Array ( [0] => 2829 [1] => 2836 [2] => 2850 [3] => 2860 [4] => 2871 [5] => 2883 [6] => 2890 [7] => 2898 [8] => 2921 ) 1
0
18 апреля
Загрузить еще

Какие специалисты понадобятся стране после кризиса?

Какие специалисты понадобятся  стране после кризиса?

Так какие же условия выдвигает к соискателям рынок труда спустя полтора года после начала кризиса? Какие профессии остались востребованными? Как сегодняшним абитуриентам строить планы на будущее и не прогадать с выбором специальности и вуза? На эти вопросы попробовали найти ответ участники круглого стола, который прошел в редакции «Комсомольской правды» в Украине».

В ЦЕНЕ РАБОЧИЕ РУКИ И ВЫСОКОКЛАССНЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ

Валерий Захожай:

- Финансовый кризис повлиял на все сферы деятельности в стране и особенно на рынок труда: сократилось производство, снизилась заработная плата, часть которой ушла в тень, у работодателей пропала необходимость удерживать своих сотрудников с помощью бонусов, они стремятся максимально уменьшить издержки производства и в первую очередь экономят на персонале. Начали сворачиваться социальные программы, пошел процесс оптимизации штатных расписаний и должностных обязанностей. Украинский рынок труда превратился из «рынка соискателя» в «рынок работодателя».

Проблема обеспечения потребности специалистов в той или иной отрасли национальной экономики существовала и будет, на мой взгляд, существовать постоянно. И зависеть она будет от приоритетов развития соответствующих сфер экономики страны.

Наталья Шевченко:

- Работодатели того или иного региона сориентированы на свои специфические требования. В Херсонской и Николаевской областях нужны судостроители. В Луганской области работодатели испытывают потребность в машинистах, умеющих работать на спецтехнике в шахтах. Работодателям Киева, Донецка и Днепропетровска необходимы хорошие высококвалифицированные бухгалтера. Не могу сказать, что не нужны менеджеры, которые умеют сегодня в условиях кризиса сориентироваться на рынке труда и предложить какие-то новые шаги, пути решения выхода предприятия из кризисной ситуации.

Но при условии снижения количества вакансий работодатель повышает требования к специалистам. Если говорить о профессиях, то сегодня, как это было и в  докризисный период, нужны квалифицированные рабочие руки. Никто не хочет брать человека, который обладает виртуальными знаниями или имеет формальную корочку об окончании вуза.

Валерий Захожай:

- Не нова будет мысль о том, что у нас много дипломированных специалистов и очень мало высококвалифицированных работников. Причем последнее во многом зависит от знаний и ответственности самого человека. И одной из особенностей нынешнего этапа развития украинского рынка труда является наличие определенного количества предложений по трудоустройству из-за острой нехватки именно квалифицированных кадров.

Весьма логично предположить, что большая востребованность как в период кризиса, так и в ближайшее время после него будет прежде всего в аналитиках; специалистах, связанных с юриспруденцией и компьютерными технологиями; в программистах-разработчиках, менеджерах по продажам и персоналу; маркетологах; оценщиках бизнеса; специалистах по венчурным проектам; налоговых консультантах; сервисных инженерах; специалистах коллекторских компаний (занимающихся взысканием долгов); бухгалтерах. Востребованность этих специалистов особенно увеличится для тех, кто владеет иностранными языками.

НА РЫНКЕ ПЕРЕИЗБЫТОК ЭКОНОМИСТОВ?

Николай Фоменко:

  - Сегодня сложилась ситуация, когда нет контакта между работодателями и вузами, у нас проблема с профориентационной работой. В итоге в этом учебном году более 16 тыс. человек получают второе высшее образование. То есть исправляют ошибки с выбором учебного заведения и специальности, ибо жизнь заставляет выбирать другое образование. Поэтому проблем с трудоустройством много. Как выходить из ситуации? Мы уже третий год просим вузы, которые подчинены Минобразованию, согласовывать свои объемы приема с управлениями образования и региональными центрами занятости. Это позволит сравнить реальную картину на региональном рынке труда и специализацию выпускников вузов. В советское время существовал госплан - структура, которая занималась прогнозированием нужд специалистов на рынке труда. Госплан исчез, но другая структура не появилась. И поэтому у нас во многом неуправляемая ситуация с подготовкой специалистов. Влияет на все это и то, что появилось большое количество частных вузов, которые тоже ищут место на образовательном рынке. В Украине 350 вузов III-IV уровня аккредитации, среди них 108 частных. Но мы мало найдем в частных учебных заведениях такие направления, как инженерия, физика, математика. Главным образом они готовят людей по экономическим специальностям, менеджменту, праву.

