Снежана ПАВЛОВА (25 декабря 2009, 14:36)

В Херсоне в обычных школах появились платные классы

Несколько лет назад в Херсоне некоторые родители стали возмущаться, что у их детей не успели спросить на уроке домашнее задание, на которое было потрачено много времени. Но что на это могли ответить учителя, у которых аж тридцать учеников в классе и всего сорок пять минут? А надо не только проверить домашнее задание, но и закрепить старую тему да еще дать новый материал. Тогда-то родители и предложили организовать наряду с обычными небольшие по численности, но платные классы - чтобы учителя могли уделять больше внимания каждому ребенку.

Идею поддержали не только в горсовете, но и Министерство образования и науки. В итоге в 2007 году эксперимент запустили в 13 коммунальных школах Херсона. Окончится он в 2010 году, вот тогда и будет ясно, хорошая ли это затея и стоит ли вводить платные классы в других школах страны. А пока «Комсомолка» решила сложить свое мнение о  плюсах и минусах платного образования.

 

Побывав в разных школах Херсона, выяснилось, что стоимость разная.

 - В нашей школе 5 начальных классов со смешанным финансированием и родители платят каждый месяц в разных классах по-разному от 190 до 380 гривен. – рассказывает директор начально-воспитательного комплекса «Эрудит» Юрий Станкевич.-   То есть, часть денег платит бюджет, а часть -  родители.  Таким образом, родители софинансируют эти  классы, созданные  по их инициативе. Деньги идут на зарплату учителям и на платежи коммунальных услуг, а также на развитие школы.

Учеба в таких классах – вещь  непринудительная.  Родители могут выбирать, куда отдать своего ребенка.  И тем не менее на сегодняшний день, как говорят директора херсонских школ, спрос на частично платные классы растет.  

 

- Вы знаете, я даже не задумываюсь над тем, чтобы отдать ребенка в обычный класс. - говорит мама  первоклассницы школы «Эрудит» Наталья Королева. - В классе, где учится моя дочка, 19 человек. И мне нравится, что моему ребенку уделяют достаточно внимания. И дисциплина лучше, чем в больших классах, я заметила…

- Мой сын Саша учится в 2 классе, где кроме него обучается всего 12 человек. – радуется и родительница средней общеобразовательной школы № 46  Светлана  Нечаева. - Мы платим каждый месяц 166 гривен  76 копеек. По своей воле сделали ремонт  класса, где учатся дети, поставили им телевизор. Создали детям  все удобства! Я довольна: учитель максимально дает предмет, мне не нужно дополнительно с ним заниматься. А у меня тем более нет времени. И мне нравится также, что в самодеятельности участвуют все дети. Ролей на  всех хватает! И нравится, что нам помогает психолог, который положен согласно экспериментальной программе. Кстати, в нашей школе лишь один  такой класс, родители предлагали директору открыть еще один, однако помещений лишних в школе не оказалось. 

Однако, конечно, не всем родителям по карману платное образование. Те, что не участвуют в эксперименте, жалуются: и без того дорого в наше время одевать, обувать детей.  Вот невольно и приходит мысль: как бы не случилось в обычных школах разделение на элитных и простых детей. Да и частные школы, почуяв конкуренцию, наверняка восстанут против государственной системы… Конфликта наверняка не избежать…  С этими опасениями пришлось обратиться   к руководителю эксперимента,  заслуженному учителю Украины Тамаре Верещаке.

- Тамара Юрьевна, по какому принципу определяется плата за обучение в экспериментальных классах?

 

-  Стоимость обучения в классе зависит от условий школы, категорий, стажа учителей, а также от количества учеников в классе (чем меньше учеников в классе, тем дороже получается расчет). Родители оплачивают от 30 % -  до 50% от стоимости содержания одного учащегося в данной школе по общегосударственным расценкам.  Таким образом, получается, что в разных школах сумма родительских взносов колеблется в пределах от 110 до 398 гривен в месяц. Школа заключает договор с родителями, оплата осуществляется через банк. То есть, я хочу обратить внимание: школа деньги не собирает! Это легальная система финансирования в  рамках  нормативов о дополнительных образовательных  услугах.

- Ну а если у родителей нет денег на платное образование, то им будет завидно…

- Говорить о моральном вреде поздновато. Социальное расслоение произошло в 90-х годах, когда появились частные школы и репетиторство. И если уж появились рыночные отношения, то они имеют право быть и в образовательной системе. При правильно организованном процессе, педагоги не будут акцентировать внимание на том, что есть частично- платные, а есть бесплатные классы. В частично платные классы мы принимаем всех, а не по признакам одаренности.  Обучаются дети одной параллели в обычных  классах  и со смешанным финансированием по одной и той же программе. И пока конфликтов никаких на этой  почве не было. Я  уверена, что образование должно быть бесплатным. Но сегодня у  некоторой части общества есть конкретные запросы  в сфере образования  и они реализуются в частных школах, в государственных учебных  заведениях. Право выбора и возможности выбора остаются за родителем.

- Так за что же по сути платят деньги родители согласно вашему эксперименту?

- За получение образования в классах наполняемостью ниже установленных нормативов,   созданных по их собственной  инициативе. В частично  платных классах благодаря малой численности учеников существует индивидуальный подход учителя к ученику. На каждого ученика заводится личная карточка, в которой обозначается дерево проблем каждого ученика. С детьми работает психолог. Поверьте, спрос на эту образовательную услугу, которую мы предоставляем в рамках  экспериментальной деятельности, есть. В нынешнем учебном году в восьми школах 455 родителей   из разных районов города  изъявили желание обучать своих детей в классах со смешанным финансированием.  В прошлом году было желающих - 418.

 

- Думаю, что частные школы увидят в платных классах конкуренцию…

- Здоровая конкуренция приводит к повышению качества всех образовательных  систем. Каждый выбирает то, что желает.  Часть родителей признает потенциальные преимущества качественного образования для своих детей путем инвестирования денег в частные учебные заведения, часть в репетиторские уроки, часть в классы со смешанным финансированием в коммунальных  учебных заведениях. В частных школах  Украины более дорогое образование – от 500гривен  до 2000гривен  и выше,  его могут выбрать более состоятельные  родители.   Классы со смешанным финансированием в  коммунальных школах – это для родителей среднего достатка. Это дешевле, чем в частной школе заниматься или у репетитора, где тоже используется индивидуальный подход. Родители должны иметь право выбора не только  школы, но и класса.  Однако ни в коем случае никто не имеет права навязывать эту систему обучения. 

 - А есть ли выгода государству вводить дополнительную платную услугу?  

 - Конечно, основной смысл увеличения перечня дополнительных платных образовательных услуг – обеспечить спрос определенной части общественности, которая хочет изменить условия получения среднего образования для своих детей.  Для государства выгода имеется -  с возникновением дополнительных классов создаются дополнительные рабочие места.   Родители за свой счет  содержат  условно функционирование «части класса».    Сохраняется и обновляется материально-техническая база учебных заведений.  Это выгода для государственных школ, которые не могут себе позволить сделать ремонт за бюджетные деньги. Сегодня  заказчиком в системе образования  есть не только государство, рынок труда, но и родители. Инвестируя деньги в сферу образования,  они покупают более качественное образование за доступные деньги.  И все-таки больше всего выгоды в этом эксперименте получают родители.

Фото автора

загрузка...
загрузка...

Политика

Австрийцы выбирают президента
Австрийцы выбирают президента 140

Лидером страны может стать кандидат от правопопулистской Австрийской партии свободы Норберт Гофер или представитель "зеленых" Александер Ван дер Беллен.

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт