Анна ПУПЧЕНКО, Сергей АВДЕЕВ (14 марта 2007)

Кушать подано: цифровое меню!

Канули в Лету те времена, когда отечественный зритель был наедине лишь с тремя-четырьмя телеканалами. За 15-20 лет телевидение существенно изменилось. Количество каналов выросло в десятки раз, и теперь можно заказывать даже тематические «блюда».

Да… Было время…

В 1966 году в США владельцы эфирных каналов были против появления новых тематических каналов и решили устранить потенциальную угрозу своему бизнесу, добившись от федеральной комиссии связи принятия правил, запрещающих показ по кабелю продукции, которая могла нанести ущерб эфирным телесетям. Речь шла о наиболее рейтинговых программах - спортивных состязаниях, фильмах... Вот такой абсурд.

Решение комиссии было отменено только в 1972 году, и уже через несколько лет кабельное телевидение превратилось из обычного ретранслятора эфирных каналов в самостоятельное средство коммуникации. В США только в 1981 году вступил в силу закон, снимающий все ограничения деятельности кабельных систем. Этот же документ легализовал существование спутниковых антенн. Таким образом, конкуренция в области телевидения обострилась - однако зритель от этого только выиграл, поскольку получил максимальные возможности в выборе программ. Вот такая история…

Чего откушать изволите?

Как сделать услугу универсальной и доступной и дать зрителю именно то, чего он хочет? Например, провайдер ВОЛЯ предлагает массовую услугу. Таким образом, основная задача - максимальное приближение своего предложения к потребностям большинства абонентов. Для этой цели используется один очень важный стандарт - формирование пакета каналов с учетом мнения большинства абонентов, в частности - путем опроса. Сейчас компания предлагает 103 канала, 16 планов подписки (в сочетании двух основных и трех тематических пакетов). Для сравнения, в 2002-2003 годах, когда ВОЛЯ только запустила услугу цифрового ТВ, предлагалось около 30 каналов.

Довольно часто задается вопрос: «Почему каждый абонент не может сам формировать себе пакет?». Попробуем пояснить.

Для потребителя все выглядит просто - хочу формировать себе пакет. Технически эта возможность есть. Главный вопрос в себестоимости лицензионных прав. Телезритель не знает о том, что стоимость индивидуального просмотра того ли иного канала для него будет практически равна стоимости предложенного и уже полностью сформированного пакета. Именно поэтому пакеты и формируются так, чтобы удовлетворять потребности целой группы потребителей. И поскольку оператор гарантирует владельцу прав на трансляцию телеканала определенное количество подписчиков того или иного пакета, куда входит телеканал, то стоимость лицензионных отчислений снижается.

Например, есть некий канал АВС****: стоимость лицензионных отчислений для индивидуального приема - 1 евро (6 грн.). Для сравнения: если канал включается оператором, к примеру, в базовый пакет кабельного телевидения, то стоимость лицензионных отчислений примерно 1 грн. Пользователь, конечно, выберет не один канал, а каналов 10-15, и стоимость только лицензионных отчислений уже составит 60-90 грн. А теперь добавим сюда стоимость административного сопровождения - сам телезритель не будет заключать договор с каждым из каналов, вести учет всех, кто еще подписался на этот канал, и производить расчеты, например, с иностранным каналом в валюте, а это еще 5-8 грн. И, наконец, необходимо доставить сигнал к пользователю - то есть технически обеспечить возможность просмотра. Эта величина условно постоянна (и не зависит от количества каналов) и в среднем составляет 18,3 грн. Плюс на всю эту сумму добавьте 20% НДС и получите свой индивидуальный пакет из 10-15 программ примерно за 100-150 грн. Но позвольте… Ведь за меньшие деньги зритель сможет подписаться вообще на все предлагаемые пакеты и иметь возможность смотреть более 100 программ, среди которых будет что посмотреть не только одному человеку, но и всей семье и друзьям!

Так что простейшая математика - 10 каналов за 100 гривен или 100 каналов за 100 гривен?

А что предлагает повар?

Огромную роль в удержании зрителя играет сам телепродукт, то есть то, что сами телеканалы готовы предложить, особенно с учетом той части зрительской аудитории, которая уже в качестве источника информации предпочитает использовать Интернет или же фильмы на DVD. Поэтому сейчас особый акцент делается именно на контент каналов. В последнее время наблюдается активная «рождаемость» новых тематических телеканалов, многие из которых уже доступны и столичному телезрителю. Например, из новых, но уже популярных русскоязычных каналов можно назвать: «Русский экстрим», «Настоящее страшное ТВ», «Настоящее смешное ТВ», «Охота и рыбалка», «Ностальгия», «Здоровое ТВ», «Комедия ТВ», «Многосерийное ТВ», «Усадьба» и другие.

загрузка...
загрузка...

Политика

Экономика

Общество

Светская хроника и ТВ

Спорт