18 апреля

Ученые, наконец, поняли, как зародилась жизнь на Земле

Фото: Дно океана таит в себе массу не открытых загадок жизни.

Как возникла жизнь на Земле? На это вопрос ученые до сих пор ищут ответ. В разное время выдвигались теории биохимической эволюции, панспермии, стационарного состояния жизни и самозарождения.

В настоящее время теории самозарождения и стационарного состояния представляют собой только исторический или философский интерес, так как результаты научных исследований противоречат выводам этих теорий. А теория панспермии не решает принципиального вопроса о возникновении жизни, она только отдаляет его в еще более туманное прошлое Вселенной, хотя и не может исключаться как гипотеза о начале жизни на Земле.

И вот сегодня британскими учеными выдвинута еще одна гипотеза. Согласно их версии, жизнь появилась из газов, и первую энергию для первой жизни дала химическая реакция из гидротермальных источников на дне океана.

В поддержку новой теории говорит тот факт, что современные живые клетки имеют тот размер протонного градиента и ту же ориентацию, что и у неорганических пузырьков из глубоководных источников. Главное то, что эта версия заполняет важный пробел в предыдущей теории: отсутствие внешней энергии, которая побудила создать первые протоклетки, сообщают eurosmi.

В качестве таковой энергии ученые предлагают рассматривать хемиосмос. Ранние клетки сначала использовали энергию химической реакции, а затем научились производить и свою собственную, что и означает, вообще говоря, момент зарождение жизни.

Однако российские ученые пока опровергают гипотезу о том, что земная жизнь появилась в океане. По мнению исследователей из Института Земли, препятствием к возникновению живого является наличие солей натрия в океанической воде. А натрий губительно сказывается на обменных белковых процессах, необходимых для зарождения клетки.

Чтобы эти процессы были запущены, необходим другой элемент – калий. А он находится в глинистых соединениях. А такие соединения могли появиться в скоплениях пресной воды, например, в лужах, озерах. Тем более что согласно религиозным представлениям, человек создан из глины. Ученые также предполагают космическое происхождение первых клеток.

Но и научную теорию связи древних морских организмов и современных форм жизни, ученые не отрицают. Между процессом зарождения клетки и возникновением первых организмов прошел один миллиард лет. Именно за этот промежуток времени, организмы переселились в море, и часть из них стала защищаться от агрессивной натриевой среды, замкнув систему (растительный мир), часть – приспосабливая ее под себя (животный мир).

Косвенным доказательством этой теории является успешное путешествие бактерий в открытом космосе.