Жуки-диверсанты

ТЯЖЕЛЫЕ БОМБАРДИРОВЩИКИ

Радиоуправляемых жуков успешно испытали в полете их «конструкторы» Мишель Махарбиз и Хиротака Сато из Калифорнийского университета в Беркли. И это не шутка. Производство насекомых-киборгов финансирует Пентагон. А заказала их не менее серьезная организация - гораздое на разные хитрые выдумки Агентство передовых оборонных исследовательских проектов DARPA (Defence Advanced Research Projects Agency).

Видео экспериментов выложено в Интернете. Имеется и соответствующая статья, посвященная работам, которая опубликована в специализированном научном журнале Frontiers in Integrative Neuroscience.

Для экспериментов ученые подобрали весьма крупных жуков трех видов. Одного - местного, другого - из Южной Америки и третьего - из Африки. Экземпляры последнего иной раз едва умещаются на ладони.

- Электронные устройства, необходимые для приема управляющих сигналов, пока слишком тяжелы, - объяснили «жукомоделисты». - Насекомые должны быть достаточно сильны, чтобы подняться с ними в воздух. Своего рода тяжелыми бомбардировщиками.

ОСНАЩЕНЫ ДО РОЖДЕНИЯ

Во время испытаний жуки по командам «с земли» взлетали, маневрировали так, как хотелось людям: вправо, влево, вверх, вниз. И садились, куда им было указано. Словом, вели себя так, будто бы ученые управляли не живыми существами, а авиамоделями.

Секрет подчинения в том, что в нервную систему насекомых были вживлены миниатюрные стимулирующие электроды. Они и позволяли манипулировать мускулами с нужной стороны тела, заставляя их сильнее или слабее сокращаться. Жуки в итоге маневрировали.

Команды принимала микросхема, установленная на спинке жука и снабженная крошечной батарейкой.

Занятная подробность: электроды вживляли жукам, когда те были еще куколками. Они превращались во взрослых особей, имея уже необходимую начинку - словно бы родную. Оставалось лишь соединить контакты, дополнив конструкцию компьютером и элементами питания.

По словам ученых, подобные ювелирные манипуляции стали возможны благодаря прогрессу в нанотехнологиях.

Комментируя эксперименты, специалист по робототехнике и искусственному интеллекту профессор Ноель Шарки из британского университета Шеффилда заявил: «Тараканами люди уже управляли, но жуками - летающими насекомыми - впервые».

МУХИ, КОМАРЫ И ДРУГИЕ БОЕВЫЕ ЕДИНИЦЫ

Для чего военным нужны радиоуправляемые жуки? Для создания на первом этапе миниатюрного шпиона - живого и управляемого носителя телекамеры. Исследования показывают, что жуки, похоже, справятся лучше, чем рукотворные микроскопические летательные аппараты, так называемые MAV - Micro Air Vehicle. Работы над ними тоже идут, и не без успеха.

Далее, как прогнозирует профессор Шарки, диапазон применения жуков-киборгов расширится. И будет зависеть лишь от того, насколько миниатюрной, дешевой и быстродействующей станет электроника. Например, насекомыми, оснащенными крошечными GPS-устройствами, можно будет управлять с очень больших расстояний, зная при этом, где они находятся в режиме реального времени.

Управляемые жуки могли бы нести на себе биологическое или химическое оружие. Или просто взрывчатку. Больших разрушений она, конечно, не нанесет. Но компьютеры противника уничтожить способна. Да и убить кого-нибудь можно, посадив жука на голову.

Кстати, сейчас в рамках проекта исследователи работают и с мухами, и с бабочками, и со стрекозами, которые превосходят жуков по маневренности. И обладают более понятной для ученых нервной системой.

А если дело дойдет до комаров, блох, клопов или вшей? Тогда вся эта радиоуправляемая гадость сама станет оружием. Будете смеяться, но Пентагон одно время всерьез рассматривал планы массовых атак на противника посредством полчищ вредных насекомых. Вот только способов управления ими не было. Теперь появляются.

КСТАТИ, О НАСЕКОМЫХ

Новое оружие против тараканов

Насекомые легко взбираются по вертикальным стенкам, получая тем самым доступ к верхним полкам на кухне и вообще к неожиданным местам. Куда и яду какого-нибудь насыпать не придет в голову. Словом, уходят от возмездия.

А ползают тараканы по стенкам, в том числе и по скользким (в нашем понимании), и даже по стеклам благодаря клейкому веществу, которое выделяют их лапки. Вот на это вещество и нашли управу Ян-Хеннинг Диркс со своими коллегами из зоологического отделения Кембриджского университета. Они подобрали полимер, который делает лапки невероятно скользкими - не приклеишься.

В экспериментах тараканы, привлеченные кусочком яблока, безуспешно пытались взобраться на стержень, намазанный полимером. А ученые в микроскоп рассмотрели, что он - полимер - вытягивает из клейкого вещества лапок воду. От чего тот теряет свои «притягательные» свойства. Полимер бесцветен и безвреден. Мебель и другие предметы не портит. Его совсем не видно. По словам ученых, аналогичное средство можно создать и для защиты от мух. Чтобы не засиживали стены и потолки.

ДЛЯ СПРАВКИ

ТТХ жуков, привлеченных к экспериментам

• Cotinis texana: длина - 2 см, грузоподъемность - 0,3 г
  • Mecynorhina torquata: длина - 7 см, грузоподъемность - 1,8 г
  • Megasoma elephas: длина - 20 см, грузоподъемность - 4 г

Украина открыла  беспрецедентное  дело против РФ из-за гибридной войны
Украина открыла "беспрецедентное" дело против РФ из-за гибридной войны 371 1

Следствие изучит, как Россия смогла сформировать через СМИ "ненависть к народам Украины".

Насиров 31 мая может улететь в США
Насиров 31 мая может улететь в США 173 1

НАБУ определяется, отпускать ли за границу отстраненного главу Государственной фискальной службы.

Сенат Нидерландов одобрил Соглашение об ассоциации Украины с ЕС
Сенат Нидерландов одобрил Соглашение об ассоциации Украины с ЕС [видео ] 148

Теперь король Нидерландов должен подписать этот законодательный акт и он вступит в силу.

Видео: Львовский облсовет захватили  российскоговорящие молодчики
Видео: Львовский облсовет захватили "российскоговорящие молодчики" 1276 9

Неизвестные люди в камуфляже, которые представляются украинскими националистами, заблокировали работу сессии дымовыми шашками и газом.

Офис разработчиков сайта э-декларирования обыскивают полиция и налоговая
Офис разработчиков сайта э-декларирования обыскивают полиция и налоговая 222

Правоохранители изымают электронные носители для проведения экспертиз.

Под Одессой жительница Днепра украла  киндер-сюрпризы  на 3 тысячи гривен
Под Одессой жительница Днепра украла "киндер-сюрпризы" на 3 тысячи гривен 410

Любительнице сладкого грозит штраф или исправительные работы.

Ежегодно от табака умирают более 7 миллионов человек
Ежегодно от табака умирают более 7 миллионов человек 3

Всемирная организация здравоохранения призвала мир сильнее бороться с курением.

Где в Украине производят и продают поддельные лекарства
Где в Украине производят и продают поддельные лекарства 50

Эксперты рассказали, чем чревата покупка фальсифицированных препаратов, и на что обратить внимание при их приобретении.

В Днепре артисты театров требовали вернуть им прежние оклады
В Днепре артисты театров требовали вернуть им прежние оклады [фото] 197

Служители Мельпомены устроили костюмированный митинг у здания облгосадминистрации.

Участница  Голоса країни - 7  Катя Чили:  Я исповедалась отцу Александру и мне стало легче
Участница "Голоса країни - 7" Катя Чили: "Я исповедалась отцу Александру и мне стало легче" 109

В гостях у "КП в Украине" побывала самая необычная певица в пространстве нашего шоу-бизнеса, которая рассказала нам о том как чувствовала себя в пространстве проекта "Голос страны" и какие отношения у нее сложились с Тиной Кароль и отцом Александром.

Мама победительницы  Україна має талант. Дети-2 :  Вероника хочет двухъярусную кровать и комнату как у Свинки Пеппы
Мама победительницы "Україна має талант. Дети-2": "Вероника хочет двухъярусную кровать и комнату как у Свинки Пеппы" 261

6-летняя Вероника Морская победила, сразив судей и зрителей народным пением.

Как сын Джексона от славы устал и Биджеем стал
Как сын Джексона от славы устал и Биджеем стал 363

Младшенький из династии Джексонов, 15-летний Принс Майкл Джексон II по прозвищу Бланкет (Одеяло) решил для себя: поменяется имя – поменяется и жизнь.

Свитолина начинает с уверенной победы на Roland Garros