Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
17 апреля
Загрузить еще

Василия Будника Берия обласкал, а Кучма обидел

Василия Будника Берия обласкал, а Кучма обидел

8 марта на 94-м году жизни умер один из основателей конструкторского бюро «Южное», Герой Социалистического Труда Василий Будник.

В канун девяти дней со дня кончины легендарного ракетчика «Комсомолка» пообщалась с его вдовой Верой Ивановной.

Керосиновая жизнь

С Василием Сергеевичем судьба свела Веру Ивановну 5 сентября 1937 года. Будучи студенткой 2-го курса МАИ, она пришла на вечер, посвященный Дню студента.

- Весь зал был забит, сесть некуда, - вспоминает Вера Будник. - И тут сзади кто-то спрашивает: «Вы ищете место?» Я обернулась. Лица не увидела, только улыбку, но сердце у меня сразу заколотилось. Парень усадил меня в кресло, и тут же кто-то спросил: «Кого это Вася привел?» Так я узнала его имя. Позже он признался, что запомнил меня со второго семестра: как я стояла у стены в клетчатой юбочке и грызла яблоко.

Любовь возникла между ними с первого взгляда. Однокурсники ревновали Веру к Василию, даже собирались его побить, ведь девушек в группе училось всего пять.

Только молодые люди решили пожениться, как грянула война.

- В январе группу конструкторов эвакуировали в Куйбышев, - продолжает Вера Ивановна. - Но регистрировать брак там я не захотела. Запомнился такой случай. Хозяйка разлила мужчинам водку в бутылку из-под керосина - другой не нашла. Когда выпили, кто-то пошутил: «Ну, Вася, жизнь твоя теперь будет керосиновой». И как в воду глядел: первые ракеты работали именно на этом топливе.

Сразу после возвращения в Москву 22 февраля 1942 года мы сыграли скромную свадьбу.

Вася + Верочка

Беспокойная жизнь, начавшаяся после замужества, воспринималась Верой как должное.

- Ведь наши отцы тоже не сидели с нами, - говорит она. - Васин папа работал земским агрономом, а мой - один из первых сварщиков России - мотался по стране и дома был редким гостем. Поэтому беспокойный распорядок семейной жизни был для нас делом привычным.

Часто Василия вызывали на работу прямо из отпуска или из кинотеатра, присылали за ним самолет, и он улетал на полигон на испытания очередной ракеты.

- Мы посчитали, что из первых пяти лет прожили вместе всего два, - делится вдова академика.

Несмотря на занятость, супруги находили время на активный отдых. Увлекались туризмом, плавали по Оби, Лене, Волге. Кстати, Василий Сергеевич страстно любил рыбалку.

- Характер у него был норовистый, - с гордостью говорит Вера Ивановна. - Спорить бесполезно: своего мнения никогда не менял. И в то же время очень нежный. Всю жизнь называл меня только «Верочка», даже когда ссорились.

Дети отца просто обожали и настроение его чувствовали на расстоянии. Когда же он был особенно недоволен, говорили: «Папа сопит и прижимает уши».

Поговорить с Гагариным было невозможно

- Вы часто встречались с высшим руководством?

- Только Вася. Мы вместе регулярно общались с Ильюшиным, Сергеем Королевым, Юрием Победоносцевым. Пару раз - с Гагариным. Правда, его так охраняли, что нормально поговорить было невозможно. Еще муж очень хорошо думал о Берии как о руководителе и неоднократно с ним виделся. Он вообще ничего не боялся, отстаивал свои проекты с запалом. Берия же всегда помогал с жильем, работой, материалами и был очень толковым специалистом. А вот с Кучмой не сложилось…

- Почему?

