Михаил ТИМОШЕНКО, полковник в отставке, военный эксперт (28 октября 2010)
Чьи лазерные пушки мощнее?

Чьи лазерные пушки мощнее?

Комментарии: 14
Наземная американская лазерная пушка. Ее боевые возможности до сих пор неизвестны...

Представьте себе такую картину: в заоблачной выси летит грозная ракета. И вдруг по ней скользнул яркий луч, который разрезал «стальной карандаш», как раскаленный нож кусок сливочного масла.

Такое оружие уже давно испытывается в некоторых странах. Например, в США. Да и в России тоже. Оно и название получило - боевые лазеры. Но действительно ли оно обладает столь невероятными «способностями»?   

Между правдой и блефом

Как только речь заходит о боевых лазерах, сразу почему-то приходит на ум что-то типа «Новый гиперболоид инженера Гарина». Но то была фантастика. А газовый лазер, который американцы поставили на самолет и испытали в этом году, - это реальность. Называется чудо сие боевым лазером воздушного базирования ALTB (Airborne Laser TestВed). Носитель - специальный транспортный самолет YAL-1 «Боинг-747-400F».  

Американское агентство противоракетной обороны (Missile Defense Agency - MDA) радостно заявило, что наступает эпоха лазерного оружия и США сделали гигантский шаг вперед. 

Но другие тамошние спецы твердят иное - это всего лишь демонстрационное мероприятие, так сказать, презентация, и реальной перспективы данная система не имеет. Мол, все затеяно, дабы оправдать провалившийся проект боевого противоракетного лазера, обошедшийся американским налогоплательщикам в десятки миллиардов долларов.  

Как работает «волшебный луч»?

Лазер работает в импульсном режиме. Каждый «выстрел» длится 3-5 секунд, и стоимость его достигает $15-16 млн. Сколько таких «выстрелов» сделано за время эксперимента? Подобных вопросов - десятки. Но ответить на них - значит расписаться в беспомощности лазерной системы. Сие самая большая тайна, которая может скрываться за экспериментом. Но попробуем разобраться, как система устроена и что может. 

YAL-1A несет боевой лазер в фюзеляже, а над кабиной пилотов - маломощные вспомогательные лазеры. В носу самолета в семитонной вращающейся шаровой башне-турели размещается оптическая система из 127 линз, светофильтров и зеркал, самое большое - диаметром 1,5 м. Она-то и собирает в пучок лазерный луч. Через нее-то все и работает. Старт ракеты обнаруживается бортовыми сенсорами по факелу двигателя. Затем ракета подсвечивается лазером целеуказания, а второй лазер определяет качество атмосферы в зоне стрельбы и вносит коррективы в компьютер управления основным. Тут же определяется степень искажения лазерного «пятна» на цели и корректируется специальным зеркалом с изменяемой кривизной. Последним срабатывает боевой лазер высокой энергии. Луч диаметром с волейбольный мяч разогревает обшивку ракеты до критической температуры. Удар - и оптика опять работает на прием: камеры оценивают результат и повторяют выстрел. Вспомогательные лазеры «ведут» цель до ее уничтожения. Процесс занимает около двух минут.

 

А световой луч откуда? Представьте себе двигатель, где сгорает некое топливо. В процессе этой реакции атомы сбрасывают лишнюю энергию в виде фотонов - квантов света. Происходит это скачком, в такт, и возникает сверхмощный пучок света. Лучи в таком пучке не расходятся, они абсолютно параллельны, это и есть лазерный луч. А большая энергия химической реакции, выплеснутая коротким импульсом, несет в себе сокрушительную силу. Модули на борту работают как многоствольная пушка. Только на выходе не снаряд, а луч. Для работы установки надо очень много топлива - баки занимают много места. А еще могучие насосы: одни - для накачки топлива и другие - для отвода «выхлопа». Все вроде по науке, но система в режиме полной мощности работать не может!

Оказалось, что при производстве одного мегаватта энергии выделяется аж четыре мегаватта тепла. Они способны превратить самолет в дым: система воздушного охлаждения не может выдуть все это тепло из фюзеляжа. Вторым слабым звеном стала оптика: не выдерживает энергопотока. Линзы и зеркала оплавляются, меняют свойства и рассеивают луч. А на изготовление каждой нужны месяцы и миллионы долларов. Система получилась одноразовая. Мы уж не говорим о том, что случится, если ракета-мишень будет зеркально сверкать, как бляха дембельского ремня, или ее покроют теплозащитной абляционной краской. Прожжет ли ее лазерный луч? Сомнительно. 

Ответный удар «империи зла»

В Советском Союзе работы по лазерной тематике велись с 70-х годов в НИИ и КБ с благородными названиями «Алмаз», «Альтаир», «Радуга». 

Разработки курировал секретарь  ЦК  партии, в дальнейшем министр обороны Дмитрий Устинов. 

КБ «Альтаир» достигло немалых успехов в создании корабельной лазерной системы ПВО. На полигоне под Феодосией комплекс испытали в натуре. Результаты испытаний оказались настолько обнадеживающими, что рассматривалась перспектива установки лазерного комплекса на авианесущих крейсерах типа «Киев». Он мог произвести до 400 выстрелов, но при этом расходовался почти весь запас корабельного топлива. И все же, очевидно, овчинка стоила выделки. Любопытен вот такой случай. В 1995 году министерство обороны США в качестве металлолома закупило у Украины несколько кораблей, доставшихся после раздела Черноморского флота. Особенно заокеанских спецов интересовал экспериментальный корабль с лазерной боевой установкой. Украине он оказался ни к чему. Американцы разобрали его до винтика, обнаружили тридцатипятимегаваттные силовые генераторы, специальные поворотные механизмы, холодильные установки огромной мощности - все, что входило в комплекс советского корабельного лазерного оружия. Щедро подаренную информацию Пентагон немедленно засекретил. Увы, «Киев» и его собратья переплавлены в зарубежных мартенах, так и не дождавшись чудо-оружия. 

Советский тяжелый спутник «Скиф» с лазером был готов к испытаниям. Но их отменили...
Советский тяжелый спутник «Скиф» с лазером был готов к испытаниям. Но их отменили...  

 

 

Горбачев против!

Велись работы и над созданием космической системы противоракетной и противоспутниковой обороны. 27 августа 1984 года министр общего машиностроения подписал приказ о создании космического аппарата 17Ф19Д «Скиф-Д». Запуск на орбиту должен был состояться 15 мая 1987 года. «Скифы» могли долго находиться на орбите, поражая из лазерной пушки чужаков. Ее не нужно было делать дальнобойной - хватило бы и ста километров. Здесь для точного выстрела не нужны суперкомпьютеры. И флот «Скифов» гарантированно разносил бы в пыль всю низкоорбитальную группировку военных спутников США.

Но за три дня до этого, когда на старте уже стояла ракета «Энергия» с пристыкованным сбоку 80-тонным «Скифом-Д» - прототипом космического истребителя с лазерной пушкой, - на Байконур приехал генсек Горбачев. Большой конференц-зал космодрома был переполнен. «Мы выступаем против гонки вооружений, в том числе и в космосе... - изрекал он с трибуны. «Скиф» был выведен на орбиту лишь для того, чтобы тут же быть брошенным на сожжение в плотных слоях атмосферы.  

Тем временем...

И вот еще тепленькие вести: в России разрабатывается военная лазерная установка воздушного базирования, смонтированная на самолете Ил-76. Многие специалисты не исключают, что разработка подобной установки - вопрос престижа для РФ. 

Американцы признают успехи российских лазерщиков, и тамошнее Агентство по противоракетной обороне не собирается отказываться от разработок оружия направленной энергии, поскольку оно будет весьма востребованным в ближайшем будущем.

«И было бы глупо отказываться от дальнейших исследований, - считает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, - и от тех видов вооружения, и от тех технологий, где даже твой потенциальный противник оценивает тебя крайне высоко».

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт