Академик, геронтолог Владимир Шабалин: «Смерть - это перерождение в другую форму бытия»

Не только «темные» древние люди верили в переселение душ, но и выдающиеся философы.

Российские документалисты сняли фильм «Тайны смерти» (режиссер Анастасия Попова). В нем светила науки и известные кинорежиссеры, главные врачи хосписов и священники, философы и медики пытаются понять: зачем человек живет и почему умирает?

Что ждет или не ждет его в небытии? Возможно ли бессмертие? Прокомментировать фильм, а также ответить на другие вопросы, касающиеся смерти, мы попросили академика РАМН, профессора, директора Российского геронтологического научно-клинического центра Владимира Шабалина (смотрите интервью с ним также в «толстушках» за 9, 16 и 23 октября и на сайте kp.ua).

Старый долг Эйнштейна

«С начала времен на Земле жили 100 млрд человек - все они умерли. Сейчас на планете живет 6 млрд 700 млн человек - они тоже все умрут». Эти первые слова, с которых начинается фильм, звучат как приговор. Но окончательный ли он?

«Я научился смотреть на смерть, как на старый долг, который рано или поздно придется заплатить, - говорил создатель общей теории относительности Альберт Эйнштейн. - Однако что-то до сих пор во мне сомневается».

- Иногда приходит страх, что там ничего нет - только черная дырка и молчание, - признается кинорежиссер Кшиштоф Занусси.

Так что же там, за чертой?

Атомы души

- Многие великие умы - Толстой, Достоевский, Шопенгауэр, Ницше, Фрейд, Юнг - верили в бессмертие души... В ее перевоплощение...

- Относительно реинкарнации они выдвигали интересные теории, но они были бездоказательны. Так, например, основоположник космонавтики Константин Циолковский утверждал, что бессмертие души обеспечивает атом. Каждый наделен элементарным разумом и чувствительностью. И при этом вечен  и неизменен.

В мертвой природе, в камне, земле чувствительность спит. В растениях она начинает просыпаться, в животных проявляется все больше, в человеке она максимальна. Небытия нет, а есть только бесконечные комбинации атомов, есть непрерывная богатейшая жизнь все в новых и новых телах, с новыми впечатлениями.

Так и после нашей смерти частицы тела хотя и будут рассеяны, но это не помешает им ожить снова. Вечный атом гарантирует жизни космическое бессмертие.

- Это фантастическая теория?

- Не совсем. Ведь тело человека не испаряется. Оно возвращается в биосферу, в объятия матери-природы, в ее круговорот. Ни один атом нашего тела не погибает, он будет захвачен вечным круговоротом мироздания. Умирает только форма, материя бессмертна!

Клоны дарят вечность

- Когда человек умирает? После гибели мозга?

- Строго научного определения жизни и смерти нет. Просто на сегодня официально концом жизни человека считается смерть мозга, даже если кровообращение в организме сохраняется. Но...

Открытие методики клонирования показало возможность «реконструкции» человека... даже из последней оставшейся живой клетки его тела. Сама клетка несет голографический образ организма, в состав которого она входила. А ее генетический набор содержит в себе полную информацию о живом организме. Получается, что нельзя констатировать наступление смерти особи, если осталась хотя бы одна его живая клетка.

Но здесь могут возникать казусы. Так, например, химики Тюбингского университета при исследовании тканей мумии Птолемея, возраст которого составлял 2300 лет, обнаружили ферменты, биологическая активность которых была почти так же высока, как и у свежих ферментов, взятых из тела живого человека. Значит, считать Птолемея до сих пор живым?

Освободите место

- Владимир Николаевич, нашли сегодня ученые ответ на вопрос Платона, заданный им еще в IV веке до нашей эры: смерть - величайшее из зол или величайшее из благ?

- Ответить на этот вопрос невозможно, потому что жизнь и смерть - единство двух противоположностей. Это хорошо прослеживается на клеточном уровне. Организм человека в целом состоит примерно из 10 в 15-й степени клеток, и ежедневно (!) из этого числа гибнет более 1% клеток - это миллиарды миллиардов молекул. Если бы этой гибели не происходило, то вес тела увеличивался бы вдвое каждые 100 дней. То есть организм человека может существовать только при условии старения и смерти своих элементов. Так проявляет себя великий закон жизни: жить - значит умирать.

- Бессмертие возможно?

