Пришельцы из космоса не могут выглядеть, как осьминоги

Обитатель Пандоры выглядит весьма реалистично. Его облик помогали создавать эксперты-астробиологи.

ОНИ ГДЕ-ТО РЯДОМ

В последнее время отношение к инопланетянам стало гораздо серьезнее. Еще каких-то 15 лет назад большинство ученых посмеивались, когда речь заходила о грядущих контактах с братьями по разуму. И доказывали, что в обозримом пространстве никого нет и быть не может. Поскольку ближайшие звезды якобы лишены планет. А есть ли они у далеких, вообще не важно. Ведь до них не долететь, туда не позвонить - посланный сигнал достигнет адресата через сотни, а то и через тысячи лет.

Ныне же нарастает поток сообщений о том, что, пожалуй, кто-то все-таки может жить где-то рядом с нами - в пределах 5 - 30 световых лет. Тут расположено примерно 130 звезд. Небезнадежна - в смысле обитаемости - даже самая близкая к нам звездная система альфа Центавра, в которую создатели фильма «Аватар» поместили планету Пандору и ее синих трехметровых аборигенов нави.

В прошлом году начал работать новейший орбитальный телескоп «Кеплер», приспособленный для поиска планет у других звезд. И по прогнозу, сделанному профессором Университета Женевы Мишелем Майором, уже в нынешнем году телескоп найдет двойника Земли. А профессору можно верить - в 1995 году он возглавлял группу астрономов, которая обнаружила первую экзопланету у звезды солнечного типа.

ХИЩНЫЕ СООБЩЕСТВА

В 1974 году радиоастрономы отправили инопланетянам первое послание. Ответа пока нет. Хотя братья по разуму, например, с Тау Кита могли бы и откликнуться - до них 12 световых лет. Но молчат. То ли боятся подать голос, то ли неразумные еще, то ли нет их там.

А как бы выглядели местные жители, если бы существовали да еще и ответили?

- Во-первых, они наверняка любят мясо, - говорит Линн Ротшильд, эволюционный биолог из НАСА. - Ведь хищники, как правило, оказываются более интеллектуально развитыми, чем их травоядные собратья. Добывают еду в хлопотах и развивают мозги. А жуя лист салата, сильно не поумнеешь.

Линн полагает, что на контакт с нами выйдут плотоядные существа. Или всеядные, как мы.

Связь на межзвездных расстояниях подразумевает, что инопланетяне умеют посылать и принимать радиоволны. Или лазерные лучи. Тут одно из двух. Либо они развили естественные приемно-передающие органы, либо достигли высокого технологического уровня. А для последнего нужен не только интеллект.

- К примеру, нас двигает по пути прогресса то, что мы социальные существа, - говорит Дирк Шульц-Макуч, астробиолог из Университета штата Вашингтон в Пулмане. - Сотрудничаем. А в одиночку почти невозможно сделать что-нибудь стоящее. Я вот настолько туп, что даже примитивное радио не соберу. Только работая сообща, мы долетели до Луны.

По мнению Шульца-Макуча, инопланетяне, способные принимать и передавать сообщения, должны быть организованы в некое общество. И необязательно оно будет похожим на человеческое.

- Вполне могу представить себе колонии существ, напоминающих термитов, пчел или муравьев, - говорит ученый.

ВСТРЕТИМ - УЗНАЕМ

Некоторые эксперты полагают: внешний облик братьев по разуму представить себе совсем уж невозможно. Мол, эволюция способна на любые причуды. И даже на Земле весьма изощренные мозги упакованы в самую разнообразную живность: в дельфинов и приматов, попугаев и ворон, осьминогов и кальмаров. Теоретически все они имели шансы выйти в венцы творения.

Есть гипотеза, что при определенных условиях разумными могли бы стать и некоторые виды динозавров. Если бы не вымерли миллионы лет назад.

- Цивилизованные инопланетяне все-таки должны быть похожими на нас, хотя бы отдаленно, - считает Джек Коэн, биолог, который помогает фантастам создавать убедительных пришельцев для книг и фильмов.

Как объясняет ученый, на Земле в процессе эволюции кое-что появилось много раз и независимо друг от друга: сердца, глаза, конечности с суставами, шерсть, фотосинтез, секс. Все это наверняка возникнет опять в том же самом виде, если процесс зарождения жизни начнется заново.

По теории Джека выходит: если планета братьев по разуму близка по характеристикам к Земле, то и сами они обязаны демонстрировать некое сходство - заниматься сексом, иметь глаза, руки с относительно тонкими пальцами, ноги. Значит, должны быть узнаваемыми. Кстати, нави с Пандоры в этом смысле вполне реалистичны. Вплоть до хвостов. Для технологически развитых существ они, хвосты, конечно, обуза. А для дикарей, живущих в джунглях и прыгающих по веткам, - подмога. Ими рулить можно.

Представители технологически развитой цивилизации не могут жить в своем океане, как осьминоги или кальмары. Прогресс все-таки немыслим без процессов, основанных на использовании огня. А какой огонь в воде? Не загорится даже у самых сообразительных моллюсков. Да и радио под водой не работает. В том, что инопланетяне и мы не просто братья, а близнецы по разуму, не сомневаются в Ватикане. Здесь уже многократно было объявлено: вера в иные цивилизации и вера в Бога не противоречат друг другу. Это во-первых. А во-вторых, Бог един для всей Вселенной.

Нетрудно догадаться: все, созданные по одному образу и подобию, должны своему единственному образу соответствовать.

Что делать, если мы найдем друг друга

Как сообщил авторитетный журнал Nature, биологи и астрономы не знают, что делать, если внеземной разум будет обнаружен. Этическая и нормативная неопределенность в этом вопросе не дает им покоя. Ученые полагают, что необходим некий план действий на случай контакта с пришельцами. А его нет. И ни одно правительство не располагает концепцией реагирования на такие открытия.

Соответствующую инструкцию имеют только эксперты, которые работают по программе SETI - пытаются поймать сигналы от соседей по Вселенной. Им предписано тщательно проверить полученные данные, а затем придать их международной огласке. И не спешить с ответом.

- План действий нужно принять на уровне ООН, - призвал Мартин Доминик (Martin Dominik), астрофизик из британского Университета Сент-Эндрюс (University of St Andrews, UK). И намекнул: существует вероятность агрессии со стороны пришельцев. Мол, «разум... и общественная жизнь в иных мирах могут быть, как и на Земле, связаны с насилием».

Не исключено, что аналогичного мнения придерживаются и ученые с Тау Кита. Поэтому и молчат от греха подальше.

Атеистам и буддистам инопланетяне по барабану

Готовить общество к грядущему знакомству с представителями иных миров уже начал Тед Петерс, профессор-богослов. На недавнем собрании Британского Королевского общества он огласил результаты своего социологического исследования, проведенного, чтобы выяснить: не рухнут ли мировые религии, после того как станет точно известно, что инопланетяне существуют? Не пошатнется ли вообще вера в Бога?

Для прояснения ситуации профессор опросил 1300 человек - представителей разных конфессий. Спрашивал и атеистов.

Все буддисты заявили, что инопланетяне никак не повлияют на их веру. А более 40 процентов из них выразили уверенность, что бесспорный факт существования братьев по разуму создаст проблемы для других религий.

Примерно 8 процентов католиков увидели в инопланетянах угрозу для своих личных религиозных убеждений. И заявили, что будут сильно потрясены. 22 процента опасаются за состояние своей религии вообще. И более 30 процентов верят, что угроза нависла и над представителями других конфессий.

Примерно в той же пропорции распределены и страхи других христианских общин (вроде евангелистов и протестантов). Как поведут себя мусульмане, индуисты и иудеи, профессору выяснить не удалось - для обобщающих выводов ученому не хватило данных.

Только один процент опрошенных атеистов полагает, что инопланетяне как-то изменят их восприятие окружающего мира. И большинство (69 процентов) не верующих в Бога не сомневаются, что знакомство с братьями по разуму повергнет в кризис мировые религии. Среди верующих подобного мнения в среднем придерживаются 34 процента опрошенных.

В городе Днепр создана коррупционная республика , - депутаты
"В городе Днепр создана коррупционная республика", - депутаты

За последний год в Днепре масштабно заработали коррупционные схемы о расхищении государственного и коммунального имущества.

Соцсети об отчете Луценко: Отчет окончен, можно отпускать налоговиков
Соцсети об отчете Луценко: Отчет окончен, можно отпускать налоговиков 326

Пользователи социальных сетей активно обсуждали годичный отчет генпрокурора в Верховной Раде.

В Москве осудили на 1,5 года колонии участника протеста против Медведева
В Москве осудили на 1,5 года колонии участника протеста против Медведева 119

За удар рукой по полицейскому, который сам же просил смягчить наказания, столяру, содержащему мать с инвалидностью и дочь, дали реальный срок.

Под Киевом задержали высокопоставленного налоговика, который бежал от  большой облавы
Под Киевом задержали высокопоставленного налоговика, который бежал от "большой облавы" 862

Начальник налогового управления одной из областей пытался вылететь из аэропорта "Борисполь", спасаясь от задержания.

Аваков показал 3,8 миллиона долларов
Аваков показал 3,8 миллиона долларов 641 3

Министр МВД подтвердил задержание экс-губернатора Луганской области, которого считают пособником Клименко.

В Кировоградской области охранники устроили перестрелку
В Кировоградской области охранники устроили перестрелку [фото] 223

Перестрелка вспыхнула во время спора на территории сельхозпредприятия. В результате происшествия трое граждан получили ранения дробью.

Экономика Украины почувствовала негативный эффект от  национализации  в  ДНР  и  ЛНР
Экономика Украины почувствовала негативный эффект от "национализации" в "ДНР" и "ЛНР" 1565 1

Эксперты рассказали почему промпроизводство падает, а гривна укрепляется.

В каких регионах Украины самые высокие и низкие цены на мясо
В каких регионах Украины самые высокие и низкие цены на мясо 826

Выгоднее всего мясоедам жить на Волыни, а киевлянам приходится платить в три раза дороже.

В Украине предлагают снизить налоги
В Украине предлагают снизить налоги 1063

Поданный на этой неделе законопроект предлагает снизить налог на доходы физлиц впятеро, а эксперты говорят, что вполне реально убрать вообще все налоги, кроме одного.

В Харьков не пустили звезду сериала  Каменская  Яковлеву
В Харьков не пустили звезду сериала "Каменская" Яковлеву 676

Вместе с ней не пустили всю труппу театра "Территория любви", которая прибыла из России на поезде.

Солист группы  Бумбокс  превратился в Голого Короля и мечтает станцевать танго
Солист группы "Бумбокс" превратился в Голого Короля и мечтает станцевать танго 171

"КП" в Украине" первой узнала, о чем зазвучит мини-альбом "Голый Король", который презентует Андрей Хлывнюк и его команда.

Методы съема от Сергея Притулы и  Клей Угрюмого
Методы съема от Сергея Притулы и "Клей Угрюмого" 402

Украинская группа "Клей Угрюмого" презентовала новую песню в дуэте с известным ведущим.

Кличко - Джошуа: боя не будет - их будет еще два!
Кличко - Джошуа: боя не будет - их будет еще два! 3571 1

Украинский тяжеловес готовится озвучить свое решение о продолжении карьеры, но его менеджер уже раскрыл некоторые детали.

Милевский  осуществил трансфер  в сериал
Милевский "осуществил трансфер" в сериал 708

Образ главного героя "Не могу забыть тебя" уж больно похож на одиозного форварда, выступавшего за "Динамо" и сборную Украины.

Бывший президент  Барселоны  задержан по подозрению в отмывании денег
Бывший президент "Барселоны" задержан по подозрению в отмывании денег 108

Правоохранители расследуют доходы, полученные от прав на трансляцию.