- Когда он был директором «Южмаша», Василий еще с ним ладил. Кучма решал любые вопросы, был прост в обхождении, хорошо разбирался в проблемах завода. А потом стал президентом, и Вася однажды сказал: «Он меня разочаровал». Видимо, Кучме это донесли. Потому что когда три года назад умер наш сын Саша, Леонид Данилович, который в тот день как раз находился с женой у себя (их квартира расположена в том же подъезде на втором этаже. - Авт.), даже не соизволил подняться и выразить соболезнование. То же повторилось и в июле в Крыму, когда от сердечного приступа скончался наш младший сын Миша. Кучма столкнулся с нами во дворе, поздоровался и… ничего не сказал. Нас это задело до глубины души. Как-то не по-человечески…

Черный октябрь

- Какое время выдалось самым тяжелым?

- Мы постоянно жили напряженно, но трудно или скучно не было никогда, так как и в семье, и в коллективе царил полный лад, - уверяет Вера Ивановна.

А самым страшным днем для нее стало 24 октября 1960 года. На этот день на космодроме Байконур к 43-й годовщине Октября приурочили запуск нескольких ракет. Брежнев и Устинов задали днепровской команде воистину «кавалерийский» темп: начать испытания ракеты Р-16 на семь месяцев раньше плана. Василий Сергеевич тогда работал в Капустином Яру. Накануне знаменательного дня он обнаружил в своей ракете неполадки и, несмотря на гнев руководившего запусками главного маршала артиллерии, заместителя министра обороны СССР Митрофана Неделина, отдал распоряжение слить топливо. А потом отправился на площадку Михаила Янгеля.

- У Васи кроме колоссальной работоспособности и конструкторского гения была еще одна отличительная черта - дар предвидения, - рассказывает Вера Ивановна. - Он стал убеждать Янгеля снять ракету со старта, поскольку в ней где-то была течь. Но ничего не получилось, так как начальство рвало и метало. И случилось непоправимое - во время старта ракета загорелась.

Погибли около 100 человек, в том числе маршал Неделин. Это и есть самый черный день в моей жизни: я была почти уверена, что среди них и Вася. Но на следующий день мне передали список, и у меня словно гора с плеч свалилась.

Последняя радость - внуки

С 1951 года постоянным местом проживания Будников стал Днепропетровск, где Василий Сергеевич занял должность главного конструктора «Южмаша».

Семья первого ракетчика страны так и не стала зажиточной. Все, что они приобрели, - это роскошная квартира по улице Куйбышева, правительственные награды и скромные сбережения.

- Я так любила Васю, что слушалась во всем. А вот масштаб его работы не представляла, - признается вдова. - Знала лишь, что он вечно пропадал на полигоне и работал как сумасшедший. Но все время было ощущение, что жизнь мы проживаем не зря. И это очень помогало нашим отношениям.

Супругам удалось поднять на ноги троих сыновей. И хотя два из них рано ушли из жизни, а один переехал в Москву, их дни согревали внуки и невестка Зося.

- У Васи не было времени заниматься собственными детьми, внуки же стали его настоящим увлечением, - улыбается вдова. - Он даже вел специальные фотоальбомы, где с юмором и художеством отражал их достижения и шалости.

Один из внуков, Петр, 7 лет назад уехал в Канаду для работы над диссертацией.

- Василий Сергеевич мечтал дожить до ее защиты, - вздыхает Вера Ивановна, - но не успел.

ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА

Василий Будник родился 11 июня 1913 года в селе Семеновка Черниговской области. Руководил группой «Зоммерда» института «Нордхаузен» в советской оккупационной зоне Германии. Направлен в Германию членом комиссии по изучению немецкой ракетной техники (1945).

Главный конструктор на заводе № 586 - ныне «Южный машиностроительный завод» (Днепропетровск, 1951-1954). Первый заместитель главного конструктора Особого КБ № 586 - ныне КБ «Южное» (Днепропетровск, 1954-1968). Заместитель руководителя Днепропетровского отделения Института механики АН УССР (1972-1980). Заместитель директора (1980-1988), главный научный сотрудник Института технической механики Национальной академии наук и Национального космического агентства Украины.

Будучи заместителем Королева, принимал непосредственное участие в создании первых советских баллистических ракет.