- Вечная жизнь гомо сапиенс была бы катастрофой для человечества как биологического вида. Только смерть одних организмов может дать жизнь другим. Каждому человеку нужно уходить, чтобы освободить место под солнцем следующим поколениям. Но в них - частица нас.

Кто знает, вдруг мумии, которые так старательно изготавливали египтяне, действительно пригодятся для последующего воскрешения...

Существует ли загробный мир, станет ясно через два года

В 2008 году ученые начали удивительный эксперимент под названием AWARE - «Сознание во время воскрешения». В эксперименте участвуют сотни пациентов 25 больниц в Европе, Канаде и США. Руководят исследованиями доктор Сэм Парния из медицинского центра Корнелла в Нью-Йорке, доктор Питер Фенвик и другие признанные авторитеты в области изучения явлений, сопровождающих воскрешение после клинической смерти. Цель - определить, в самом ли деле люди что-то видят, находясь на пороге того света. Ведь подобных рассказов хватает - и о пресловутом тоннеле, и о свете в его конце, и о встречах с умершими родственниками, и, главное, о том, что «временно мертвые» наблюдают себя со стороны. Словно бы от них отделяется некая субстанция, которая не только поднимается к потолку, но летает по больничным палатам.

Вот этот феномен - так называемый выход из тела - и намерены в первую очередь проверить ученые. Реален ли он в самом деле? Способ проверки очень прост: в больницах в местах, не доступных для обозрения пациентов, размещают надписи. Одни можно увидеть, поднявшись к потолку, другие - перелетев в другое помещение.

Если будет прочитана хоть одна надпись -  прочитана, естественно, человеком, находящимся в состоянии клинической смерти, - то получится, что из тела действительно вылетает нечто. Надо полагать, что та самая душа... Параллельно ученые станут снимать энцефалограммы, томограммы и пытаться понять, что же происходит с мозгом.

Логика подсказывает: если эксперименты подтвердят существование души, то и загробный мир перестанет быть лишь религиозным мифом.

О полученных результатах экспериментаторы обещают сообщить в 2011 году - исследования рассчитаны на три года. Увы, пока никаких сенсационных заявлений сделано не было.

А если никому ничего прочесть не удастся? Очевидно, что начнутся новые исследования. Ведь очень не хочется верить, что смерть - это конец.

МНЕНИЕ...

...кинорежиссера Кшиштофа ЗАНУССИ (Польша):

- Смерть - это проверка всех моих идеалов, чувств, моей любви к людям, Богу. И поэтому я всегда пользуюсь смертью, как лакмусовой бумажкой, которая показывает: если в сравнении со смертью это имеет значение, значит, это на самом деле важно.

...физика Константина КОРОТКОВА, профессора, доктора технических наук:

- С помощью разработанного нами метода газоразрядной визуализации мы смогли наблюдать изменение состояния энергетики людей в течение нескольких дней после их смерти. Мы обнаружили очень странные явления. У людей, которые умерли от старости или от продолжительной болезни, колебания затихли ровно на третий день, когда, согласно христианской традиции, после смерти душа покидает тело. В случаях мгновенной гибели, например, в результате автодорожной катастрофы, энергетика фонтанировала яркими сполохами лишь в течение нескольких часов после смерти и потом резко спадала. А у людей, погибших насильственной смертью, и у самоубийц энергетика скакала то вверх, то вниз по нескольку суток.

Но объяснить это явление наука сегодня до конца не может. Что за энергия высвобождается после смерти человека? И почему характер этой энергии зависит от причины смерти? Что это - душа? (Читайте в «КП» материал «Ученые нашли душу» за 24.10.2009 и на сайте kp.uа)

...священника, отца Георгия (Рябых), иерея:

- Церковь утверждает, что человек воскреснет во время второго пришествия Христа. Его тело будет воссоздано Богом из того праха, что остался после человека. И это пророчество обретает под собой реальную основу. Человек настолько продуманно сотворен, что даже малейшая частица его тела содержит всю информацию целиком о его теле.

...биохимика Владимира СКУЛАЧЕВА, академика РАН:

- Мы ищем инструмент, отменяющий старение и прерывающий путь к смерти. И уже создано вещество, способное блокировать программу самоубийства клеток (апоптоз). Так, подопытные мыши, которые получают это вещество, живут намного дольше обычных. Не болеют и сохраняют способность к размножению. Но потом внезапно гибнут. Почему - мы так толком и не знаем. Видимо, можно избежать болезней и старости. Но отменить смерть нельзя.