Валерий Захожай:

- Часто возникает вопрос: почему сегодня молодые люди идут учиться преимущественно на правовые, экономические, менеджерские специальности? Очевидно, потому, что эти специальности имеют универсальность и широкий спектр применения своих знаний. В любой сфере деятельности нужен и бухгалтер, и финансовый директор, и менеджер, и правовик. Абитуриент уверен, что, получив такую специальность, у него будет работа и преимущества карьерного роста. Сегодня существует значительный разброс между теми, кем люди хотят работать, и теми, кто нужен экономике, и теми, кто на самом деле присутствует на рынке.

Наталья Наконечная:

- Во время кризиса мы на себе ощутили, что работодатели стали очень экономными. Они хотят видеть идеального выпускника. Он должен разбираться в таких отраслях, как экономика, маркетинг, владеть компьютерными навыками, знать не менее двух иностранных языков.

Мы держим связь с нашими выпускниками и стараемся через них отслеживать спрос, который в данный момент существует на рынке. Это нам помогает ориентироваться в том, каким путем идти и какие профессии предлагать. И сегодня, как ни странно, не падает спрос на экономические специальности. Кроме того, повысился в этом году и спрос на юридическое образование. Мы видим эту тенденцию на уровне колледжа и бакалаврата, опрашивая поступающих и их родителей. В последнее время медленно, но уверенно растет также количество желающих стать специалистами в области компьютерных наук. Тем не менее мы понимаем, что не всегда такие запросы совпадают с возможностями обычного выпускника школы, который приходит получить высшее образование.

РАБОТОДАТЕЛЬ НЕ ДОЛЖЕН СТОЯТЬ В СТОРОНЕ

Наталья Шевченко:

- Проблему профориентации молодежи, выпускников школ в их понимании собственного приложения сил и способностей на рынке труда служба занятости почувствовала еще лет пять назад. Мы действительно столкнулись с ситуацией, когда молодые люди пошли учиться «модным» профессиям, окончили вуз, вышли на рынок труда и оказались совершенно никому не нужны. И тогда возникает ситуация, когда взрослые люди возвращаются к своим внутренним потребностям, скрытым талантам, и для того, чтобы самореализоваться, им приходится менять профессию. А это довольно непросто для взрослого человека.

Поэтому на сегодняшний день правительством принята программа профориентации молодежи и населения в целом. Каким образом реализуется эта программа? В каждом центре занятости, а их 645 на территории всей Украины, есть специалисты-профориентаторы. Они проводят тестирование, имеют программное обеспечение и возможность поработать индивидуально с каждым человеком и сказать, к чему он склонен - к какой сфере деятельности, к какой профессии. Это в первую очередь должна быть работа  с учениками 9-11 классов.

Кроме того, в школах мы установили профориентационные терминалы. Они есть во всех крупных городах Украины. С помощью этих терминалов школьники могут пройти тесты, ознакомиться с профессиями. Мы не забыли о родителях и учителях - для них есть специальные информационные блоки. В наших планах - оснастить такими терминалами все школы Украины. И тут уже от самих учеников будет зависеть, как они воспользуются всем предоставленным им объемом информации, смогут ли выбрать себе занятие по душе, которое им будет легко даваться и поможет в будущем содержать семью.

Конечно, эта работа не даст результата в течение одного года. Давайте поймем, что движение начато в правильном направлении, которое даст свои результаты лет через 3-5. И лишь с грустью можно констатировать, что 10 лет тому назад эта возможность была упущена.

Николай Фоменко:

 - В трудоустройстве наводить порядок будут сама жизнь и экономика. Будут задействованы профессии в тех отраслях экономики, которые быстро адаптируются, выйдут из кризиса и начнут работать.

 Мы, в свою очередь, предлагаем создать в вузах мониторинговые центры на подобие тех, которые существуют в Европе. Это структуры, которые отслеживают ситуацию на рынке труда и помогают студенту еще во время учебы найти первое место работы. Он там проходит практику, и в перспективе его ждет рабочее место.

НУЖНО УЧИТЬСЯ СМОТРЕТЬ НА 5 ЛЕТ ВПЕРЕД

Наталья Наконечная:

- Существует достаточно серьезная проблема профориентации - это низкий уровень подготовки, особенно по точным дисциплинам. Физика, химия, математика - это на сегодня для выпускников школ что-то из области неопознанного. Ребята, которые  получили высокий балл, сдав тесты по математике, зачастую на практике подтвердить его не могут. Некоторые первокурсники, которые пришли к нам с отличными оценками, высокими баллами, при сдаче первой сессии показали, что, к сожалению, не тянут по своему уровню подготовки на требования, которые есть в вузе.

Наталья Зайцева:

- Предугадать заранее, какая специальность будет пользоваться наибольшим спросом через 5 лет, со 100%-й точностью невозможно.

Но прогнозировать какие-то скачки экономики, я уверена, можно. И несмотря на то что система образования не столь гибка, как хотелось бы, а скорее инертна, изменения в перечень госзаказа на специальности вносить можно и нужно. Мы в 2003-2005 гг. удивлялись, зачем, например, Восточной Укра­ине такое огромное количество экологов, психологов, экономистов. Да, это были и есть популярные специальности. Да, экология сейчас - это злоба дня. Но в отдельных городах, может, они не нужны в таких количествах, а Киев и города, где нужны, всех принять не смогут.

И в результате остается огромное количество экологов и психологов «не у дел», которые удивляются: «Как же так, ведь моя специальность такая престижная и модная, а работы для меня почему-то нет»...

Наталья Наконечная:

- Студенты, которые поступали 4-5 лет назад, выбирали определенную специальность, которая казалась им перспективной. Но в результате оказалось, что их прежние планы не совпадают с запросами, которые выдвигают работодатели в данный момент.

Зато в последнее время мы у себя в университете наблюдаем оптимизацию в среде студентов - они сами начали формировать тот запрос, который им нужен. Ребята начали интересоваться вопросами менеджерской подготовки, пиара, работы с информацией - это то, что ранее практически не наблюдалось среди студентов. Поэтому я думаю, что и сами студенты, и сами заказчики подскажут, какие специальности нужны. Я бы не сказала, что спрос на экономические и юридические направления падает. Наоборот, он держится.

Наталья Шевченко:

- Почему сегодня вы говорите о низкой подготовке поступающих в вузы? Мы почему-то не говорим о том, что Украина находится в демографической яме. Давайте эту ситуацию тоже освещать и обсуждать. На сегодняшний день количество выпускников школ равно количеству мест в вузах. Раньше в высшее учебное заведение поступал только тот, кто оканчивал общеобразовательную школу с высоким результатом, а все остальные поступали в техникумы или в ПТУ. В итоге на каждого инженера приходилось несколько представителей сопутствующих профессий. А сегодня мы имеем дисбаланс на рынке труда, то есть несоответствие предложения рабочей силы спросу на нее.

НЕЛЬЗЯ ИГНОРИРОВАТЬ СОБСТВЕННЫЕ СПОСОБНОСТИ

Наталья Зайцева:

- Сейчас акцент стоит на универсальных специалистах (нужен и швец, и жнец, и на дуде игрец с двумя свободными иностранными языками, например), а также на редких узкопрофильных специалистах. Например, в этом году мы закрывали крупнейший заказ для нефтяной американской компании и столкнулись с большой проблемой. Искали в числе прочих специалистов инженеров газовой и нефтяной отрасли. Поиск вели одновременно в 15 регионах. В тех городах, в которых стояли вышки, нужно было собрать соответствующих специалистов. Найти их было очень непросто, мы их искали во всех уголках страны. Проблема была еще в том, что каждому, начиная с рядовых должностей и заканчивая топ-менеджером, нужно было владеть английским языком.

Информационные технологии - заказ этого года. Например, компания занимается виртуальной реальностью, есть проект - нечто среднее между социальной сетью и веб-игрой. Офис компании находится в Киеве, но мы были вынуждены собирать людей по всей Украине, потому что таких специалистов очень мало, практически нет.

