Анна ГЕРАСИМЕНКО (9 ноября 2010)
Когда ребенок берет чужое…

Когда ребенок берет чужое…

- Ну и что, что игрушка Танина? Мне она тоже нравится!

На восьмилетие мне подарили сумасшедшей красоты кулончик в виде ангела. И была на том детском празднике моя подружка Дашка. После ухода гостей ангелочек пропал. А Дашка перестала приходить ко мне в гости. Это одна история. 

А вот вторая. С группой подростков мы оказались на учебе в Англии. Тамошние магазины показались нам волшебством, и все лежит без присмотра - бери не хочу! И наши обалдевшие от красоты девчонки напихали в карманы разной мелочи...

Что это было - воровство? 

ЧТО ТАКОЕ «ЧУЖОЕ»

На детских площадках мамы-папы делятся на две категории. Первые  разрешают своим детям садиться на чужие велосипеды, брать чужие копалки. Вторые начинают ругаться, стоит отпрыску построить куличик не из своей формочки: «Это не твое!»

Как найти золотую середину? Ребенку нужно объяснять, что бывают вещи свои, а бывают чужие. Но ругать за то, что взял чужое, бесполезно! 

Малышам вообще трудно объяснить, что такое воровство. Гораздо правильнее показывать на примере. А для этого в жизни вашего ребенка должны присутствовать такие моменты:

1. Больше свободы - меньше желания украсть. У ребенка с самого рождения должно быть свое личное пространство, личные вещи, которыми родители не распоряжаются. В подростковом возрасте - это комната или  угол, куда мама с папой заходят со стуком. Если вы с уважением относитесь к личным вещам ребенка, он и сам будет с бОльшим уважением относиться к чужому. Такие дети просто не могут себе позволить стащить жвачку в магазине, даже если никто не видит, не возьмут у друзей из дома понравившийся диск или украшение. 

2. Спрашивайте разрешения, если берете вещи своего чада. Например, хотите поиграть вместе с ним: «Можно, я возьму твою машинку? Можно, я с тобой поиграю?» 

3. Дайте малышу право выбирать любимые игрушки. Чаще всего детям не нужны дорогие машины и навороченные куклы. Им куда важнее какая-нибудь палка, подобранная в луже. И как же хочется эту палку принести домой, но нет! Мама грозно смотрит: «Брось эту грязь!»

Пусть у ребенка хоть иногда будет право выбрать в магазине уродливую, неправильную по-вашему, но такую нужную ему игрушку, принести домой ЕГО грязную палку. Не удивляйтесь, найти связь здесь просто: малыш, у которого есть СВОЕ и есть право распоряжаться этим своим, не будет думать о чужих вещах.

4. Не отбирайте вещи чада за провинности. Обычная история. Ребенку дарят машину. Он считает себя хозяином этой игрушки. Но вот он сделал что-то не так, и мама грозит: «Ах, ты не хочешь убирать свои книжки? Тогда я забираю у тебя машину!» Что делает родитель? По большому счету ворует.  Сами посудите, что видит ребенок: когда он сделал что-то не так, у него отнимают ЕГО вещь. Пример очень показательный. И не удивляйтесь, что потом в детском саду малыш отнимет и унесет домой паровозик друга Пети. Петя ведь плохо себя вел, дрался и ругался, поэтому ваш справедливый сын забрал у него ЕГО игрушку. 

НЕ РУГАТЬ, А РАЗГОВАРИВАТЬ

Многие скажут: «Что тут разговаривать? Украл - ремня!» Но есть такой феномен. Во многих семьях часто говорят о воровстве. Угрозы, наказания за малейшее «стащил конфету», жесточайшее табу! В таких семьях дети воруют чаще, чем в тех, где эта тема вообще не звучит.  

Такие репрессивные методы, как ругань и суровые наказания, приведут разве что к серьезному вранью. Дитя не поймет, почему нельзя воровать. Но поймет, что надо это скрывать, чтобы не получить по ушам. А разве этого мы добиваемся?

Часто родители жалуются: «Говорим-говорим, а ребенок не понимает! А ведь мы ему уже два раза сказали, что воровать плохо!» Значит, два раза - мало. Скажите три, четыре, подберите другие слова и примеры, пока человек не поймет!

Самое простое объяснение для малышей: «Есть вещи, которые принадлежат другим людям. Так же как есть вещи, которые принадлежат тебе. И людям неприятно, когда их вещи берут без спроса. Я ведь спрашиваю тебя, если хочу поиграть с твоей машинкой? Вот и ты спроси, можно ли взять Васин велосипед».

Если малыш принес из садика чужую куклу и присвоил ее, не ругайте его, а скажите, что раз кукла Олина, значит, надо вернуть ее Оле. А лучше пойдите вместе с малышом и верните куклу Оле! 

ЕСЛИ ЭТО БОЛЕЗНЬ?

Как понять, что ребенок не контролирует свои действия и ворует, потому что не может этого не делать?

Вы видите, что ребенок ворует несмотря ни на что. Вы объясняете, наказываете, разговариваете, но ничего не помогает. Тогда стоит выяснить, контролирует ли он свое воровство. Можно задать проверочный вопрос: «Как ты думаешь, что нам сейчас нужно сделать, чтобы этого больше не повторилось? Хочешь, мы тебе поможем контролировать твою проблему?» 

Если это не проблема, а намеренные действия (то есть хотел получить вот этот плеер и стащил его), то наследник отговорится, скажет что-то вроде: «Ничего не надо делать, не надо мне помогать, я больше не буду».

Если человек не контролирует свои действия (то есть взял плеер, потому что не мог не взять), то вы увидите, что ребенок боится, дергается, переживает, ему плохо: «Я не знаю, что делать, я не понимаю, как это произошло. Да, я хочу, чтобы вы мне помогли». Если вы понимаете, что он не контролирует свое воровство, то обязательно покажите ребенка невропатологу, психиатру или клиническому психологу. Ведь ребенок понимает, что делает плохо, но все равно делает, потому что не может себя побороть.  Он от этого сам очень страдает. 

ПОГОВОРИТЕ О СЕМЕЙНОМ БЮДЖЕТЕ

Если деньги лежат в общем доступе и родители регулярно на глазах у ребенка подходят и берут какие-то суммы, ребенку непонятно, почему он-то так не может сделать? Если мама берет себе на туфли, то почему ему нельзя взять на диски? Получается, что родители не воруют, а он, делая то же самое, ворует? Несправедливость!

Обговорите: не все берут деньги на равных! Пользуются «домашним банком» только те, кто кладет в общую корзину свою зарплату.

Есть еще и такая практика. Раз в неделю (в две недели или раз в месяц) собирается семейный совет, и на нем решается, сколько денег есть в семье на месяц, сколько из этой суммы выделяется на ребенка.

Таким образом, ребенок становится посвященным, доверенным. Нет смысла воровать у себя самого. Но будьте готовы, что он может сказать: «Мне нужно купить диски, можно я возьму вот такую сумму, а потом весь оставшийся месяц денег просить не буду?» Заранее обдумайте, как вы на такое предложение будете реагировать.

ЧИТАТЕЛИ РЕШАЮТ…

Поможет ремень?

(Из мнений, оставленных на сайте kp.uа)

Гость:

Пусть ребенок сам зарабатывает деньги по мере возможности. Одноклассница сына тоже воровала, помог ремень и репрессивные методы. Сейчас она одна из очень успешных бизнесменш в нашей стране.

Vera:

Не фига деньги раскладывать где ни попадя! Выдавать строго ограниченную сумму, и пусть как хочет, так ее распределяет.

Папаша:

Сюсюкайте больше - клептомания, недостаток любви и общения... А детка быстро поймет, что ему все простится. Ребенок тем и отличается от взрослого, что понятие «воровать у себя самого» ему недоступно, он знает, что родители всегда его накормят, оденут и с собой в школу денег дадут. А не надо давать - только бутерброды с собой, только старые кроссовки и никакого нового мобильника, даже если «весь класс надо мной будет смеяться». Пока не поймет, что предать доверие легко, а заслужить трудно.

Мама:

Ребенку не хватает любви, он просит внимания любой ценой!

Я:

Ремнем надо драть таких детишек, а не разговоры с ними вести. Ремень куда как быстрее подействует.

ПИСЬМО

Подросток взял деньги

Обращаюсь к вам с просьбой о помощи. Нашему сыну 11 лет. С недавних пор он начал подворовывать... Сначала по мелочи мог какую-нибудь вещь из дома унести, а вот недавно мы обнаружили, что у нас пропала приличная сумма! На вопрос, куда потратил, сказал, что диски с играми покупал.

Я в наказание запретила ему пользоваться компьютером, объяснила, как и на что в нашей семье тратятся деньги. Правильно ли я поступила? Все бы хорошо, но недавно опять обнаружили  пропажу денег, он не сознается, но мы с мужем уверены, что это он.

Что делать?

Анастасия.

ОТВЕТ: Ребенка сейчас важно не ругать, не прессовать, чтобы он не почувствовал себя плохим и не решил: «Да, я такой, и ничего не исправить». Не плохой! И можно все исправить!

Скажите: «Ты украл, это плохо. Но мы понимаем, что ты переживаешь». Покажите, что не считаете ребенка безнадежным и «конченым». Покажите, что понимаете: он способен переживать и страдать, чтобы он не решил, что вы считаете его бесчувственным преступником. Выясните, не психическая ли это проблема, как мы описали выше.

Сейчас важно ненавязчиво, но очень внимательно контролировать все действия ребенка. 

Предположим худшее. Возможно, дворовые хулиганы заставили его угрозами вынести деньги из дома. Или это может быть компьютерный клуб вместо уроков, на который ушли все сбережения. Не дай бог это могут быть наркотики или секта. Вам нужно это выяснить. Прислушивайтесь к сыну, присматривайтесь, разговаривайте.

Участвуйте в жизни своего ребенка! 

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт