Евгений АЗЕЕВ, Андрей МОИСЕЕНКО (14 сентября 2009, 20:58)
НАСА будет взрывать Луну чтобы добыть лед

Комментарии: 2
Фото: NASA

9 октября в 14:30 вблизи Южного полюса Луны громыхнет взрыв с мощностью в полторы тонны тротила, а через четыре минуты – еще один, втрое слабее первого. Так эффектно завершит свое существование американский космический зонд LCROSS.

LCROSS был запущен 18 июня – той же самой ракетой, что направила к Луне «Орбитальный лунный разведчик» LRO. Но пути этих аппаратов вскоре разошлись: LRO отделился от разгонной ступени ракеты, вблизи Луны включил двигатель и перешел на окололунную орбиту. LCROSS же остался пристыкованным к разгонной ступени и сейчас вместе с ней обращается вокруг Земли по сильно вытянутой орбите. Орбита выбрана так, что 9 октября LCROSS врежется в Луну.

Зачем НАСА устраивает такой фейерверк? Оказывается, таким образом ученые хотят обнаружить на Луне ценный минерал – гораздо более ценный, чем золото. Минерал этот – водяной лед. Считается, что в тех местах в окрестностях полюсов, которые никогда не освещаются солнцем, в грунте могут содержаться заметные количества льда. Косвенные указания на это уже получены: приборы нескольких искусственных спутников Луны (японской «Кагуи», индийского «Чандраяна» и того же LRO) зафиксировали повышенное содержание водорода в грунте околополярных районов. Однако водород может содержаться не только в воде, но и в некоторых минералах. LCROSS должен дать ответ на вопрос, есть ли на Луне вода.

За некоторое время до столкновения LCROSS отделится от разгонной ступени ракеты и, слегка притормозив своим двигателем, пропустит ее вперед. Столкнувшись с Луной на скорости свыше 2 километров в секунду, двухтонная ступень выбросит во все стороны и вверх несколько сотен тонн грунта – при этом образуется кратер диаметром в два десятка метров. Приборы LCROSS будут наблюдать за вспышкой и проанализируют состав выброшенного вещества. Результаты анализов будут экстренно переданы на Землю, а через 270 секунд после падения ступени в Луну врежется и сам LCROSS.

11 сентября специалисты НАСА назвали место падения LCROSS. Это кратер Кабео-А недалеко от Южного полюса Луны. Несколько ранее было сообщено, что миссия под угрозой срыва, так как из-за отказа датчика ориентации аппарат стал активно расходовать топливо и растранжирил половину его запаса. Но проблему вовремя заметили и устранили, и остатка топлива должно хватить для завершающих стадий полета, хотя и в обрез.

За падением LCROSS будут наблюдать и астрономы Земли, а также орбитальный телескоп «Хаббл»: спектральный анализ вспышки даст дополнительную информацию о составе лунных пород в районе Южного полюса.

Готовятся к наблюдениям и астрономы-любители: утверждается, что вспышку при падении LCROSS можно будет заметить в 30-сантиметровые телескопы. Правда, видеть ее можно будет только в западном полушарии.

Предстоящий взрыв на Луне уже вызвал беспокойство у некоторых защитников окружающей среды. Но в НАСА говорят, что оснований для тревоги нет: сила взрыва при падении LCROSS будет примерно такой же, как при ударе метеорита массой в 10 килограммов (скорость падения метеоритов в десятки раз больше), а таких метеоритов на Луну наверняка падает по несколько штук ежегодно. Не стоит опасаться и загрязнения Луны ракетным топливом: из-за высокой температуры в момент удара оно практически полностью сгорит или испарится.

Залежи льда на Луне, если они существуют, сильно облегчат ее освоение. Будущие лунные колонисты смогут использовать воду не только для питья: с помощью электролиза из воды можно получать кислород. В перспективе (правда, достаточно далекой) будет возможно организовать на Луне производство кислорода и водорода из воды в промышленных масштабах и превратить Луну в «бензоколонку» для космических кораблей, отправляющихся к другим планетам. Во всяком случае, скоро мы будем знать, нужно ли будет отправляющимся на Луну туристам везти с собой запасы воды на весь путь или же они смогут заметно сэкономить, уменьшив массу багажа за счет напитков.

В деле Насирова заменили судью, Бобровник заболел
В деле Насирова заменили судью, Бобровник заболел 24

Адвокаты главного налоговоика Украины попытаются оспорить меру пресечения. Прошлый раз отстраненного главу ГФС отпустили под залог в 100 миллионов гривен.

Стивен Сигал попал в  черный список  сайта  Миротворец
Стивен Сигал попал в "черный список" сайта "Миротворец" [дополнено] 37

В вину ему вменили такие определения как: "пособник российских оккупантов и пророссийских террористов", "незаконное пресечения границы Украины" и прочее.

Украинский  социолог на миллион  Копатько официально стал россиянином
Украинский "социолог на миллион" Копатько официально стал россиянином 420

Путин подписал указ о присвоении гражданства социологу, который, согласно "черной кассы Партии Регионов", получил более двух миллионов долларов наличными в 2012-м.

Что из себя представляет  шпионская  программа  Стахановец , которую ищет СБУ
Что из себя представляет "шпионская" программа "Стахановец", которую ищет СБУ 220

На официальном сайте говорится, что софт создавался для оптимизации работы компаний, однако правоохранители уверены, что действие ПО нарушает закон.

Вслед за  Dragon Capital  СБУ обыщет десятки компаний на наличие шпионского софта
Вслед за "Dragon Capital" СБУ обыщет десятки компаний на наличие шпионского софта 326

Предполагается, что компании следили за своими сотрудниками при помощи специальных программ. ПО позволяет даже определить, пьют ли сотрудники на работе.

В Харькове пассажир избил водителя трамвая: женщина продолжила работу, хулиган уснул [фото] 648

Пьяному не понравилось что-то в женщине-водителе и он с силой ударил ее в лицо кулаком, после чего вышел и уснул на остановке.

В Чернобыле начали строить новую электростанцию
В Чернобыле начали строить новую электростанцию 1051

На этот раз будет создана солнечная станция. Финансировать проект взялся украинский инвестор, имя которого пока не называется.

Три новшества при расчете субсидий: что изменилось?
Три новшества при расчете субсидий: что изменилось? 2183

С 1 мая 2017 года государственную помощь будут рассчитывать по-новому.

ГПУ проводит обыски у руководителей сигаретного дистрибьютора  Тедис Украина
ГПУ проводит обыски у руководителей сигаретного дистрибьютора "Тедис Украина" 400

Компанию подозревают в подкупе должностных лиц, выводе средств заграницу через фиктивные фирмы и финансировании терроризма.

В Крыму нашли затонувший во время войны немецкий пароход
В Крыму нашли затонувший во время войны немецкий пароход 699

Корабль атаковала советская авиация. Около суток его пытались буксировать, но он все равно ушел на дно.

Покажи свою  задницу  на фоне яркого пейзажа – в сети запустили новый флешмоб
Покажи свою "задницу" на фоне яркого пейзажа – в сети запустили новый флешмоб [фото] 1067 1

Фотографий подобного характера становится все больше. Инициаторы данной затеи призывают "делать мир счастливее при помощи своих ягодиц".

Кому нужна в паспортах граждан Украины  графа  национальность
Кому нужна в паспортах граждан Украины графа "национальность" 1261 1

Эксперты и известные в стране люди поделились с "КП" в Украине" своими мнениями.

Даша Астафьева сделала шаг к своей свадьбе
Даша Астафьева сделала шаг к своей свадьбе 713

Половинка популярного поп-эротического дуэта NIKITA объявила о начале сольной карьеры.

Украинский пианист-виртуоз снял пронзительный клип о Чернобыльской трагедии
Украинский пианист-виртуоз снял пронзительный клип о Чернобыльской трагедии [видео] 312

Евгений Хмара соединил свою музыку с видеорядом, который не оставит равнодушным никого.

Джамала опубликовала нежные фото со свадьбы и открыла тайну платья
Джамала опубликовала нежные фото со свадьбы и открыла тайну платья [фото, видео] 7177

Певица поделилась романтическими фото со своим мужем во время свадебной фотосессии.

Полный провал: Украина проиграла четвертый матч ЧМ-2017 и скатилась в низший дивизион [видео] 39

Наши хоккеисты уступили сборной Казахстана и досрочно потеряли даже теоретические шансы остаться в Дивизионе 1А

Шахтер  и  Динамо  встретятся в финале Кубка Украины
"Шахтер" и "Динамо" встретятся в финале Кубка Украины 141

Лидеры чемпионата Украины выиграли свои полуфинальные матчи в Кубке и теперь нас ждет еще одно классическое противостояние

ФИФА: на Чемпионате мира 2018 введут видеоповторы
ФИФА: на Чемпионате мира 2018 введут видеоповторы 306 1

Предварительно систему протестировали на клубном чемпионате мира.