В созвездии Весов обнаружена планета, на которой, возможно, есть жизнь

Планета Глизе 581 g - как Земля, только чуть больше.

НУ ЗДРАВСТВУЙ, СЕСТРА

Астрономы из Университета Калифорнии, работающие в обсерватории на Гавайских островах, объявили, что открыли две новые планеты у звезды Глизе 581. Это в созвездии Весов и примерно в 20 световых годах от нас.

Одна из планет, которая получила обозначение 581 g, расположена в так называемой зоне обитания. То есть удалена от своего солнца на такое расстояние, что на ней не сильно жарко и не сильно холодно. И на этой g-планете может быть жидкая вода. Как у нас.

- Планета потенциально пригодна для жизни, - объявил один из авторов открытия, профессор астрономии и астрофизики Стивен Вогт. Хотя и не стал утверждать, что на ней могут обитать братья по разуму. Но и не отверг напрочь такую перспективу.

Сестра Земли примерно в   3 раза ее тяжелее. И в 10 раз торопливее - год на ней длится 37 земных суток. У планеты есть атмосфера. С большой долей вероятности она схожа с земной.

ДАЛЬНИЕ РОДСТВЕННИКИ

Астрономы перевыполнили план. И не исключено, что опередили свой график почти на 9 месяцев. Ведь, как вычислил их коллега по университету Грег Лафлин, первую обитаемую планету за пределами Солнечной системы должны обнаружить в мае 2011 года. По крайней мере такой результат получился, когда ученый применил знаменитый закон Мура (об удвоении количества транзисторов в микросхемах каждые два года) не к компьютерам, а к астрономии. И шансы обнаружить внеземную жизнь оказались 50 на 50.

Стивен Вогт, конечно, не настаивает, что на Глизе

581 g обязательно живут наши братья по разуму. Но и не отвергает напрочь такую перспективу. В любом случае на сегодняшний день лучшей кандидатуры для колыбели внеземной жизни нет.

Ранее у Глизе 581 были обнаружены еще две перспективные планеты - с и d. Тогда - в 2007 году - отличились европейские астрономы. Но одна планета в 5 раз тяжелее Земли, другая - в 7. И расположены они по краям зоны обитания. Планета с находится словно бы на месте нашей Венеры, а d - Марса. А вот g попадает между ними. Как Земля. И в этом смысле система Глизе очень похожа на Солнечную. Но пока астрономы насчитали в ней 6 планет. У нас их 9.

А ГДЕ ЖЕ БРАТЬЯ?

На нашей Венере очень жарко, на Марсе тоже не курорт. Бывают морозы под минус 90 градусов. В глизеской зоне обитания температуры колеблются от 40 градусов тепла для местной Венеры до минус 3 градусов для местного Марса.

- Средняя температура - около 20 градусов, как в Нью-Йорке, - говорит руководитель европейского исследования Стефан Удри из Женевской обсерватории. - Вполне пригодные условия для нормальной жизни. Американцы с ним соглашаются, имея в виду, конечно, свою Глизе 581 g.

Троекратная сила тяжести омрачила бы жизнь существам вроде нас - субтильной комплекции. Но глизеяне вполне могут быть коренастыми  - эдакими перекачанными хоббитами.

Местная звезда меньше нашего Солнца. Светит тусклее, греет слабее. Она - так называемый красный карлик. Но потенциально пригодной для жизни планете тепла и света хватает. Ведь она расположена  примерно в 15 раз ближе к своему светилу, чем Земля.

- Те, кто там живет, могут любоваться удивительными по красоте восходами и закатами, - предполагает Стефан Удри. - Красный карлик кажется огромным - видимый диаметр в 10 раз больше, чем у Солнца.

Два года назад украинские энтузиасты, воодушевленные астрономическими открытиями в районе Глизе 581, отправили туда радиосигнал. Мол, приветствуем вас, братья по разуму. Это послание дойдет до адресата в 2028 году. Если сразу будет дан ответ, то мы получим его не раньше 2049 года. Но…

Инфракрасный телескоп «Джеймс Уэбб» способен разглядеть океаны на экзопланетах, удаленных от Земли на 20 - 30 световых лет.

По идее какая-нибудь весточка от глизеян, равных нам по уровню развития, должна была бы уже долететь до Земли. Ведь наши радио- и телесигналы распространяются по Вселенной уже более 60 лет. Стало быть, еще 20 лет назад (20 лет до Глизе, еще 20 - на полет ответного сигнала) нам светил контакт. Но его нет до сих пор. Или у глизеян еще дремучее средневековье? Или наши телепередачи заставляют усомниться в необходимости общения? Или братьев по разуму там совсем нет?

Уточнение ожидается через 4 года

По закону Мура для астрономии уже к 2020 году вероятность обнаружить обитаемую планету возрастет с 50 процентов до 75. К 2264 году внеземная жизнь найдется обязательно. Ну почти. Вероятность этого события ученые оценивают в 95 процентов.

