Юлия ЗИНЧЕНКО («КП» - Харьков»). Фото автора. Использованы кадры из кинофильма Константина Кеворкяна «Харьков - Владивосток». (14 мая 2010)
Проводники этого поезда ловили бандитов и принимали роды [ВИДЕО]

Проводники этого поезда ловили бандитов и принимали роды [ВИДЕО]

Комментарии: 4
Бывший начальник поезда - Александр Абросимов.

«Комсомолка» собрала самые интересные истории из долгой и увлекательной жизни уникального пассажирского состава, занесенного в Книгу рекордов Гиннесса.

Почти 10 000 км за восемь суток

О поезде под номером 53/54 «Харьков - Владивосток» говорят: «Если хотите незабываемых впечатлений - садитесь!» И речь идет не только о природе российской глубинки, 1000-километровые просторы которой пронизывает этот маршрут. «Харьков - Владивосток» - это целый мир: здесь вам и любовь, и криминал, и даже собственные законы…

От «пункта а» до «пункта b» поезд едет около 175 часов, или почти 8 суток! Расстояние, которое преодолевает состав, - 9713 км! За это время купе для пассажиров становится маленьким домом, а бригада поезда - почти родственниками. Путешественники, отважившиеся ехать в такую даль, признают: если поначалу все кажется диким и хочется быстрее приехать, то через два-три дня все адаптируются и начинают жить «вагонной жизнью».

- После 8 дней в пути, когда сходишь с поезда, начинается что-то типа морской болезни, - утверждает проводник уникального состава Виталий Евтушенко. - А сколько разных историй тут происходит - романы писать можно!

Проводники и бывший начальник поезда Александр Абросимов рассказали нам самые яркие эпизоды из своей жизни в пути.

Новорожденного назвали в честь начальника поезда

Порой членам поездной бригады приходится сталкиваться с, мягко говоря, непредвиденными ситуациями. Председатель независимого профсоюза на ЮЖД Александр Абросимов, работавший ранее на маршруте «Харьков - Владивосток», вспомнил, как... принимал роды!

- Это было в 2006 году, - рассказывает Абросимов. - Я со своими людьми заменял постоянную бригаду состава «Харьков - Владивосток». Это была моя первая поездка по маршруту. Шли шестые сутки в пути, мы ехали по Сибири. Где-то перед Читой прибегает проводница и говорит: «Срочно врача - женщина рожает!» А до ближайшей «цивилизованной» станции - часа четыре! Я связался по рации с машинистом, и он попросил пассажиров с медицинским образованием подойти в штабной вагон. Но никто не откликнулся. В итоге я сам пошел по вагонам в поисках хоть кого-то, кто мог бы помочь. Нашли одну медсестру-бурятку, а также женщину лет тридцати - мастера спорта по фигурному катанию (профессиональные спортсмены неплохо разбираются в медицине). Ну а я им ассистировал: дал команду проводникам, чтобы списали белье, потому что надо было ребенка во что-то пеленать, подносил теплую воду и первым подержал ребенка на руках. Молодая мамаша была очень благодарна, даже пообещала назвать мальчика в мою честь - Сашей...

Весь маршрут от Харькова до Владивостока составляет 9713 км!

Пьяная проводница подожгла вагон

Чтобы хоть как-то скоротать время, пассажиры поезда берут с собой в путь всякие игры, литературу... Но что уж таить, в таком путешествии не обходится и без спиртного. При этом бывалые знают: важно пить с умом, тогда есть шанс приехать на конечную станцию в адекватном состоянии.

Проводник Виталий Евтушенко помнит, как в купейном вагоне ехали военные с длительной учебы - возвращались домой, к женам. Чтобы понять всю соль произошедшего, нужно заметить, что многие служивые, бесстрашные на службе люди, дома порой находятся под каблуком жен и побаиваются их справедливого гнева. В общем, эта компания решила вовсе не пить, чтобы наверняка предстать пред ясны очи своих супружниц белыми и пушистыми.

- Это были офицеры, - вспоминает проводник. - Сутки едут, вторые - ни в одном глазу. Я недоумеваю: обычно у таких компаний без алкоголя не обходится. Думаю, может, денег нет после командировки. Но когда осталось пару дней пути, они сорвались. И на перроне падали в объятия встречавших их жен (не могли держаться на ногах) и даже «привет» сказать не могли. Было видно -дома их ждет «разбор полетов» похлеще, чем у командира на ковре…

Впрочем, подобные истории для поезда - скорее стандартные. Но случались и настоящие алкогольные ЧП. Однажды из-за водки весь состав едва не сгорел! Правда, в тот раз пьяными были не пассажиры, а… проводницы.

В 2003 году, когда вся эта история произошла, Виталий Евтушенко как раз работал на этом маршруте и помнит события воскресного дня очень хорошо.

- В Челябинске к нам прицепили российские вагоны, - рассказывает он. - А там проводниками работали женщины - крупные, бойкие. Ехали, попивали водку. И вот допились до того, что одна разлила кипяток на пассажиров. Те, понимая, что от невменяемой женщины можно ожидать чего угодно, связали ее, положили в служебное купе отсыпаться. Но проводница не сдавалась. Она решила перепалить веревки зажигалкой, но огонь кинулся на шторы, одеяло...

Кто-то к тому же разбил окна в вагоне, и пожар из-за порыва ветра еще усилился. «За бортом» в тот момент было минус 38 - поезд как раз подъезжал к станции «Зима».

- Вагон загорелся, как факел! - вспоминает Виталий. - Хорошо, что пожар вовремя заметили, сорвали стоп-кран и всех пассажиров эвакуировали. А вагон так и остался догорать…


Машинисты «рулят» поездом 8 суток подряд.

Шулера обирают дембелей до подштанников

Как и во всех государствах, в государстве «Харьков - Владивосток» имеются криминальные элементы. И за восемь суток, говорят проводники, можно не только перезнакомиться со всеми, но и дойти до настоящей вражды.

- Маршрут разнонациональный: кроме русских и украинцев тут и буряты, и таджики, и армяне, и грузины, - рассказывает проводник Виктория. - Часто ездят и бывшие заключенные. Конечно, возникают ссоры. А до ближайшей станции, где есть отделение милиции, может быть несколько часов пути, поэтому стараемся уладить конфликт своими силами.

Александр Абросимов вспоминает, как к ним в поезд подсели бывшие зэки и начали приставать к молоденьким проводницам.

- Для демонстрации силы в ход пошел даже нож, - рассказывает бывший начальник поезда. - И в такой ситуации единственный верный путь - применить такую же силу к ним. Один из моих проводников был бывшим афганцем. Мы заломали обнаглевшему бандиту руки и на первой же станции просто выбросили его из поезда вместе с ножом…

Очень много встречается картежников, которых здесь называют «Форма 36» (по числу карт в колоде).

- Шулера не грабят, но выигрывают - ловкость рук и никакого мошенничества, - рассказывают проводники. - Больше всего от них достается тем, кто едет с золотых приисков. Бывали случаи, что работяга еще не успевал доехать до дома, а у него уже ничего не оставалось. И проигравший покупал на оставшиеся деньги билет назад, в Сибирь… А еще «под раздачу» шулеров попадают дембеля. Они садятся в поезд с подарками, все такие красивые, в парадной форме… А выходят из вагона в одних подштанниках и шлепках - проигрывают бушлаты, камуфляж, пропивают подарки...


Вагон-ресторан - главное место отдыха «вагонного общества».

Вагон-ресторан - главное место отдыха «вагонного общества».

Красную икру продают прямо на перроне

Этот поезд, безусловно, лидировал бы в рейтинге контрабандных рейсов, если бы пограничники захотели такой составить. Пассажиры промышляют транспортировкой всего, что только можно представить. Попадались в нем и на перевозке наркотиков, и на мехах, и даже на резиновых лодках, которыми умудрялись набить целое купе…

Но, пожалуй, самый популярный контрабандный товар - красная икра из Приморья. Ее килограммами часто прячут между матрацами прямо в купе.

Пассажиру этого поезда, харьковскому журналисту Константину Кеворкяну, довелось попробовать эту икру, и с тех пор, по его словам, подобной он не ел.

- Одной из достопримечательностей маршрута является рынок красной икры в Приморье, - рассказывает он - Там икру продают прямо на перроне. Такого количества ее - разного размера, формы, цвета - я в жизни не видел!

Маршрут «Харьков - Владивосток» порой становился предметом бурных, причем нелестных обсуждений на различных форумах в Интернете.

«Самый жуткий поезд, в котором я когда-либо ехал, был украинский «Владивосток - Харьков»! - возмущается форумчанин под ником Alex. - Таких убитых вагонов я никогда не видел! Внутренних стекол на окнах нет, рамы гнилые, все, что можно сломать, - сломано, постельное белье серого цвета, в каких-то разводах…»

Но это - скорее исключение. Большинство пассажиров все-таки хвалят маршрут. Особенно его команду. Константин Кеворкян даже снял о поезде фильм, посмотрев который хочется бежать в кассу за билетом, чтобы прокатиться от Харькова до Владивостока. Но, к сожалению, уже поздно. 14 мая поезд отправился в свое последнее путешествие… 

ВЕРСИИ

Маршрут отменила Россия?

Официально в управлении украинской Южной железной дороги называют простую причину упразднения маршрута «Харьков -Владивосток»: экономически нецелесообразно. Желающих проехать весь путь длиной без малого в 10 000 км немного: на каждый рейс набирается около десяти таких пассажиров. А «попутные пассажиры» особой прибыли якобы не приносят.

Однако среди железнодорожников говорят, что решение упразднить маршрут приняли из-за того, что в России были недовольны состоянием наших вагонов, на что постоянно жаловались пассажиры.

Но и тут стоит принять во внимание человеческий фактор: в одном вагоне за рейс едут 200-300 человек! Поэтому иногда даже новый вагон за пару рейсов превращается в «халабуду» на колесах.

БУДЬ В КУРСЕ

Как теперь ехать на Дальний Восток

В ЮЖД обещают, что добраться из Украины на Дальний Восток можно будет и после 14 мая. Беспересадочные вагоны в Красноярск и во Владивосток будут следовать из Харькова до Самары и там цепляться к поезду №133/134 «Пенза - Владивосток».

КСТАТИ

Билет на поезд «Харьков - Владивосток» стоил недешево: 4539,26 грн. за купе и 2321,56 грн. за плацкарт.

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт