Пришельцы из космоса не могут выглядеть, как осьминоги

Обитатель Пандоры выглядит весьма реалистично. Его облик помогали создавать эксперты-астробиологи.

ОНИ ГДЕ-ТО РЯДОМ

В последнее время отношение к инопланетянам стало гораздо серьезнее. Еще каких-то 15 лет назад большинство ученых посмеивались, когда речь заходила о грядущих контактах с братьями по разуму. И доказывали, что в обозримом пространстве никого нет и быть не может. Поскольку ближайшие звезды якобы лишены планет. А есть ли они у далеких, вообще не важно. Ведь до них не долететь, туда не позвонить - посланный сигнал достигнет адресата через сотни, а то и через тысячи лет.

Ныне же нарастает поток сообщений о том, что, пожалуй, кто-то все-таки может жить где-то рядом с нами - в пределах 5 - 30 световых лет. Тут расположено примерно 130 звезд. Небезнадежна - в смысле обитаемости - даже самая близкая к нам звездная система альфа Центавра, в которую создатели фильма «Аватар» поместили планету Пандору и ее синих трехметровых аборигенов нави.

В прошлом году начал работать новейший орбитальный телескоп «Кеплер», приспособленный для поиска планет у других звезд. И по прогнозу, сделанному профессором Университета Женевы Мишелем Майором, уже в нынешнем году телескоп найдет двойника Земли. А профессору можно верить - в 1995 году он возглавлял группу астрономов, которая обнаружила первую экзопланету у звезды солнечного типа.

ХИЩНЫЕ СООБЩЕСТВА

В 1974 году радиоастрономы отправили инопланетянам первое послание. Ответа пока нет. Хотя братья по разуму, например, с Тау Кита могли бы и откликнуться - до них 12 световых лет. Но молчат. То ли боятся подать голос, то ли неразумные еще, то ли нет их там.

А как бы выглядели местные жители, если бы существовали да еще и ответили?

- Во-первых, они наверняка любят мясо, - говорит Линн Ротшильд, эволюционный биолог из НАСА. - Ведь хищники, как правило, оказываются более интеллектуально развитыми, чем их травоядные собратья. Добывают еду в хлопотах и развивают мозги. А жуя лист салата, сильно не поумнеешь.

Линн полагает, что на контакт с нами выйдут плотоядные существа. Или всеядные, как мы.

Связь на межзвездных расстояниях подразумевает, что инопланетяне умеют посылать и принимать радиоволны. Или лазерные лучи. Тут одно из двух. Либо они развили естественные приемно-передающие органы, либо достигли высокого технологического уровня. А для последнего нужен не только интеллект.

- К примеру, нас двигает по пути прогресса то, что мы социальные существа, - говорит Дирк Шульц-Макуч, астробиолог из Университета штата Вашингтон в Пулмане. - Сотрудничаем. А в одиночку почти невозможно сделать что-нибудь стоящее. Я вот настолько туп, что даже примитивное радио не соберу. Только работая сообща, мы долетели до Луны.

По мнению Шульца-Макуча, инопланетяне, способные принимать и передавать сообщения, должны быть организованы в некое общество. И необязательно оно будет похожим на человеческое.

- Вполне могу представить себе колонии существ, напоминающих термитов, пчел или муравьев, - говорит ученый.

ВСТРЕТИМ - УЗНАЕМ

Некоторые эксперты полагают: внешний облик братьев по разуму представить себе совсем уж невозможно. Мол, эволюция способна на любые причуды. И даже на Земле весьма изощренные мозги упакованы в самую разнообразную живность: в дельфинов и приматов, попугаев и ворон, осьминогов и кальмаров. Теоретически все они имели шансы выйти в венцы творения.

Есть гипотеза, что при определенных условиях разумными могли бы стать и некоторые виды динозавров. Если бы не вымерли миллионы лет назад.

- Цивилизованные инопланетяне все-таки должны быть похожими на нас, хотя бы отдаленно, - считает Джек Коэн, биолог, который помогает фантастам создавать убедительных пришельцев для книг и фильмов.

Как объясняет ученый, на Земле в процессе эволюции кое-что появилось много раз и независимо друг от друга: сердца, глаза, конечности с суставами, шерсть, фотосинтез, секс. Все это наверняка возникнет опять в том же самом виде, если процесс зарождения жизни начнется заново.

По теории Джека выходит: если планета братьев по разуму близка по характеристикам к Земле, то и сами они обязаны демонстрировать некое сходство - заниматься сексом, иметь глаза, руки с относительно тонкими пальцами, ноги. Значит, должны быть узнаваемыми. Кстати, нави с Пандоры в этом смысле вполне реалистичны. Вплоть до хвостов. Для технологически развитых существ они, хвосты, конечно, обуза. А для дикарей, живущих в джунглях и прыгающих по веткам, - подмога. Ими рулить можно.

Представители технологически развитой цивилизации не могут жить в своем океане, как осьминоги или кальмары. Прогресс все-таки немыслим без процессов, основанных на использовании огня. А какой огонь в воде? Не загорится даже у самых сообразительных моллюсков. Да и радио под водой не работает. В том, что инопланетяне и мы не просто братья, а близнецы по разуму, не сомневаются в Ватикане. Здесь уже многократно было объявлено: вера в иные цивилизации и вера в Бога не противоречат друг другу. Это во-первых. А во-вторых, Бог един для всей Вселенной.

Нетрудно догадаться: все, созданные по одному образу и подобию, должны своему единственному образу соответствовать.

Что делать, если мы найдем друг друга

Как сообщил авторитетный журнал Nature, биологи и астрономы не знают, что делать, если внеземной разум будет обнаружен. Этическая и нормативная неопределенность в этом вопросе не дает им покоя. Ученые полагают, что необходим некий план действий на случай контакта с пришельцами. А его нет. И ни одно правительство не располагает концепцией реагирования на такие открытия.

Соответствующую инструкцию имеют только эксперты, которые работают по программе SETI - пытаются поймать сигналы от соседей по Вселенной. Им предписано тщательно проверить полученные данные, а затем придать их международной огласке. И не спешить с ответом.

- План действий нужно принять на уровне ООН, - призвал Мартин Доминик (Martin Dominik), астрофизик из британского Университета Сент-Эндрюс (University of St Andrews, UK). И намекнул: существует вероятность агрессии со стороны пришельцев. Мол, «разум... и общественная жизнь в иных мирах могут быть, как и на Земле, связаны с насилием».

Не исключено, что аналогичного мнения придерживаются и ученые с Тау Кита. Поэтому и молчат от греха подальше.

Атеистам и буддистам инопланетяне по барабану

Готовить общество к грядущему знакомству с представителями иных миров уже начал Тед Петерс, профессор-богослов. На недавнем собрании Британского Королевского общества он огласил результаты своего социологического исследования, проведенного, чтобы выяснить: не рухнут ли мировые религии, после того как станет точно известно, что инопланетяне существуют? Не пошатнется ли вообще вера в Бога?

Для прояснения ситуации профессор опросил 1300 человек - представителей разных конфессий. Спрашивал и атеистов.

Все буддисты заявили, что инопланетяне никак не повлияют на их веру. А более 40 процентов из них выразили уверенность, что бесспорный факт существования братьев по разуму создаст проблемы для других религий.

Примерно 8 процентов католиков увидели в инопланетянах угрозу для своих личных религиозных убеждений. И заявили, что будут сильно потрясены. 22 процента опасаются за состояние своей религии вообще. И более 30 процентов верят, что угроза нависла и над представителями других конфессий.

Примерно в той же пропорции распределены и страхи других христианских общин (вроде евангелистов и протестантов). Как поведут себя мусульмане, индуисты и иудеи, профессору выяснить не удалось - для обобщающих выводов ученому не хватило данных.

Только один процент опрошенных атеистов полагает, что инопланетяне как-то изменят их восприятие окружающего мира. И большинство (69 процентов) не верующих в Бога не сомневаются, что знакомство с братьями по разуму повергнет в кризис мировые религии. Среди верующих подобного мнения в среднем придерживаются 34 процента опрошенных.

Что может знать дочь Каримова, что ее держат взаперти и обвиняют в шести преступлениях 588

"КП в Украине" выясняла, в чем обвиняют "узбекскую принцессу" на ее родине и не замешана ли здесь политика.

СМИ: замминистра МВД Трояна задержали на взятке, сам он это отрицает
СМИ: замминистра МВД Трояна задержали на взятке, сам он это отрицает [фото, дополнено] 835

Зама Авакова якобы задержан на взятке в пять миллионов гривен. Сам он опроверг эту информацию

На место президента-певца Кыргызстана метят безработные и пенсионеры
На место президента-певца Кыргызстана метят безработные и пенсионеры 92

Действующий лидер Алмазбек Атамбаев заявил, что гарантирует мирную передачу власти.

Часть побережья Крыма заполонили медузы
Часть побережья Крыма заполонили медузы [фото, видео] 167

Акватория вокруг мыса Тарханкут напоминает море из медуз. Отдыхающие опасаются укусов корнеротов и отказываются купаться.

Украинского моряка ни за что полгода держат в иранской тюрьме
Украинского моряка ни за что полгода держат в иранской тюрьме 99

32-летнего одессита обвиняют в пропаже иранского коллеги.

Британец разбил суперкар через час после покупки
Британец разбил суперкар через час после покупки 195

Юбилейный Ferrari 430 Scuderia мужчина приобрел за 260 тысяч фунтов.

Билл Гейтс вернул себе звание самого богатого человека в мире
Билл Гейтс вернул себе звание самого богатого человека в мире 337

Основатель и глава Amazon Джефф Безос, который 27 июля был назван самым богатым человеком в мире снова стал вторым.

Эксперт: Украина – страна низкого достатка, но не страна низких цен
Эксперт: Украина – страна низкого достатка, но не страна низких цен 771 1

Такой вывод сделал генеральный директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей, проанализировав цены на борщ.

Суд: требования банка  Форум  к WOG выплатить более 30 млн долл., - незаконные
Суд: требования банка "Форум" к WOG выплатить более 30 млн долл., - незаконные 119

Ровенский апелляционный хозяйственный суд отказал банку "Форум" в удовлетворении иска о взыскании с компании "Вест Ойл Груп" (WOG) больше 30 млн долл.

Факт. Аварии участились и  подорожали : страховки ОСАГО станут дороже?
Факт. Аварии участились и "подорожали": страховки ОСАГО станут дороже? 14

В 2017 году автомобильные аварии происходят чаще, чем в предыдущем, а ущерб водителям, которые в них пострадали — увеличивается.

В Токио скончался врач, который сделал Японию лидером среди стран-долгожителей
В Токио скончался врач, который сделал Японию лидером среди стран-долгожителей 49

Сигэаки Хинохара советовал пожилым людям никогда не уходить на пенсию. А в случае неизбежности делать это намного позже, чем в 65 лет.

В воскресенье, 30 июля, днем от 25 до 30 градусов
В воскресенье, 30 июля, днем от 25 до 30 градусов 10

Лишь на востоке ночью и в Сумской области пройдут кратковременные дожди, грозы.

Актриса Римма Зюбина:  Безвиз – это конец унижений украинских людей в посольствах
Актриса Римма Зюбина: "Безвиз – это конец унижений украинских людей в посольствах" 1

Звезда украинского кино и театра побывала в гостях у "КП в Украине" и рассказала о словацко-украинском фильме "Межа", мировая премьера которого состоялась на одном из старейших европейских кинофестивалей класса "А" в Карловых Варах.

Лобода покинула фестиваль в Баку вместе с солистом Rammstein
Лобода покинула фестиваль в Баку вместе с солистом Rammstein [фото] 85

По данным очевидцев, певица весь вечер проговорила с 54-летним Тиллем Линдеманном.

Певица MamaRika:  Мой возлюбленный дарит мне цветы, а я ему делаю бургеры
Певица MamaRika: "Мой возлюбленный дарит мне цветы, а я ему делаю бургеры" 83

Украинская исполнительница рассказала о своей музыкальной карьере и романтике в ее жизни.

Футболист ПАОКа справил нужду прямо за воротами во время матча в Киеве