Для адаптации всем понадобится разное время - это зависит от компании-работодателя, личности шефа, обстановки в коллективе и, конечно, от личностных особенностей самого новичка. Единственное, о чем можно говорить безусловно, так это о том, что на любом новом месте придется идти на компромиссы, большие или маленькие. И если ценности нового коллектива человеку совершенно не подходят, следует взвесить значимость занимаемой должности в своей жизни. Вполне возможно, что цена вопроса такова, что ломать себя не стоит, проще сразу отправиться на поиски новой работы. Ведь нелюбимая работа - это причина стрессов, а их в нашей жизни и без того более чем достаточно. 

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт