28 марта

Инопланетяне, уберите за собой мусор!

Фото: Ученые полагают, что пришельцы скоро себя выдадут.

ОГНИ БОЛЬШОГО ГОРОДА

Загрязняют ли инопланетяне свою окружающую среду? Вполне вероятно, полагают ученые. По крайней мере если они находятся на близком к нам уровне развития. Значит, есть шанс их - инопланетян - найти по оставленной «грязи».

Речь, конечно, идет не о фекалиях. И не о других бытовых отходах. А о продуктах более высокой разумной деятельности. Например, об электромагнитном излучении. Скажем, наша планета испускает радио- и телепередачи. Теоретически их можно засечь. И принять какой-нибудь «Комеди Клаб» или «Дом-2», когда волны этих шоу достигнут соседней звезды. Приняв, братья по разуму сделают сразу два вывода: и о имеющейся на Земле жизни, и о ее интеллектуальном уровне.

Однако земные ученые предлагают сосредоточить внимание на другом загрязнении окружающей среды - на световом. Конкретно - попробовать засечь огни (лампочки, витрины, фонари, подсветка зданий) больших инопланетных городов.

- Свет, наблюдаемый на межзвездных расстояниях, однозначно свидетельствовал бы о технологическом развитии обитателей планеты, - говорит Ян ШНЕЙДЕР, предводитель группы астрономов-единомышленников (еще 19 человек) из Парижской обсерватории. В статье, опубликованной в авторитетном журнале «Астробиология», ученые признают, что уловить свет инопланетных городов будет сложно. По расчетам, потребуются телескопы с общей «улавливающей» площадью в полтора квадратных километра. Но построить такие - отнюдь не фантастическая затея.

Планета, на которой, возможно, есть жизнь, обнаружена у звезды Глиезе.

ХИМИЯ И ЖИЗНЬ

Земляне выдают свое присутствие еще и «химией», например, хлорфторуглеродами (CFC) - веществами искусственного происхождения. Они интенсивно поглощают инфракрасные лучи в спектре и, стало быть, различимы в атмосфере. Даже если концентрация CFC составляет одну часть на триллион.

Искать хлорфторуглероды, а вместе с ними и братьев по разуму, производящих эту «химию», предлагает Лиза КАЛТЕНЕГГЕР из Гарвардского университета. Правда, нынешним наземным инфракрасным телескопам - даже самым продвинутым -  для обнаружения CFC пока не хватает чувствительности. Но хватит, если вывести аппаратуру в космос. Джим КАСТИНГ из Пенсильванского государственного университета уверен, что, имея флотилию подходящих телескопов на орбите, можно обнаружить и другую гадость. Вроде паров от растворителей, очистителей и хладагентов. И они имеют свои линии поглощения.

А кое-какая органическая «химия» доступна обозрению уже сейчас. Пока - на крупных планетах. Но дело скоро дойдет и до мелких, сравнимых с нашей.

На днях НАСА сообщило, что молекулы воды, метана и углекислого газа обнаружены в атмосфере газового гиганта HD 209458b. Он чуть меньше Юпитера, расположен в созвездии Пегаса на расстоянии около 150 тысяч световых лет от Солнечной системы. Воду, метан и углекислый газ ученые считают так называемыми биомаркерами. Если эти вещества есть на какой-то планете, то шансы, что она обитаема, многократно возрастают.

Вывод астрономов: если инопланетяне существуют, то никуда они от нас не денутся. Найдем.

Мы их микроскопом наловим!

Многие ученые подозревают, что какая-то жизнь есть на Европе - удивительном спутнике гиганта Юпитера. И спрятана она в океане, который покрыт толстой коркой льда. Туда НАСА намерено отправить автоматические аппараты. Именно для поисков жизни. Хотя бы примитивной.

Канадские исследователи уже придумали, как ее - европейскую жизнь - увидеть. Почти своими глазами. И даже без доставки на Землю проб местной воды. Ганс Креузер и Манфред Джерико построили голографический микроскоп, который, будучи погруженным в воду, способен засечь в ней любую живность.

Главная хитрость прибора - лазер. Проплывающая мимо бактерия или кто еще, попадая в его луч, создает дифракционную картину. И она преобразуется в голограмму, которую, в свою очередь, фотографирует камера. Снимки отправляются на Землю для анализа и реконструкции засеченного объекта.

Искатель планет нашел еще 32 штуки

Астрономы Европейской южной обсерватории (European Southern Observatory) сообщили, что обнаружили аж 32 новые планеты - естественно, за пределами Солнечной системы.

Открытие было сделано посредством спектрографа HARPS - высокоточного искателя планет, расположенного в Чили. Прибор ищет их, определяя аномалии в движении звезд. Если у звезды есть спутники, то, вращаясь вокруг, они влияют на нее - заставляют колебаться. Звезда меняет скорость. И эти колебания точно фиксирует HARPS.

Только с помощью своего удивительного прибора ученые обнаружили уже 75 планет в 30 звездных системах. А всего их найдено около 400.

- Мы идем по пути, который в итоге приведет нас к обнаружению жизни и других планет, подобных нашей, - заявил один из авторов открытия астроном Стефан УДРИ из Женевского университета.

А подходящий кандидат уже есть. Планета Глиезе 581 д (Gliese 581 d) находится в зоне обитания - расположена аналогично Земле так, что на ней может быть вода в жидком виде.