Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
27 марта
Загрузить еще

Вся правда о чернобыльских кадрах, потрясших мир

Вся правда о чернобыльских кадрах, потрясших мир
Фото: На последнем блоке саркофага расписывались, как на Рейхстаге - ведь это тоже была победа… На фото - кинооператор Виктор Гребенюк (слева) и?режиссер Валерий Новиков.
Чтобы понять, что произошло тогда у жерла атомного Везувия, мы перенесемся на 24 года назад и восстановим события того дня и всего последовавшего за этим. А помог «КП» в этом Валерий Новиков, новосибирский кинодокументалист - единственный, кто остался в живых из съемочной группы.

ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО ЗОНЕ

Перво-наперво возникает вопрос: а что же делала в Чернобыле съемочная группа из далекого Новосибирска? Оказывается, сооружением саркофага (официально - объект «Укрытие». - Прим. авт.) для взорвавшегося энергоблока на одном из этапов занимались специалисты новосибирского «Сибакадемстроя». Было создано Управление строительства-605, которое возглавил сибиряк Геннадий Лыков. Он и пригласил группу Западно-Сибирской киностудии заснять хронику «борьбы человека с мирным атомом», в одночасье ставшего опаснейшим врагом и превратившего плодородные украинские земли в смертоносную Зону. Зону заражения…

- Мы прибыли туда в сентябре 1986 года. Уже тогда было понятно, что саркофаг - это уникальное сооружение, строить которое человеку еще не приходилось, и мы стремились снять на черно-белую пленку как можно больше, - вспоминает в разговоре с «КП» Валерий Германович. - За те два месяца, что мы там провели, довелось побывать везде, включая крышу и сам машинный зал 4-го энергоблока. Туда нас пустили буквально на минуты - радиация зашкаливала все мыслимые пределы. Все всё понимали, но страха не было - ведь нам надо было работать, а об остальном мы особо не задумывались…

«Мы» - это сам режиссер Валерий Новиков, редактор Виктор Попов, ассистент кинооператора Сергей Шихов и кинооператор Виктор Гребенюк. В числе прочего съемочная группа поднималась в воздух и снимала с борта вертолетов, засыпающих реактор дезактивирующим раствором. Более 10 000 метров пленки отсняли новосибирцы в свою первую командировку на ЧАЭС, это стало основой для нескольких документальных фильмов: «Чернобыль. Осень 86-го», «Чернобыльская Богоматерь», «Чернобыльские барды». Но это было потом, а тогда, 2 октября 1986 года, группа готовилась снимать торжественный момент. 

 

«НАРОДУ НУЖЕН ПРАЗДНИК!»

К октябрю основная часть саркофага была готова. Реактор закрыли огромными и мощными металлическими плитами, за которые непрерывными потоками заливали бетон. Сотни часов тяжелейшего труда дали результат - радиационный фон вокруг станции ощутимо упал. Чтобы отметить первую победу, руководство решило провести митинг - прямо на площадке перед ЧАЭС.

- Помню, я еще засомневался тогда: прямо уж митинг? - говорит Валерий Новиков. - «Митинг!» - твердо ответил один из начальников управления Министерства среднего машиностроения СССР (собственно, это ведомство и курировало всю атомную промышленность. - Прим. авт.). «Ты не понимаешь, - начал горячиться он, - это же символ! Месяц назад из-за радиации люди тут что делали? Бегали. А теперь будут речи говорить. Народ устал, ему праздник нужен!»

И он состоялся 2 октября. Особо отличившимся вручали грамоты, играл военный оркестр…  

«Я СНЯЛ! Я ЕГО СНЯЛ!»

…В этот день помимо митинга съемочная группа Новикова планировала снять еще и эпизод в «бункере» - не пострадавшем от взрыва помещении станции, из которого велось дистанционное управление немецкими кранами Demag, укладывавшими огромные бетонные блоки и металлоконструкции «Укрытия». Краны эти, кстати, снимать не рекомендовали - в СССР не нашлось такой мощной техники, и привезли их из Германии. И не из дружественной ГДР, а из капиталистической ФРГ, такой вот неудобный момент… Туда все и отправились, и только оператор Виктор Гребенюк остался перед саркофагом - решил поснимать крупные планы. К реактору подлетал очередной Ми-8 с бадьей  раствора… На часах было 17.34.

- В первое мгновенье никто не понял, что произошло, - продолжает Валерий Германович. - Один из вертолетов куда-то пропал, и экран монитора управления заволокли клубы густого дыма. «Упал?» - неуверенно проговорило начальство… Тут же захрипела рация - все они работали с искажением из-за сильной ионизации воздуха, быстро садящей батарейки: «Тут эта… вертолет упал»… «Куда? - взревел  начальник стройки, - в развал?!» - «Нет, вроде… метров пятьдесят в сторону, за машинный зал. Горит сильно!» - «Вроде или точно?» - «Точно… вроде» - «Люди на площадке, куда упал, были?!» - «Нет, вроде… Не знаю».

И тут приходит пугающая мысль: а как же Виктор Гребенюк? С ним что?

Через минуту-другую я увидел оператора в бункере. Он прижимал к груди свою камеру «Конвас», находясь в состоянии, которое в народе обозначают словом «колотит» - сильнейшего возбуждения. Срывающимся голосом Виктор зашептал мне в ухо: «Я снял! Я его снял! Я как раз за ним вел панораму, а он…» Уже потом нам сказали, что за штурвалом сидел Владимир Воробьев - именно с ним мы летали в первый день съемок над станцией…

А случилось вот что. По какой-то причине вертолет слишком близко подошел к немецкому крану и лопастями задел его трос. Лопасти мгновенно разрушились, и машина камнем рухнула на землю - в стороне от людей и рядом с машинным залом. Трудно представить, что было бы, если бы полностью заправленная машина упала в сам развал и каким мог бы стать второй выброс… Но в этот раз «мирный атом» забрал лишь четверых. Будто и так мало горя случилось на этой земле… 

Зацепив тросы крана лопастями, вертолет рухнул в считанные секунды. Для того чтобы заснять это, понадобилось 26 кадров - метр кинопленки. 

 

 

ОПЬЯНЕНИЕ РАДИАЦИЕЙ

Кроме капитана Воробьева, погибли еще трое: второй пилот, старший лейтенант Александр Юнгинд, бортмеханик, старший лейтенант Леонид Христич и прапорщик Николай Ганжук. Последний работал в обслуживании вертолетной площадки и оказался на борту случайно - хотел сделать несколько фотоснимков с высоты… Уже 3 октября на имя председателя КГБ УССР был отправлен рапорт, в котором говорилось: «По предварительным данным, катастрофа произошла в результате ослепления лучами солнца командира экипажа». Может, так и случилось. Сами пилоты-вертолетчики говорят, что радиация вызывала разные реакции - слабость, кровь из носа, тошноту, короткие потери сознания. И в том числе состояние, подобное эйфории или опьянению. А если добавить к этому по 8-10 вылетов в день… Трагедий могло бы быть больше. 

РЕАЛЬНОСТЬ И ДОМЫСЛЫ

Кадры с падающим Ми-8 были растиражированы несчетное количество раз - чаще всего без упоминания авторства. Про саму новосибирскую киногруппу и катастрофу пошли всевозможные слухи - что вертолет упал на митингующих, и погибли сотни строителей - Новиков, Гребенюк и другие были на борту в момент падения и сгорели вместе с экипажем…

Слухи слухами, но правда тоже оказалась невеселой. Вскоре после съемок словно злой рок начал косить всех, кто был причастен к картине. Замминистра «Средмаша» Усанов получил Звезду Героя после завершения работ по ликвидации, а через год умер. Сценарист и редактор новосибирской группы Виктор Попов тоже прожил недолго. А 16 февраля 1990 года трагически погиб Виктор Гребенюк. Он приехал в Москву по приглашению Федора Конюхова - вместе отправиться в экспедицию к Северному полюсу. И в ту же ночь его нашли рядом с гостиницей «Урал» с проломленной головой. Следователи так и не выяснили, что же случилось с Виктором, а похоронили его в Новосибирске. На вертолетной площадке между Чернобылем и станцией, откуда поднимались в воздух бесконечные рейсы дезактивации, установили памятник - часть лопасти вертолета, устремленная в небо и окруженная символическим саркофагом. На ней табличка с четырьмя фамилиями - тех, кто встали лицом перед опасностью, какой еще не знало человечество, и отдали свою жизнь за жизни многих других. Тех, кто просто делали свою работу, обернувшуюся подвигом. Тех, кого называли Ликвидаторами…

 

Фото из личного архива Валерия Новикова.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Валерий Новиков трудится и по сей день. События 1986 года так и не отпускают его… В 1988 году наш собеседник вернулся в Зону и снял еще три фильма о трагедии. Впоследствии он был удостоен ордена Мужества, стал заслуженным деятелем искусств России. В 1997 году вышла его книга «Черно-белый Чернобыль», которую с тех пор не раз пытались переиздать, но средств пока так и не нашлось. Будем надеяться, что к 25-й годовщине аварии на ЧАЭС это все-таки удастся сделать.