Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
Загрузить еще

В зной граждане теряют меньше золота

 В зной граждане теряют меньше золота
Фото: Порываев к погружению за сокровищами готов. «Мыльница» в правой руке - подводный металлоискатель.

Небывалая жара повлияла даже на охотников за сокровищами. Отправляться на раскопки в леса, поля при нынешней чрезвычайной ситуации с пожарами очень опасно! От огня не убежишь. Так что лучше не рисковать (см. кладоискательскую эпопею нашего журналиста на сайте kp.uа).

Впрочем, настоящие профи не сидят сложа руки. Они переместились из лесов, полей на пляжи. Совмещать приятное с полезным. Купаться, а заодно искать потерянные беспечными гражданами ювелирные украшения.

Мой наставник Владимир Порываев укатил с семьей к Черному морю. На днях он вернулся в Москву. Слегка огорченный. Пляжный сезон оказался неудачным.

На всякого мудреца довольно песка

- Основная наша добыча в прибрежном поиске - перстни и кольца, - объясняет Порываев. - Заходишь обычно в прохладную воду с жары, перепад температур может достигать градусов 15. Сужаются кровеносные сосуды пальцев. Колечко, сидевшее до сих пор как влитое, легко соскальзывает.   К тому же сама вода действует как смазка. Чем тяжелее, массивнее перстень, тем легче его потерять. Сейчас и на море зной, пекло, вода перегрелась, такого резкого перепада температур нет. Золото, серебро куда реже слетает с рук. Потому находок - минимум. Две-три золотые вещицы в день. Возможно, и те сохранились на дне с прошлого купального сезона. В прошлые же поездки к морю я ежедневно поднимал из воды четыре-пять и более потерянных золотых изделий.

- А я считал, что главные трофеи на берегу, там и надо бродить с металлоискателем.

- Расклад такой: на сухом песочке 30 процентов потерь. Остальные 70 - в воде. На берегу теряют люди мудрые. Они снимают с себя ценные украшения, поскольку знают: если пойдут с ними в воду, то с большой долей вероятности посеют злато-серебро на дне. Поэтому колечки, цепочки, браслетики заворачивают в угол покрывала либо кладут в карман шорт. Накупаются, наплескаются, возвращаются. И что же видят? Бегали вокруг детишки, покрывало все в песке. Встряхивают его, забыв про спрятанные ценности. Те разлетаются вокруг. Или небрежно надевают шорты, чтобы сходить за мороженым, пивом, сигаретами. Золото из кармашка выпадает.

- Ну да, жара, голову напекло, память ослабла.

- Так расстается с украшениями одна категория расслабленных солнцем и водой граждан. Вторая категория смело шагает в море в золоте. И тоже часто оставляет его на дне. Как ни крути, все достается мне.

Я уползу на дно морское

- Находки в прибрежной купальной зоне распределяются неравномерно. На глубине до метра, где плещется малышня, лежит обычно детская бижутерия. С метра до полутора-двух попадаются реальные ценности: кольца, перстни, цепочки, браслеты, сережки. Там резвится молодежь, взрослые. Плескаются, барахтаются, купаются, играют, борются, гоняются друг за другом. В результате такой активной водной деятельности с граждан соскакивают браслеты, кольца, рвутся цепочки. Глубже двух метров находки встречаются значительно реже. В основном - обручальные кольца пловцов.

- Технологию поиска можешь рассекретить?

- У каждого своя методика. Кто-то мудрый встает на рассвете и с 5 до 7 утра обшаривает пустынный пляж. Я не спешу. Прихожу с семьей, как и все культурные отдыхающие. Загораю, плаваю с домочадцами. Ем мороженое, фрукты. Оттягиваюсь по полной пляжной программе. Но периодически надеваю ласты, маску, гидрокостюм. Обязательно пояс аквалангиста с грузами, чтобы лежать на дне, сумочка на молнии для находок.

- Маска с трубкой?

- Нет. Трубка нужна для плавания наверху. А золото лежит на дне, в песке, гальке, иле. Поэтому рассчитываю только на дыхалку. Вдохнул, нырнул и лег на самое дно. Чтобы волна морская не таскала. Осторожно ползу вперед либо на карачках передвигаюсь между чужих ног, если много народу. Сканирую перед собой дно компактным металлоискателем. Сигнал о находке звуковой. Под водой звук распространяется даже лучше, чем на суше. Все прекрасно слышно. В другой руке - совок. Сладостная трель - находка! Если дыхание на исходе, всплываю за глотком воздуха и со второго-третьего погружения раскапываю, что там лежит.