Наталья Шевченко:

- Как правило, рынок диктует ситуацию, подсказывает людям, куда идти учиться. Как только увеличилось количество вакансий в строительной отрасли, возникли соответствующие дисциплины, которые молодежь начала охотно изучать.

Однако стоит вопрос прогнозирования проблематики и развития экономики. На рынок выходят выпускники, и мы способствуем их трудоустройству. Вместе с тем трудоустройство выпускников вузов будет тогда эффективным, когда подключится профориентационная работа - молодые люди будут знать, какие кадры у нас будут востребованы через 3-5 лет. При СССР был госплан, потом были программы экономического развития в регионах. По результатам этих программ мы согласовывали наши дальнейшие действия. В данный момент этот механизм разрушен. Поэтому вместе с нами в процесс обсуждения должны включиться представители Минэкономики, разных отраслей, в том числе развивающихся, то есть структуры, которые дают прогноз развития экономики, стратегии развития государства. В этом случае структура образования будет ориентироваться, какие кадры понадобятся. Работодатели должны будут сказать, какое оборудование может понадобиться, какого уровня нужны специалисты.

Служба занятости, к великому сожалению, вынуждена трудоустраивать молодежь по «хвостам». Сейчас выпускаются студенты, которые поступили 5 лет назад. Тогда все думали, что экономика страны будет развиваться, а соответственно, нужны будут экономисты. Но сегодня работодателю нужны представители рабочих профессий, практики, те, кто умеет работать с инструментами, оборудованием. Это - перспектива и на завтра, и на послезавтра.

Наталья Зайцева:

- В рекрутинговых компаниях соискателям задают вопрос: вот вы получили диплом экономиста, а потом еще и юридическое образование - в какой же сфере и кем вы хотите работать? Очень многие открещиваются от своего первого образования, аргументируя это тем, что так в свое время захотели родители. Мол, первое образование - это «для родителей». То есть родители, желая лучшего для ребенка, на самом деле оказывают ему медвежью услугу, выбирая его будущую профессию методом мониторинга рынка на предмет популярных специальностей. Ведь они не учитывают индивидуальных способностей своего чада, его склада ума, глубинных мотиваторов и т.д.

В ПРОФОРИЕНТИРОВАНИИ ДОЛЖНЫ ПРИНИМАТЬ УЧАСТИЕ И РАБОТОДАТЕЛЬ, И РОДИТЕЛИ, И СТУДЕНТЫ

Андрей Вертегел:

- Проблема трудоустройства для выпускников вузов - это не только вопрос соответствия выпускаемых специалистов количественным потребностям в той или другой специальности. Когда мы общаемся с многими из них, то слышим часто: «Мы изучаем в большинстве своем не то, что необходимо на работе». Думаю, увеличение дисциплин по выбору студентов - это верный шаг, но не единственный.

Не менее важный - это участие в подготовке специалистов самих работодателей. Во многом они должны определять своего специалиста. В Киевском славистическом университете над этим мы работаем со специалистами Украинской фондовой биржи, Союза экономистов Украины, ассоциации «Джи эс1 Украина», содружества рекламно-информационных изданий Украины и других организаций. Кто, как не они, знают тенденции спроса, что необходимо сейчас и будет необходимо в будущем. При этом важно не утратить высокий научный уровень подготовки, ведь речь идет о специалистах лучших европейских стандартов. Это может решаться в рамках кафедр, соединяющих вместе ученых и практиков, как, например, в нашем университете есть кафедра ценных бумаг, возглавляемая председателем правления Украинской фондовой биржи Валентином Оскольским. О впечатлениях наших выпускников, об эффективности такой работы «Комсомолка» писала в октябре прошлого года. Скажу только, что в ближайшее время, например, состоится регулярный семинар, который организован этой кафедрой совместно с ведущими специалистами Франкфуртской фондовой биржи и Немецкого института акций.

Лилия Калиберда:

- Я хочу сказать, что прогнозы большинства ученых о том, какими будут самые востребованные профессии в ближайшие годы, совпадают с тем перечнем специальностей, которые сейчас предлагает наш университет. В данный момент и студенты, и их родители, да и все общество начинают самоорганизовываться. В результате, и выделяют те профнаправления, которые становятся в ряд приоритетных.