А проверить, насколько все-таки пригодна для обитания Глизе 581, можно будет в 2014 году, когда на орбиту отправится новый космический телескоп «Джеймс Уэбб» (James Webb Space Telescope, JWST). Астрономы полагают, что с его помощью они смогут заглянуть эдак на 20 - 30 световых лет. То есть куда нужно. И не только обнаружить в этой дали планеты размером с нашу Землю, но и найти там и воду, и растительность. О такой перспективе заявил недавно астроном Тайлер Робинсон из Университета штата Вашингтон в городе Сиэтл.

Наличие обширного океана выдаст солнечный зайчик - то есть блик на зеркальной поверхности воды. Этот отраженный свет местной звезды и уловит новый телескоп.

Характерный зайчик, кстати, в свое время дал понять, что на Титане - крупнейшем спутнике Сатурна - есть жидкий океан. Он, правда, оказался метановым, но нашелся же.

Отличить воду от другой жидкости позволит спектральный анализ. Дополнят его  исследования в инфракрасном диапазоне, которые способны выявить на далекой планете присутствие хлорофилла - пигмента, который окрашивает листья, траву и прочую растительность в зеленый цвет. Он - хлорофилл  - очень хорошо виден на инфракрасных снимках. Выглядит яркими сполохами.

Народный депутат Поляков:  Я не настолько голодранец, чтобы не купить себе два іРһоnе”
Народный депутат Поляков: "Я не настолько голодранец, чтобы не купить себе два іРһоnе” 202

В глазах парламентария голодранцами автоматически становятся все, кто не может позволить себе два телефона от Apple.

В Киеве задержали экс- беркутовца , его сегодня приведут в суд
В Киеве задержали экс-"беркутовца", его сегодня приведут в суд 126

Меру пресечения для Сергея Лободы будут выбирать во второй половине дня.

Госдума РФ запретила VPN и анонимайзеры
Госдума РФ запретила VPN и анонимайзеры 328

Депутаты приняли в третьем чтении законы о регулировании работы мессенджеров и о запрете средств обхода блокировок сайтов.

Афера на миллион: как коммунальщик, полицейский и директор музея картины воровали 140

Подельники организовали цех по изготовлению копий музейных полотен, а настоящие работы продали.

В Днепре спасают самого тяжело раненного из пострадавших на учениях танкистов
В Днепре спасают самого тяжело раненного из пострадавших на учениях танкистов 378 3

Мужчине осколками полностью разворотило внутренние органы.

В Мексике вспыхнули массовые беспорядки после гибели главы наркокартеля
В Мексике вспыхнули массовые беспорядки после гибели главы наркокартеля [фото, видео] 187

Главарь картеля "Тлауак-Чалько" Фелипе де Хесус Перес Луна по кличке Глаза был убит в перестрелке с бойцами морской пехоты и федеральной полиции.

Судебные разбирательства ГФС с иностранными инвесторами могут ухудшить бизнес-климат Украины 166

За одного из крупнейших налогоплательщиков Украины заступилась Швейцария.

Какими будут условия назначения субсидий в следующем отопительном сезоне
Какими будут условия назначения субсидий в следующем отопительном сезоне 535

Об этом рассказал вице-премьер Украины Павел Розенко.

Когда в Украине внедрят накопительную пенсионную систему
Когда в Украине внедрят накопительную пенсионную систему 159 1

Министр социальной политики Андрей Рева прогнозирует начало внедрения второго - накопительного - уровня пенсионной системы на 2021 год.

Новости компании. Выбирайте жить в ЖК  Милые квартиры !
Новости компании. Выбирайте жить в ЖК "Милые квартиры"!

Завтра, 22 июля, днем жара вновь достигнет 36 градусов
Завтра, 22 июля, днем жара вновь достигнет 36 градусов 142

На севере страны пройдут кратковременные дожди, грозы, местами шквалы 15-20 м/с.

В Испании провели эксгумацию останков Сальвадора Дали
В Испании провели эксгумацию останков Сальвадора Дали [фото, видео] 771 4

Гадалка Мария Пилар Абель Мартинез считает, что знаменитый испанский художник-сюрреалист является ее кровным отцом.

Честер Беннингтон – человек, даривший поддержку
Честер Беннингтон – человек, даривший поддержку 78

Корреспондент "КП" о гибели лидера группы Linkin Park.

Звезда  Лиги смеха  и сериала  Пацики  готовится стать отцом
Звезда "Лиги смеха" и сериала "Пацики" готовится стать отцом 244

Руслан Ханумак и его супруга, журналистка Алина Шаманская, ждут сына.

Хакеры поиздевались над смертью вокалиста Linkin Park, взломав Твиттер его жены
Хакеры поиздевались над смертью вокалиста Linkin Park, взломав Твиттер его жены 519

В записях говорилось о том, что Талинда изменяла своему супругу и жила с ним только из-за денег.

Динамо  презентовало новую форму с ромбами