Пресс-секретарем Белого дома стала дочь экс-губернатора Арканзаса
Пресс-секретарем Белого дома стала дочь экс-губернатора Арканзаса 4

Замену Шону Спайсеру нашли очень быстро.

Спецпредставитель США Курт Волкер прибыл в Донбасс
Спецпредставитель США Курт Волкер прибыл в Донбасс 26

После трех дней работы он вернется в Киев и обсудит дальнейшие действия по урегулированию конфликта.

Мать задержанного российского солдата Агеева прибыла в Украину
Мать задержанного российского солдата Агеева прибыла в Украину [видео] 121

Светлана Агеева приехала на поезде со спецкором "Новой газеты" для встречи с сыном. Якобы, у них есть договоренность с украинской стороной о встрече с военнопленным.

Глава Пентагона не верит в смерть лидера ИГИЛ
Глава Пентагона не верит в смерть лидера ИГИЛ 6

Джеймс Маттис утверждает, что у военной разведки нет доказательств гибели "террориста №1".

Плавали даже джипы : Львов и Луцк залило дождем
"Плавали даже джипы": Львов и Луцк залило дождем [фото, видео] 256

Ветер валил деревья, подминая машины, городские улицы превратились в стремительные мутные потоки воды и грязи.

Британка совершила суицид после того, как ее дом затопило в 38-й раз
Британка совершила суицид после того, как ее дом затопило в 38-й раз [фото] 425 1

Дом женщины затопило несколько десятков раз последние 12 лет, так как коммунальные службы не смогли сделать качественный ремонт водопровода.

1255 украинских предприятий будут ликвидированы или реорганизованы
1255 украинских предприятий будут ликвидированы или реорганизованы 757 2

Также в правительстве назвали компании, которые попадут под приватизацию.

Украина опустилась в рейтинге мировых производителей стали
Украина опустилась в рейтинге мировых производителей стали 247 4

Нашу страну опередила Мексика.

Криптовалюты: курс скачет похлеще доллара

Мы попросили экспертов рассказать, почему так резко меняется курсы криптовалют, каковы их перспективы и грозит ли финансовый Армагеддон рынку с 1 августа.

Гороскоп на август 2017 года для всех знаков Зодиака
Гороскоп на август 2017 года для всех знаков Зодиака 265

Общий гороскоп для всех знаков Зодиака на август-2017.

В Киеве требуются 430 инспекторов Нацполиции
В Киеве требуются 430 инспекторов Нацполиции 138

Конкурс продлится до 22 октября.

Советы абитуриенту: где больше бюджетных мест и как подать заявление?
Советы абитуриенту: где больше бюджетных мест и как подать заявление? 381

На самые острые вопросы вступительной кампанию-2017 ответил директор Департамента высшего образования МОН Олег Шаров.

Эмма Уотсон потеряла свои кольца и попросила подписчиков найти их
Эмма Уотсон потеряла свои кольца и попросила подписчиков найти их [фото] 78

Одно из украшений для актрисы представляет особую ценность, т.к. было подарено мамой на 18-летие.

Ирина Шейк снялась полностью обнаженной для Vogue
Ирина Шейк снялась полностью обнаженной для Vogue [фото] 503

Модель находится в прекрасной форме.

Скончался французский актер Клод Риш
Скончался французский актер Клод Риш 762

Артисту было 88 лет. За свою карьеру он успел поработать с Жерраром Филиппом, Аленом Делоном, Брижит Бардо, Лино Вентура и многими другими.

Арестованный Мария Вильяр будет исключен из ФИФА и УЕФА
Арестованный Мария Вильяр будет исключен из ФИФА и УЕФА 115

От Вильяра ожидают добровольного сложения полномочий, либо же будут вынуждены устранить его от должности на основании правил организаций.

Элина Свитолина:  Теннис – единственный вид спорта, который пока не освоил мой парень
Элина Свитолина: "Теннис – единственный вид спорта, который пока не освоил мой парень" [фото] 264

Красавица-теннисистка посетила Харьков, где рассказала о своей любви, теннисе и родных городах.

Паулу Фонсека:  Возможно, решение по Кучеру было самым сложным за всю мою жизнь