До открытия первой обитаемой планеты за пределами Солнечной системы осталось меньше 9 месяцев

Фото: Планет земного типа может быть очень много.

Американский исследователи предположили, что знаменитый закон Мура, действие которого - в оригинале - распространяется на транзисторы, на самом деле гораздо более универсален. И может быть применен к другим областям науки и техники. Значит, отталкиваясь от предыдущих достижений, вполне реально предсказать будущие.

Закон Мура еще в 1965 году открыл лично Гордон Мур (Gordon E. Moore) - через три года он стал одним из основателей компании Intel. Открыл на основе наблюдений, выступив с ними в журнале Electronics. Где и представил свой прогноз развития полупроводниковой техники и прочей микроэлектроники. Мур предрек, что количество транзисторов в микросхемах будет удваиваться ежегодно. В результате процессоры будут дешеветь, становясь при этом все более быстродействующими и миниатюрными. Через 10 лет Мур поправил сам себя, уточнив, что удвоение транзисторов будет происходить с интервалом в два года. Это откровение и получило название закона Мура.

Самуэль Арбесман (Samuel Arbesman) из Гарвардской медицинской школы (Harvard Medical School in Boston) изумившись многократно тем, что эмпирическое по сути правило стало чуть ли не законом природы, решил применить его к астрономии. Привлек в соратники Грега Лафлина (Greg Laughlin) из университета Калифорнии (University of California, Santa Cruz). И они вместе занялись предсказаниями в области обнаружения экзопланет - тех, которые имеются у других звезд.

Отталкивались, как и Мур, от предыдущих достижений. Арбесман и Лафлин учли, что первая планета за пределами Солнечной системы была обнаружена в 1988 году. Что ныне число известны экзопланет перевалило за тысячу. И несколько сотен претендуют на то, чтобы походить на нашу Землю по размерам, массе, местоположению у своей звезды и температуре у поверхности.

Исследователи вычислили вероятную динамику. И оказалось: первая сестра Земли - с обитателями "земного типа" - будет обнаружена уже в мае 2011 года. Шансы - 50 на 50. К 2020 году вероятность возрастает до 75 процентов. А к 2264 внеземная жизнь найдется обязательно. Ну, почти. Вероятность этого события оценена в 95 процентов. Так по крайней мере выходит по закону Мура, если его прикинуть на обозримую Вселенную.

Арбесман и Лафлин, правда, не уточняют, найдутся ли в указанное ими время планеты с разумными обитателями "земного типа". Но очевидно, что шансы на такое чудо меньше.