В наш вуз стало стремиться все больше абитуриентов, желающих получить профессию инженера-нефтяника. МНТУ - единственный в стране вуз негосударственной формы собственности, который готовит специалистов для нефтегазового комплекса Украины.

Угрожающий рост вредных выбросов в атмосферу, нагрузки, связанные с экономическим, политическим, финансовым кризисом, актуализировали подготовку специалистов, компетентных в вопросах продления и сохранения жизни и здоровья людей. Поэтому будет и далее повышаться спрос на профессиональных экологов, специалистов по вопросам физической и психологической реабилитации, подготовку которых осуществляет МНТУ.

Сейчас многие сетуют на возросшее число частных вузов. Но ведь они не конкурируют с государственными. Вузы частной формы собственности выполняют важную социальную функцию, которая уже давно положительно оценена обществом.

Наши выпускники имеют высокий уровень знаний, что очень важно для любой специальности и отрасли. Мы постоянно совершенствуем учебные планы с той целью, чтобы студент стал специалистом не узкопрофильным, а разносторонним.

Иван Довгаль:

- В данный момент Украине не хватает именно IT-специалистов. Я представляю крупнейшее в Украине учебное заведение IT-направления. Только у нас готовятся специалисты по трем направлениям: разработка программного обеспечения и сетевые технологии, системное администрирование и компьютерная графика и дизайн. Мы готовим IT-специалистов, которые могут сразу приступить к работе. И готовить их на сегодня необходимо тысячами. Судите сами: за год почти каждый программный продукт обновляется. То есть вузам программы обучения необходимо каждый год обновлять, а это невозможно из-за специфики лицензирования. Компьютерная академия «ШАГ» следит за этими новшествами и обновляет программу обучения сразу же после выхода нового программного обучения.

Чтобы удостовериться в дефиците компьютерщиков, обратитесь в любую компанию по подбору персонала, и вам предложат сотни вакансий в сфере информационных технологий. На сайтах по трудоустройству ежедневно появляется 50-100 вакансий в рубрике IT.

Лилия Калиберда:

- В последнее время все чаще звучат упреки, мол, многие вузы готовят менеджеров и управленцев, что ведет к их переизбытку. Да, кризис бросил вызов всей науке управления. Но обновляются учебные программы, преподаватели трансформируют их содержание, основываясь на взаимопроникновении и взаимодействии тех наук, которые составляют основу подготовки современных менеджеров-экономистов, что отчасти заложено и в новом стандарте по менеджменту, и в открытых для студентов возможностях выбирать дисциплины гуманитарного и профессионального циклов.

Выходит, что масштабная подготовка менеджеров не снижает актуальности этой профессии. Вот только ее необходимо наполнять новым содержанием.

Мы также обращаем на это внимание и видим, что у студентов не падает интерес к компьютерным наукам. Специалисты прогнозируют также, что появится много профессий, связанных с компьютерными технологиями. Так что нам следует быть готовыми к запросам общества, их реализации и соответствовать его ценностным ориентациям, к чему и стремится МНТУ.

НА ДЕНЬГИ ГОСУДАРСТВА ГОТОВЯТСЯ КАДРЫ ДЛЯ ЧАСТНИКОВ

Сергей Ерохин:

- Обратите внимание на макроэкономические показатели Украины 2010 года: ВВП нашей страны в данный момент - это 60% от ВВП Украины в 1990 году. Произошла деиндустриализация производства. А постиндустриальная экономика - это экономика услуг.

Фундаментально с 1990 года изменилась не только структура промышленности, изменилась структура собственности. Когда мы говорим о работодателях, то кого имеем в виду? Владельцев заводов, шахт, предприятий машиностроения - а это отрасли, которые сегодня разрушены. Работодатели покупают ресурсы, земли, производства, но не покупают рабочую силу. В итоге государство оплачивает обучение будущих специалистов, которые потом уйдут в частный сектор. А частный бизнес разве не должен думать о том, что ему нужны сварщики, не должен вкладывать ресурсы в их подготовку?

В середине 90-х годов была очень простая идея трехстороннего контракта, которая до сих пор не реализована. Например, учится студент на инженера, он заключает контракт с заводом о том, что пойдет туда работать, и с университетом, который учит его за деньги государства.

Во времена СССР, если выпускник советского вуза выезжал за границу, он должен был возместить государству стоимость его обучения. Сейчас этот механизм кажется недемократичным. Поэтому мы производим за государственные деньги специалистов для частного сектора. Тратим деньги налогоплательщиков на подготовку кадров, которые сами распоряжаются своей рабочей силой и не связаны никакими обязательствами.

Андрей Вертегел:

- Существует проблема в том, насколько вузы и работодатели заинтересованы в поиске талантов, а затем в их реализации. Приходится констатировать, что на сегодня наши зарубежные партнеры больше заинтересованы в этом. Уникальным шансом в этом плане являются стипендии Вышеградского фонда, для продвижения которых много сделало Посольство Словацкой Республики, давний партнер Славистического университета. Много делает правительство Республики Македонии, о чем говорил на лекции перед нашими студентами вице-премьер этой страны Зоран Ставрески. Так, несмотря на кризис, расходы на образование за 1 год в Македонии увеличены в 2 раза! Уверен, что внешнее тестирование - не панацея для поиска талантов. Уже много лет по инициативе президента университета профессора Юрия Алексеева мы проводим олимпиады по славистике, которые поддерживают посольства Российской Федерации, Беларуси, Македонии, Чехии, Словении, Хорватии, Болгарии и многих других стран. Их победители и призеры давно успешно окончили университет и делают карьеру в бизнесе, дипломатии, науке.

 Думаю, изучение опыта наших соседей, в том числе и в образовательной сфере, будет весьма полезным. Часто это можно назвать охотой на таланты. И если мы сделаем все, чтобы наши таланты служили Украине, ситуация на рынке труда выпускников радикально исправится к лучшему.

ПОДГОТОВКА ДОЛЖНА СТАТЬ БОЛЕЕ ГИБКОЙ

Иван Довгаль:

- Любое образование стоит на трех китах: методика преподавания, преподаватели и учебная инфраструктура. Результат зависит от качества каждого составляющего.

Чтобы достигнуть максимального качества, Компьютерная академия использует только современные методики, основываясь на международных стандартах и программах известных фирм. Преподаватели - профессионалы из IT-индустрии, которые работают с небольшими группами слушателей и передают не только знания, но и свой профессиональный опыт. Удобная и обширная инфраструктура - филиалы во всех самых крупных городах Украины, где каждый желающий может получить качественное образование и после этого легко трудоустроиться.

Как я говорил раньше, программа обучения в Компьютерной академии «ШАГ» построена с учетом международных стандартов и довольно гибкая, чтоб максимально соответствовать требованиям IT-производства. Мы являемся партнерами по обучению таких компаний, как Micro­soft, Adobe, Autodesk, Cisco.

На сегодня «ШАГ» - самое крупное негосударственное учебное заведение в Украине (14 филиалов по регионам и более 14 000 слушателей).

Мы даем именно то качественное и профессиональное компьютерное образование, которое так востребовано сегодня.

Сергей Ерохин:

- Мы должны давать как можно больше разносторонних навыков выпускникам, расширять рамки их квалификации. Выживут те университеты, которые сумеют каждому студенту предложить индивидуальный учебный план. Кризис отступит, когда мы отойдем от серийного производства к индивидуализированному. Вуз должен за 4-5 лет «напихать» в студента как можно больше знаний, умений, навыков - и английского языка, и информационных технологий, и чтобы за станком умел стоять. Тогда мы сможе дать экономике, рынку нормальных специалистов, выполнив таким образом свою миссию.

В последнее время сокращается количество населения в Украине. Если мы не сумеем как-то организовать рынок образования и рынок труда, то за нас это организует демография.

Самые популярные направления подготовки в вузах

В Украине насчитывается 2,6 млн студентов.

Из них учатся по специализации:

  •  экономика        554,0 тыс.
  •  юриспруденция       197,0 тыс.
  •  педагогика       170,0 тыс.
  •  менеджмент    101,0 тыс.
  •  инженерная механика    68,0 тыс.
  •  строительство          63,8 тыс.
  •  гуманитарные науки        54,0 тыс.
  •  искусство         49,4 тыс.
  •  машиностроение    24,1 тыс.
  •  компьютерные науки       22,7 тыс.

Кликните для увеличения