Александр МИЛКУС. Графика Дмитрия ПОЛУХИНА. (10 марта 2010)
Космонавтов на Марс  потянет буксир

Космонавтов на Марс потянет буксир

МКС - ВЧЕРАШНИЙ ДЕНЬ, НО...

Международная космическая станция - самый дорогой проект в мире. Он уже обошелся странам-участницам в 120 млрд долларов. Даже богатые американцы вынуждены затянуть пояса и отказаться сначала от шаттлов (в этом году прекращают летать), а теперь вот и от новой лунной программы (недавно конгресс срезал бюджет на это дело).

Сворачивать МКС в 2015 году, как планировали лет десять назад, никто не будет - деньги-то уже уплачены. Только сейчас станцию по-настоящему обустроили. В начале февраля  американцы пристыковали новый модуль Tranquility («Спокойствие»). Его семь иллюминаторов открывают космонавтам обзор на махину станции и Землю. 

В общем, пока решено сохранить МКС до 2020 года. Но уже говорят о том, что станции болтаться на орбите по меньшей мере до 2028 года. А может, и дольше. Почему нет? Она превратится в базу для подготовки межпланетных экспедиций. А старые, поизносившиеся модули постепенно станут заменять новыми. 

НА КИСЛОРОДЕ ДАЛЕКО НЕ УЛЕТИШЬ

Что человечество неплохо научилось делать за 50 лет космической эры, так это закидывать грузы на околоземную орбиту. 20 - 30 тонн вывести на 300, 400, 500 км над Землей? Без проблем! Но это то, что специалисты называют «технологией подскока» (забросил  спутник на нужную орбиту, топливо сжег - вот и хорошо).

А как лететь, скажем, на Марс? Какие запасы ракетного топлива - кислорода, водорода, керосина - нужно закачать в марсианский корабль?  Представьте - к Красной планете придется отправлять целый дом. Ведь экипаж нужно обеспечить всем необходимым для жизни и работы. Мало того, системы жизнеобеспечения нужно дублировать, и не раз.

Человеку, чтобы прожить, в среднем нужно в день 10 килограммов «расходников» - еда, вода, воздух, одежда. Экипаж на Марс - минимум четыре человека.

- Двое - это потенциальный конфликт, - рассуждает Виталий Лопота. -  Трое - это конфликт двое против одного. Без четвертого не обойтись.

Значит, 40 кг груза на каждый день. Лететь к Марсу 8,5 месяца. И столько же обратно. Да еще какое-то время нужно крутиться на марсианской орбите.  Специалисты подсчитали - корабль, который полетит к Красной планете с космонавтами, должен быть массой под 500 тонн!  Махина МКС весит сейчас вдвое меньше.

- Выход - ядерная энергетика, - утверждает главный конструктор «Энергии».

То есть не обычный ракетный двигатель потянет вперед марсианский корабль, а ядерная энергетическая установка.

Корабли на атомной тяге - это никакая не маниловщина. Еще в 70-х годах прошлого века Советский Союз запускал спутники с ядерными установками, которые питали энергией оборудование космического аппарата. Так что наработки есть. Не так давно утверждена федеральная целевая программа «Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010 - 2015 годов и на перспективу до 2020 года». Уже в этом году выделено 500 млн под создание транспортно-энергетического модуля на основе такой установки.

По словам генерального, первый корабль на атомной тяге может быть запущен Россией в 2017 году! То есть к концу этого десятилетия, если все пойдет хорошо, россияне будут иметь и новый пилотируемый корабль, и новую энергетическую систему! Если это все соединить...

МЕЖПЛАНЕТНЫЙ ЭКСПЕДИЦИОННЫЙ КОРПУС

Виталий Лопота утверждает: космическая техника России будет строиться из модулей. На основе ядерной энергетической установки можно создать универсальную платформу, способную решать множество задач, причем не только на околоземной орбите. Это может быть и буксир для доставки грузов (к той же Луне, к примеру), может быть и основа для телекоммуникационных спутников и даже специальный трал для сбора космического мусора. А может и межпланетный истребитель-перехватчик, способный на подлете к Земле уничтожить астероид, представляющий опасность для человечества.

Эту же платформу инженеры предлагают использовать как основу марсианского экспедиционного комплекса.

- К 2020 - 2025 годам Россия будет иметь на орбите базу для сборки межпланетных космических кораблей, - уверен главный человек на «Энергии».

Здесь будут задействованы и пилотируемая капсула «Русь», и складские модули, и научные лаборатории. На орбите все это превращается в марсианский комплекс. Причем эту махину не нужно строить под один полет. Все зависит от задач.  Решат лететь к астероиду - соберут одну конструкцию, буксировать грузы на околоземную орбиту - другую (вот тут и опыт МКС нужен).

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт