Открытие астрономов: Наша Галактика усеяна поминальными огнями погибших цивилизаций

Белые карлики-людоеды

Сенсационное заявление о том, что мы далеко не одиноки во Вселенной, прозвучало на ежегодном собрании Королевского астрономического общества, которое на днях прошло в Университете шотландского Глазго. А сделать его позволило оригинальное исследование, проведенное группой астрономов во главе с Джеем Фарихи из Лестерского университета.

Ученые изучали звезды, которые зовутся белыми карликами. В такого со временем превратится наш родной желтый карлик - Солнце. Да и другие звезды схожего размера и массы. Как правило, новая жизнь начинается после того, как в их недрах заканчивается термоядерное топливо.

Но перед волшебным перевоплощением начинается сущий кошмар. Звезды впадают в агонию - раздуваются и становятся красными гигантами. Диаметры увеличиваются в 200 раз. И раскаленные сферы поглощают планеты, которые при них были.

Когда настанет черед Солнечной системы, точно неизвестно. Может быть, через миллион лет, может быть, через миллиард. Но и она обязательно будет съедена светилом. Вместе с людьми. Если они не успеют переселиться куда-нибудь в другое место. Как в свое время советовал Константин Эдуардович Циолковский.

Насытившись, Солнце начнет сжиматься. Пока не превратится в яркий и плотный сгусток размером с Землю. Желтый карлик станет белым. И уже одиноким.

Идея Фарихи: любой вселенский «людоед» должен хранить в себе «непереваренные остатки» - химические элементы, составлявшие планеты. Или их прах, если выражаться иначе.

В нашем - земном - случае, к примеру, элементов набиралось бы на целую таблицу Менделеева. А чем хуже другие миры?

Стало быть, анализируя спектры излучений белых карликов, можно попытаться поискать соответствующие линии. Чем, собственно, ученые и занимались в рамках проекта Sloan Digital Sky Survey. В природе ведь, как говорят, ничего не исчезает бесследно.

Млечный Путь - спиральная Галактика с поперечником в 100 тысяч световых лет. Мы живем на окраине - в рукаве Ориона. Наши соседи - около 400 миллиардов звезд.

Здесь были чьи-то кости

Фарихи с коллегами изучили в общей сложности 146 белых карликов. Они находились в областях, свободных от космической пыли, комет и астероидов. То есть вероятность того, что на звезды нападало вещество, занесенное из глубин Вселенной, была минимальной. Тем не менее даже предварительный анализ спектра карликов показал: в них полно кальция. Подозрительно высокая концентрация. А кальций - это и твердые породы, и… кости.

Далее: там, где нашелся кальций, обнаружился и избыток водорода. А водород - это вода. Вода - жизнь. А кальций и вода вместе - это каменистые планеты с океанами. Вроде нашей Земли...

Благоприятное сочетание элементов удалось выявить у 109 карликов. По сути, у большинства обследованных. Получается, что все они имели твердые планеты с водой. Как минимум пригодные для обитания.

Грустно, конечно, но выходит, что большинство белых карликов ныне светят яркими поминальными огнями. И это все, что, возможно, осталось на память от погибших тут цивилизаций.

Здравствуй, жизнь

Есть и обнадеживающая новость. По мнению планетологов, прозвучавшему на собрании, образование похожих на Землю планет - куда более распространенный процесс, чем можно было предположить до сих пор. Значит, таких планет очень и очень много. А тех, на которых до сих пор есть жизнь, просто очень много.

Основываясь на исследованиях группы Фарихи и на статистических данных, астрономы подсчитали: только в нашей Галактике - Млечном Пути - 3,5 процента всех звезд обязаны иметь пригодные для жизни планеты. Если перевести проценты в штуки, то это миллиарды потенциально обитаемых миров. И некоторые могут находиться совсем близко. Их обнаружение - дело времени. Астрономические инструменты сейчас совершенствуются с потрясающей скоростью.

- Недалек тот день, - не шутят ученые, - когда мы в оптический телескоп разглядим купальник у инопланетянки, которая сидит на пляже, греясь под лучами альфы Центавра.

Звезды светят в ночи неугасимыми лампадами.

КСТАТИ О КАРЛИКАХ

Рядом с Солнцем расположена звезда-невидимка

Филип Лукас и его коллеги из британского Университета Хертфордшира обнаружили загадочный объект всего в 9,6 светового года от Земли. Эдакое крошечное солнце. Его диаметр составляет порядка десятой части нашего светила. А температура - особенно не погреешься: не более 230 градусов по Цельсию. Хотя кусок мяса на поверхности пожарить можно было бы.

Измерено: «жар», поставляемый объектом в окружающее пространство, составляет 0,000026 процента нашего солнечного. Но как раз по столь скромному тепловому излучению и удалось обнаружить малютку, который получил обозначение UGPS 0722-05.

Как объясняют ученые, если бы у такого, с позволения сказать, солнца были планеты, то их обитателям казалось бы, что оно, солнце, черное.

Едва нагретые звезды маленького диаметра называются коричневыми карликами. Вроде бы они тоже, как и их яркие сестры, образуются из облака газа, которое сжимается под влиянием собственной гравитации. Однако коричневым не хватает массы, чтобы запустить внутри себя термоядерную реакцию. И сиять за ее счет миллиарды лет. В таких карликах сохраняется лишь тепло, накопленное в процессе сжатия.

Каким бы хилым ни был UGPS 0722-05, это все-таки звезда. А последний раз звезды рядом с нами обнаруживали в 1947 году. В любом случае найденный ныне коричневый карлик пока самый близкий к нам из всех карликов.

Говоря слово «пока», астрономы намекают, что обследовали всего один процент звездного неба. И сразу же нашли карлика-невидимку.

Совсем не исключено, что дальнейшее изучение окружающего пространства добавит карликов. Из числа ближайших соседей, которые не видны в нормальные телескопы.

У UGPS 0722-05 есть загадки. Размером он примерно с наш газовый гигант Юпитер, но раз в 30 тяжелее. Чем таким весомым карлик набит? Неизвестно. Хотя, по предварительным данным, в атмосфере объекта обнаружены вода и метан.

Есть ли у карлика планетная система, пока не установлено. Но теоретически такое не исключено.

В Одессе не видят ничего криминального из-за  обратной декоммунизации
В Одессе не видят ничего криминального из-за "обратной декоммунизации" 1

Власти отметили, что при губернаторе Саакашвили некоторые улицы переименовали без общественных слушаний.

В Белом доме рассказали о достижениях Трампа
В Белом доме рассказали о достижениях Трампа 48

По данным ведомства, американский президент добился "дальнейшей изоляции Сирии и России в ООН". А также "послал сообщение миру" своим приказом о нанесении удара в Сирии.

Жебривский поддержал  возвращение Ростовской области в лоно Украины
Жебривский поддержал "возвращение Ростовской области в лоно Украины" 507 3

Глава Донецкой области рассказал о своих мечтах во время рабочего заседания.

В Македонии протестущие захватили здание парламента
В Македонии протестущие захватили здание парламента [видео] 14

Более 200 митингующих ворвались в здание парламента Македонии. Они выступают против избрания спикером парламента этнического албанца, лидера "Демократического союза за интеграцию" Талата Хафери.

Российский депутат: за убийством Вороненкова стоит конкретный человек
Российский депутат: за убийством Вороненкова стоит конкретный человек [видео] 243

Экс-депутата Госдумы убили в Киеве посреди дня. Киллер выстрелил в политика, когда тот шел на встречу к бывшему коллеге по Госдуме Илье Пономареву.

Вандалы снова осквернили памятник жертвам Холокоста в Тернополе
Вандалы снова осквернили памятник жертвам Холокоста в Тернополе 186

Монумент находится непосредственно на могиле, где захоронены погибшие.

Что нас ждет с 1 мая: пенсии и соцвыплаты вырастут, а соцнормы сократят
Что нас ждет с 1 мая: пенсии и соцвыплаты вырастут, а соцнормы сократят 1061 2

Государственным бюджетом Украины предусмотрено в этом году два повышения прожиточного минимума. Первый произойдет 1 мая.

Когда закончится сигаретный дефицит
Когда закончится сигаретный дефицит 536

Уже несколько недель украинские курильщики страдают.

Госдолг Украины вырос до 72,35 миллиардов долларов
Госдолг Украины вырос до 72,35 миллиардов долларов 416 4

За один месяц эта цифра возросла более чем на миллиард.

Писатель Веллер метнул кружку в радиоведущую  Эхо Москвы
Писатель Веллер метнул кружку в радиоведущую "Эхо Москвы" [видео] 1401 3

Писатель устроил скандал в прямом эфире.

Как приготовить овощной шашлык на мангале: простые советы
Как приготовить овощной шашлык на мангале: простые советы 513

Следуя этим правилам у вас получится идеальные запеченные овощи.

Для тех, кто незаконно ездит в Крым, создали специальный  Стоп-лист
Для тех, кто незаконно ездит в Крым, создали специальный "Стоп-лист" 1001 3

Украинские пограничники будут собирать информацию о тех, кто посещает полуостров с нарушением нашего законодательства.

Дженнифер Лопес удивила поклонников откровенным платьем-сеточкой
Дженнифер Лопес удивила поклонников откровенным платьем-сеточкой 213

47-летняя звезда продемонстрировала свое отличное тело во время церемонии вручения музыкальной премии от Billboard. Певица и актриса пришла в откровенном наряде, чем порадовала фанатов

Охлобыстин с семьей готов податься в  ДНР  -  подавать пулеметные ленты
Охлобыстин с семьей готов податься в "ДНР" - "подавать пулеметные ленты" 215

Скандальный российский актер Иван Охлобыстин заявил, что готов переехать на территорию Донбасса вместе с семьей и там помогать бойцам "ДНР" воевать против украинских военных.

Инне Чуриковой вызывали  скорую  перед спектаклем
Инне Чуриковой вызывали "скорую" перед спектаклем 139

Несмотря на недомогание 73-летняя актриса отказалась от госпитализации и вышла на сцену.

Неймар повеселил болельщиков неудачным финтом
Неймар повеселил болельщиков неудачным финтом [видео] 215

Бразилец не устоял на ногах, пытаясь продемонстрировать свои футбольные навыки.

Кличко и Джошуа рассмеялись на дуэли взглядов
Кличко и Джошуа рассмеялись на дуэли взглядов [видео] 964

В Лондоне состоялась финальная пресс-конференция накануне супербоя между украинским претендентом и британским чемпионом

Кличко - Джошуа: Букмекеры отправляют украинца в нокаут
Кличко - Джошуа: Букмекеры отправляют украинца в нокаут 506

29 апреля Владимир Кличко выйдет на ринг впервые после поражения, которое потерпел аж полтора года назад, потеряв все свои титулы и пояса.