Снежана ПАВЛОВА (25 декабря 2009, 14:36)

В Херсоне в обычных школах появились платные классы

Несколько лет назад в Херсоне некоторые родители стали возмущаться, что у их детей не успели спросить на уроке домашнее задание, на которое было потрачено много времени. Но что на это могли ответить учителя, у которых аж тридцать учеников в классе и всего сорок пять минут? А надо не только проверить домашнее задание, но и закрепить старую тему да еще дать новый материал. Тогда-то родители и предложили организовать наряду с обычными небольшие по численности, но платные классы - чтобы учителя могли уделять больше внимания каждому ребенку.

Идею поддержали не только в горсовете, но и Министерство образования и науки. В итоге в 2007 году эксперимент запустили в 13 коммунальных школах Херсона. Окончится он в 2010 году, вот тогда и будет ясно, хорошая ли это затея и стоит ли вводить платные классы в других школах страны. А пока «Комсомолка» решила сложить свое мнение о  плюсах и минусах платного образования.

 

Побывав в разных школах Херсона, выяснилось, что стоимость разная.

 - В нашей школе 5 начальных классов со смешанным финансированием и родители платят каждый месяц в разных классах по-разному от 190 до 380 гривен. – рассказывает директор начально-воспитательного комплекса «Эрудит» Юрий Станкевич.-   То есть, часть денег платит бюджет, а часть -  родители.  Таким образом, родители софинансируют эти  классы, созданные  по их инициативе. Деньги идут на зарплату учителям и на платежи коммунальных услуг, а также на развитие школы.

Учеба в таких классах – вещь  непринудительная.  Родители могут выбирать, куда отдать своего ребенка.  И тем не менее на сегодняшний день, как говорят директора херсонских школ, спрос на частично платные классы растет.  

 

- Вы знаете, я даже не задумываюсь над тем, чтобы отдать ребенка в обычный класс. - говорит мама  первоклассницы школы «Эрудит» Наталья Королева. - В классе, где учится моя дочка, 19 человек. И мне нравится, что моему ребенку уделяют достаточно внимания. И дисциплина лучше, чем в больших классах, я заметила…

- Мой сын Саша учится в 2 классе, где кроме него обучается всего 12 человек. – радуется и родительница средней общеобразовательной школы № 46  Светлана  Нечаева. - Мы платим каждый месяц 166 гривен  76 копеек. По своей воле сделали ремонт  класса, где учатся дети, поставили им телевизор. Создали детям  все удобства! Я довольна: учитель максимально дает предмет, мне не нужно дополнительно с ним заниматься. А у меня тем более нет времени. И мне нравится также, что в самодеятельности участвуют все дети. Ролей на  всех хватает! И нравится, что нам помогает психолог, который положен согласно экспериментальной программе. Кстати, в нашей школе лишь один  такой класс, родители предлагали директору открыть еще один, однако помещений лишних в школе не оказалось. 

Однако, конечно, не всем родителям по карману платное образование. Те, что не участвуют в эксперименте, жалуются: и без того дорого в наше время одевать, обувать детей.  Вот невольно и приходит мысль: как бы не случилось в обычных школах разделение на элитных и простых детей. Да и частные школы, почуяв конкуренцию, наверняка восстанут против государственной системы… Конфликта наверняка не избежать…  С этими опасениями пришлось обратиться   к руководителю эксперимента,  заслуженному учителю Украины Тамаре Верещаке.

- Тамара Юрьевна, по какому принципу определяется плата за обучение в экспериментальных классах?

 

-  Стоимость обучения в классе зависит от условий школы, категорий, стажа учителей, а также от количества учеников в классе (чем меньше учеников в классе, тем дороже получается расчет). Родители оплачивают от 30 % -  до 50% от стоимости содержания одного учащегося в данной школе по общегосударственным расценкам.  Таким образом, получается, что в разных школах сумма родительских взносов колеблется в пределах от 110 до 398 гривен в месяц. Школа заключает договор с родителями, оплата осуществляется через банк. То есть, я хочу обратить внимание: школа деньги не собирает! Это легальная система финансирования в  рамках  нормативов о дополнительных образовательных  услугах.

- Ну а если у родителей нет денег на платное образование, то им будет завидно…

- Говорить о моральном вреде поздновато. Социальное расслоение произошло в 90-х годах, когда появились частные школы и репетиторство. И если уж появились рыночные отношения, то они имеют право быть и в образовательной системе. При правильно организованном процессе, педагоги не будут акцентировать внимание на том, что есть частично- платные, а есть бесплатные классы. В частично платные классы мы принимаем всех, а не по признакам одаренности.  Обучаются дети одной параллели в обычных  классах  и со смешанным финансированием по одной и той же программе. И пока конфликтов никаких на этой  почве не было. Я  уверена, что образование должно быть бесплатным. Но сегодня у  некоторой части общества есть конкретные запросы  в сфере образования  и они реализуются в частных школах, в государственных учебных  заведениях. Право выбора и возможности выбора остаются за родителем.

- Так за что же по сути платят деньги родители согласно вашему эксперименту?

- За получение образования в классах наполняемостью ниже установленных нормативов,   созданных по их собственной  инициативе. В частично  платных классах благодаря малой численности учеников существует индивидуальный подход учителя к ученику. На каждого ученика заводится личная карточка, в которой обозначается дерево проблем каждого ученика. С детьми работает психолог. Поверьте, спрос на эту образовательную услугу, которую мы предоставляем в рамках  экспериментальной деятельности, есть. В нынешнем учебном году в восьми школах 455 родителей   из разных районов города  изъявили желание обучать своих детей в классах со смешанным финансированием.  В прошлом году было желающих - 418.

 

- Думаю, что частные школы увидят в платных классах конкуренцию…

- Здоровая конкуренция приводит к повышению качества всех образовательных  систем. Каждый выбирает то, что желает.  Часть родителей признает потенциальные преимущества качественного образования для своих детей путем инвестирования денег в частные учебные заведения, часть в репетиторские уроки, часть в классы со смешанным финансированием в коммунальных  учебных заведениях. В частных школах  Украины более дорогое образование – от 500гривен  до 2000гривен  и выше,  его могут выбрать более состоятельные  родители.   Классы со смешанным финансированием в  коммунальных школах – это для родителей среднего достатка. Это дешевле, чем в частной школе заниматься или у репетитора, где тоже используется индивидуальный подход. Родители должны иметь право выбора не только  школы, но и класса.  Однако ни в коем случае никто не имеет права навязывать эту систему обучения. 

 - А есть ли выгода государству вводить дополнительную платную услугу?  

 - Конечно, основной смысл увеличения перечня дополнительных платных образовательных услуг – обеспечить спрос определенной части общественности, которая хочет изменить условия получения среднего образования для своих детей.  Для государства выгода имеется -  с возникновением дополнительных классов создаются дополнительные рабочие места.   Родители за свой счет  содержат  условно функционирование «части класса».    Сохраняется и обновляется материально-техническая база учебных заведений.  Это выгода для государственных школ, которые не могут себе позволить сделать ремонт за бюджетные деньги. Сегодня  заказчиком в системе образования  есть не только государство, рынок труда, но и родители. Инвестируя деньги в сферу образования,  они покупают более качественное образование за доступные деньги.  И все-таки больше всего выгоды в этом эксперименте получают родители.

Фото автора

загрузка...
загрузка...

Политика

Происшествия

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт

Месси дисквалифицировали на четыре матча
Месси дисквалифицировали на четыре матча 676

Дисциплинарный комитет ФИФА принял данное решение в связи с инцидентом с участием футболиста, который произошедшего 23 марта. Там посчитали, что футболист оскорбил помощника судьи.