Светлана КУЗИНА. Фото автора. (12 марта 2010)
Кто проложил каменные дороги миллионы лет назад?

Кто проложил каменные дороги миллионы лет назад?

Берег залива St. Georg.

Здесь чудеса, как на плато Наска

Древние сооружения Мальты - катакомбы, храмы, обсерватории и прочие мегалиты - одни из самых загадочных на Земле. Они старше египетских пирамид почти на тысячу лет. Кем построены - неизвестно. А главное, зачем? В их назначении такая же большая тайна, как в рисунках перуанской пустыни Наска или в каменных кольцах английского Стоунхенджа.

Некоторые ученые опасливо предполагают, что мальтийская цивилизация старше шумерской - ее официально называют самой древней на Земле. И вообще самой первой из числа развитых.

Шумеры появились в районе Месопотамии 6000 лет назад. Считается, что именно они придумали очень много полезного: от колеса, письменности, арифметики и лунно-солнечного календаря до гвоздей и пива.

Раскопки на Мальте свидетельствуют: развитая цивилизация была здесь 8000 лет назад. Исследователи не исключают, что именно от мальтийцев шумеры получили свои знания.

- Есть гипотеза, что мальтийцы, владеющие высокими технологиями, участвовали в строительстве Стоунхенджа, - говорит историк, археолог, преподаватель Мальтийского университета Стефан ФЛОРИАН. - Например, недавно британские археологи рядом со знаменитым мегалитом обнаружили древнее захоронение возрастом более четырех тысяч лет. И в нем находились останки человека, который сильно отличался от местных жителей. Археологи, не смущаясь, называют его «пришелец».

- По легендам, «пришельца» считали магом, - говорит директор Археологического общества Уэссекса Эндрю ФИЦПАТРИК, - он умел двигать огромные камни и плавить руду, делать из металла предметы.

По одной из версий, магом был сам легендарный волшебник Мерлин. Но по другой - «технолог» прибыл с Мальты, откуда по неизвестной причине внезапно пропали люди примерно в 2000 году до

н. э. А дата возведения Стоунхенджа - 2440 - 2100 гг. до н. э. Сходится!

О таинственном исчезновении мальтийской цивилизации мы еще расскажем. А сейчас попробуем разобраться в загадке, которая сразу бросается в глаза. Остров вдоль и поперек исполосован огромными колеями, словно сетью беспорядочных рельсов. От кого они остались?

Дороги в никуда

Загадочные «транспортные пути» проходят по двум из трех островов мальтийского архипелага - на Мальте и на Гозо. Одни похожи на колеи от телег. Другие столь глубоки и широки, будто их оставили танки или «КамАЗы».

Некоторые борозды врезаны в камень на 70 сантиметров - я сидела сверху, свешивая в них ноги. Колеи могут тянуться через весь остров, через горы, могут разветвляться, словно железнодорожные пути на крупной сортировочной станции. Одни заканчиваются на обрывах, другие уходят в глубь моря. Есть такие, которые то исчезают, то появляются вновь. Словно эти колеи пропахал объект, который то взлетал, то опускался на камни.


Самые большие колеи в Clapham Junction на Мальте. Ширина - 1,5 м, глубина - 70 см (на большом фото). Сверху эти колеи (на маленьком фото) выглядят сортировочной железнодорожной станцией.

Самые большие колеи в Clapham Junction на Мальте. Ширина - 1,5 м, глубина - 70 см (на большом фото). Сверху эти колеи (на маленьком фото) выглядят сортировочной железнодорожной станцией.

Первое, что приходит в голову: здесь веками ездили большие колесницы, методично прорезая колесами камень. Вот и образовалась «колейность» - почти как у нас на асфальтовых дорогах, которые нуждаются в ремонте. Энтузиасты, измерив борозды, даже подсчитали, что передвигаться вдоль них могли бы колеса диаметром в два метра, изготовленные из очень прочного материала - скорее всего, металла.

- Мальта 700 лет находилась под управлением Римской империи, - говорит вице-президент Археологического общества Мальты, профессор Мальтийского университета Антони БОНАННО. - Римские колесницы вполне могли оставить глубокие следы.

У столь здравой версии есть всего один недостаток: на Мальте не найдено ни одного колеса. Даже деревянных нет.

Судя по раскопкам, первые колеса появились у шумеров в Месопотамии (современный Ирак) в 3500 - 3000 годах до н. э. Там их и находят. А возраст «рельсов», как считают археологи, не может быть меньше 6 - 7 тысяч лет. Но, возможно, они гораздо старше…

Атланты начудили

Загадка «дорог» рождает массу предположений. Мальтийский архитектор Джордж Гронье де Вассе, например, в свое время доказывал, что Мальта - часть затонувшей Атлантиды. Стало быть, и «рельсы» остались от атлантов, которые по ним что-то возили. Может быть, даже под воду.

Уфологи сравнивают колеи с рисунками на плато Наска. И приписывают им инопланетное происхождение: мол, братья по разуму исчеркали остров лазерным лучом.

Местные ученые над этим смеются. Но сами ничего путного не придумали.

- «Рельсы» проходят вблизи древних храмов (в то время их было больше 40, сейчас осталось около 20. - Ред.), значит, по ним доставляли многотонные каменные блоки для строительства, - полагает куратор археологических исследований департамента «Наследие Мальты» Катя СТРАУД. - Возле некоторых храмов было найдено много известковых шаров диаметром 40 - 60 см. Их могли использовать как подшипники. Прорубали каменными орудиями колеи, выкладывали в них шары, сверху ставили плиту, а на нее - груз. Так и катили. Причем, прокатив плиту вперед, могли задние шары брать, переносить вперед и дальше катить.

Но вот незадача: большинство борозд, во-первых, проложено в пустынных местах, вдали не только от храмов, но даже поселений, а во-вторых, сечение борозд в основном - «корыто», а не полукруг, который бы остался от шаров. Да и выдержат ли известняковые шары давление глыб весом в несколько тонн? И кто вообще это транспортное средство толкал или тянул?

- Возможно, что эти колеи могли быть искусственными каналами для сбора дождевой воды, - рассуждает историк Стефан Флориан. - Блокировали борозду с двух сторон и вычерпывали.

И снова облом: почему их надо было делать парами? С таким же успехом можно предположить, что по бороздам подавали воду жителям: по одной - холодную, по другой - горячую.

Срочная эвакуация

Интересное объяснение мальтийскому артефакту дал российский геолог, выпускник Петербургского Горного института, проработавший 15 лет в районах Крайнего Севера, а ныне бизнесмен Дмитрий БЕХ-ИВАНОВ.

- Все просто: никто не долбил известняк, не истирал его в пыль колесами, - пояснил Дмитрий Эвальдович. - Проехали по грязи - и след готов. Отсюда и несовершенство геометрии отпечатков - их никто не делал специально.

- Грязь? - искренно удивилась я. - Мальта же - это камень, сплошной известняк!

- Твердым он стал сейчас, - сообщил геолог. - А когда-то Мальта и Гозо были покрыты мягкими, как глина, карбонатными илами, которые позже, высыхая, образовали камень-известняк. Колеи оставлены деревянными санями, в которые впрягались жители и так перевозили грузы. Для перемещения по грязи сани - лучший транспорт.

- А что мальтийцы возили так далеко через весь остров?

- Они на санях эвакуировались, чтобы спастись. На Мальте произошла какая-то катастрофа, земля во многих местах вздыбилась. И уцелевшие люди, населявшие берега водоемов, оказались в одночасье вдали от воды, окруженные болотной жижей. Собрав весь свой скарб, стали уходить на новое место жительства, к воде. Поэтому «рельсы» и идут с гор в низины. И не на дно моря, а к воде. И отпечатки ног людей я нашел.

Гипотеза Бех-Иванова тоже не без загвоздки. Колеи встречаются в двух слоях так называемых «коралловых известняков»: верхнем и нижнем. Возраст первого геологи оценивают в 5 - 7 млн. лет. А второго - в 25 - 35 млн. лет. Получается, что люди жили на Мальте в то далекое время?

Может быть, и так. Хотя сам ученый не исключает, что 6 - 7 тысяч лет тому назад на Мальте могла произойти катастрофа, которая сдвинула и смешала известняки.

В следующей «толстушке» читайте о том, какая катастрофа случилась на Мальте, откуда там взялись лилипуты и карликовые животные.

загрузка...
загрузка...

Политика

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Тайная любовь Потапа и Насти: 5 доводов, почему они вместе
Тайная любовь Потапа и Насти: 5 доводов, почему они вместе [фото] 38223 5

Долгие годы певец и продюсер Алексей Потапенко скрывал кардинальные изменения в личной жизни, но в конце года решился на сердечный "каминг-аут". Кто же она, тайная муза одного из самых успешных артистов Украины?

Спорт