Жуки-диверсанты

ТЯЖЕЛЫЕ БОМБАРДИРОВЩИКИ

Радиоуправляемых жуков успешно испытали в полете их «конструкторы» Мишель Махарбиз и Хиротака Сато из Калифорнийского университета в Беркли. И это не шутка. Производство насекомых-киборгов финансирует Пентагон. А заказала их не менее серьезная организация - гораздое на разные хитрые выдумки Агентство передовых оборонных исследовательских проектов DARPA (Defence Advanced Research Projects Agency).

Видео экспериментов выложено в Интернете. Имеется и соответствующая статья, посвященная работам, которая опубликована в специализированном научном журнале Frontiers in Integrative Neuroscience.

Для экспериментов ученые подобрали весьма крупных жуков трех видов. Одного - местного, другого - из Южной Америки и третьего - из Африки. Экземпляры последнего иной раз едва умещаются на ладони.

- Электронные устройства, необходимые для приема управляющих сигналов, пока слишком тяжелы, - объяснили «жукомоделисты». - Насекомые должны быть достаточно сильны, чтобы подняться с ними в воздух. Своего рода тяжелыми бомбардировщиками.

ОСНАЩЕНЫ ДО РОЖДЕНИЯ

Во время испытаний жуки по командам «с земли» взлетали, маневрировали так, как хотелось людям: вправо, влево, вверх, вниз. И садились, куда им было указано. Словом, вели себя так, будто бы ученые управляли не живыми существами, а авиамоделями.

Секрет подчинения в том, что в нервную систему насекомых были вживлены миниатюрные стимулирующие электроды. Они и позволяли манипулировать мускулами с нужной стороны тела, заставляя их сильнее или слабее сокращаться. Жуки в итоге маневрировали.

Команды принимала микросхема, установленная на спинке жука и снабженная крошечной батарейкой.

Занятная подробность: электроды вживляли жукам, когда те были еще куколками. Они превращались во взрослых особей, имея уже необходимую начинку - словно бы родную. Оставалось лишь соединить контакты, дополнив конструкцию компьютером и элементами питания.

По словам ученых, подобные ювелирные манипуляции стали возможны благодаря прогрессу в нанотехнологиях.

Комментируя эксперименты, специалист по робототехнике и искусственному интеллекту профессор Ноель Шарки из британского университета Шеффилда заявил: «Тараканами люди уже управляли, но жуками - летающими насекомыми - впервые».

МУХИ, КОМАРЫ И ДРУГИЕ БОЕВЫЕ ЕДИНИЦЫ

Для чего военным нужны радиоуправляемые жуки? Для создания на первом этапе миниатюрного шпиона - живого и управляемого носителя телекамеры. Исследования показывают, что жуки, похоже, справятся лучше, чем рукотворные микроскопические летательные аппараты, так называемые MAV - Micro Air Vehicle. Работы над ними тоже идут, и не без успеха.

Далее, как прогнозирует профессор Шарки, диапазон применения жуков-киборгов расширится. И будет зависеть лишь от того, насколько миниатюрной, дешевой и быстродействующей станет электроника. Например, насекомыми, оснащенными крошечными GPS-устройствами, можно будет управлять с очень больших расстояний, зная при этом, где они находятся в режиме реального времени.

Управляемые жуки могли бы нести на себе биологическое или химическое оружие. Или просто взрывчатку. Больших разрушений она, конечно, не нанесет. Но компьютеры противника уничтожить способна. Да и убить кого-нибудь можно, посадив жука на голову.

Кстати, сейчас в рамках проекта исследователи работают и с мухами, и с бабочками, и со стрекозами, которые превосходят жуков по маневренности. И обладают более понятной для ученых нервной системой.

А если дело дойдет до комаров, блох, клопов или вшей? Тогда вся эта радиоуправляемая гадость сама станет оружием. Будете смеяться, но Пентагон одно время всерьез рассматривал планы массовых атак на противника посредством полчищ вредных насекомых. Вот только способов управления ими не было. Теперь появляются.

КСТАТИ, О НАСЕКОМЫХ

Новое оружие против тараканов

Насекомые легко взбираются по вертикальным стенкам, получая тем самым доступ к верхним полкам на кухне и вообще к неожиданным местам. Куда и яду какого-нибудь насыпать не придет в голову. Словом, уходят от возмездия.

А ползают тараканы по стенкам, в том числе и по скользким (в нашем понимании), и даже по стеклам благодаря клейкому веществу, которое выделяют их лапки. Вот на это вещество и нашли управу Ян-Хеннинг Диркс со своими коллегами из зоологического отделения Кембриджского университета. Они подобрали полимер, который делает лапки невероятно скользкими - не приклеишься.

В экспериментах тараканы, привлеченные кусочком яблока, безуспешно пытались взобраться на стержень, намазанный полимером. А ученые в микроскоп рассмотрели, что он - полимер - вытягивает из клейкого вещества лапок воду. От чего тот теряет свои «притягательные» свойства. Полимер бесцветен и безвреден. Мебель и другие предметы не портит. Его совсем не видно. По словам ученых, аналогичное средство можно создать и для защиты от мух. Чтобы не засиживали стены и потолки.

ДЛЯ СПРАВКИ

ТТХ жуков, привлеченных к экспериментам

• Cotinis texana: длина - 2 см, грузоподъемность - 0,3 г
  • Mecynorhina torquata: длина - 7 см, грузоподъемность - 1,8 г
  • Megasoma elephas: длина - 20 см, грузоподъемность - 4 г

ТОП–6 политических скандалов апреля
ТОП–6 политических скандалов апреля 104

"КП в Украине" выяснила по кому ударят уголовные дела в отношении Николая Мартыненко и Романа Насирова, и почему уходит Гонтарева.

В России десятки человек задержаны на акции  Надоел
В России десятки человек задержаны на акции "Надоел" [фото] 1534 5

Несмотря на дождь акция собрала большое количество участников.

Япония назвала  серьезной угрозой  запуск ракеты в КНДР
Япония назвала "серьезной угрозой" запуск ракеты в КНДР 281 5

Премьер-министр Страны восходящего солнца призвал США и Китай оказывать давление на правительство Ким Чен Ына.

В районе Кубы пропал с радаров пассажирский самолет
В районе Кубы пропал с радаров пассажирский самолет 848

На борту могли находиться до 39 человек.

В Попасной из  Градов  обстреляли кладбище
В Попасной из "Градов" обстреляли кладбище [фото] 377

Никто из местных жителей ранений не получил.

Мэра города Дергачи насмерть переехал грузовик
Мэра города Дергачи насмерть переехал грузовик 1382

Глава города скончался в машине скорой помощи.

Последствия снегопадов: Ждет ли Украину плохой урожай?
Последствия снегопадов: Ждет ли Украину плохой урожай? 2470

Какие плодово-ягодные культуры пострадали от аномальной погоды в апреле.

Что будет с долларом и евро после праздников
Что будет с долларом и евро после праздников 1417

По прогнозам аналитиков FOREX CLUB, курс гривны на наличном рынке в мае может находиться в диапазоне 26–27,5 грн. за доллар.

Когда возобновится доверие к гривне
Когда возобновится доверие к гривне 632 2

В МВФ считают, что достаточные международные резервы являются движущим элементом макроэкономической стабильности, а, следовательно, и доверия к национальной валюте.

Слушая мой рассказ об НЛО, люди смеялись:  Батя, сколько ты выпил?
"Слушая мой рассказ об НЛО, люди смеялись: "Батя, сколько ты выпил?" 3179 2

Тридцать лет назад украинского пенсионера похитили пришельцы.

Слишком много выходных? Украинцев хотят заставить работать больше
Слишком много выходных? Украинцев хотят заставить работать больше 1323 1

Экс-министр экономики Владимир Лановой считает, что у украинцев слишком много выходных и поддерживает отмену переноса праздничных выходных на будни. Эксперты не согласны.

Топ-5 экзотических рецептов мяса на мангале
Топ-5 экзотических рецептов мяса на мангале 1142

В преддверии праздника "КП" в Украине" решила поделиться креативными способами приготовления шашлыка.

Евровидение-2017 : на билетах уже заработали больше 45 миллионов гривен
"Евровидение-2017": на билетах уже заработали больше 45 миллионов гривен 297 2

В продажу поступили тикеты в фан-зону и Golden Circle.

Дочь Жанны Бадоевой сделала на нее пародию
Дочь Жанны Бадоевой сделала на нее пародию [видео] 971

Видео в соцсети опубликовала сама телеведущая. За несколько часов ролик набрал больше 120 тысяч просмотров.

Победитель  Голоса країни - 7  Александр Клименко:  Если бы соцсети были живыми, их можно было бы канонизировать
Победитель "Голоса країни - 7" Александр Клименко: "Если бы соцсети были живыми, их можно было бы канонизировать" 109

"Поющий батюшка" побывал в гостях у "КП" в Украине".

Владимир Кличко:  Что вообще к черту произошло?!
Владимир Кличко: "Что вообще к черту произошло?!" [видео] 588

Украинский боксер после поражения заявил, что в контракте на бой с Джошуа есть пункт об обязательном реванше. Продолжение следует!

Этони Джошуа: “При всем уважении к Кличко, я пришел, чтобы избить его