- Золото, серебро!

- Монеты. Или бич кладоискателя - пивные пробки, колечки от банок с напитками. Женские заколки, прочая дешевая бижутерия. Солнцезащитные очки, блесны, свинцовые грузила, кормушки рыбацкие. Металлического мусора хватает под водой.

- Да, нелегок хлеб пляжного кладоискателя.

- Но на хлеб с маслом хватает. Даже в этом неудачном из-за жары сезоне три десятка золотых украшений поднял. Серебро не в счет. Считай, полностью окупил поездку с женой, двумя детьми к морю, двухнедельное проживание на юге, питание, развлечения. Учти, то не была специальная поисковая экспедиция. Главное для меня - семейный отдых. А для поиска достаточно два-три сорокаминутных марш-броска в день на брюхе с прибором вдоль берега.

Златая цепь

на «быке» том!

- Как отдыхающие относятся к твоему промыслу?

- Я стараюсь не афишировать свое занятие, шифруюсь от любопытных. Такой способ купания - маска, ласты. Ну нравится мне так отдыхать! Многие же в масках плавают. Законов общественной морали в таком виде не нарушаю. Есть, конечно, пляжи в зоне археологических, исторических памятников, там поиск запрещен. Но я в такие места никогда и не суюсь, закон уважаю. Прибор компактный, чуть больше ладошки. Мало ли что может быть в руках? Некоторые, конечно, догадываются, чем на самом деле занимаюсь. Интересуются: «Шо ты шукаешь?» Иные предлагают, мол, что найдешь, покажи, куплю. Кто-то просит: «Потерял колечко, помоги найти». Можно и поискать.

Из курьезов. Не раз купающиеся принимали меня, залегшего на дне, за утопленника. Пытались за ласты вытащить на берег. Отбрыкивался, пугая добровольных спасателей. «Утопленник ожил!»

Заметил, однако, что сам уже отношусь к отдыхающим как к своим потенциальным клиентам. Присматриваюсь, что на ком висит, оцениваю. Помню, один «бык» пришел на пляж весь в «голде».

- В чем, в чем, извиняюсь?

- Ну в золоте. Массивные перстни, браслеты. Цепь даже не в палец толщиной - в два пальца! Крест массивный, подобный тому, что в церкви выносят по окончании службы. Как он вообще плавал? Кружу за ним в воде. Тот коситься стал. Я в ответ улыбаюсь. Похоже, он принял меня за представителя определенной секс-ориентации, брезгливо стал сторониться. Но я дождался своего. Мужик вышел на берег без цепи. Минут сорок я потом нырял, поднял золото.

- Старинный закон: что с воза, пардон, с «быка», упало, то пропало!

- Да.

- С клиентами ясно, а конкуренты? Не нападают?

- Это миф, что все пляжи на Черном море поделены, конкуренция дикая. Никто из местных практически поиском не занимается. Они избалованы. Жара, море, вино, живут на сдачу своего домика отдыхающим.

- А гастролеры типа тебя?

- Раз было, прихожу на свое постоянное место. Смотрю, ходит по пляжу новичок с простым металлоискателем. «Товарищ, - говорю вежливо, - это место Марата, слева участок Тенгиза, справа Ашота. Если они тебя увидят, прибор сломают». Тот испугался, услышав такие имена, извинился, убежал. Больше я его не видел.

- Конкурента-недотепу отправил восвояси, сам все золотишко выбрал, другим ничего не оставил!

- На море потерянных драгоценностей всем хватит. Самое оптимальное время для поиска - окончание купального сезона. До наступления осенних штормов. Сентябрь - начало октября. Рекомендую.

- А как в других странах курортных дела обстоят, в том же Египте?

- Про Египет ничего не знаю. В Турции  пляжный поиск - заработок служащих отелей. Запретить напрямую ходить с металлоискателем служащие тебе не могут, но косыми взглядами, знаками дают понять, что, дескать, они песочек разравнивают постоянно, а ты своими раскопками портишь пейзаж. В Таиланде после каждого отлива на берег выходят целые семьи с металлоискателями, дотошно обыскивают каждый клочок пляжа. Бизнес!

Конечно, у меня осталось еще много вопросов к Порываеву. Но тот предложил съездить в одну из столичных купальных зон, чтобы все ощутить на практике.

 

Продолжение в следующем номере «толстушки».